Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Введение
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100

«СТРОИТЕЛЬСТВО»


Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.

МОСКВА 2007 г.



Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


Введение.

Цель пособия. Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях» рассчитано на  студентов  строительных высших учебных заведений, на сотрудников государственных и муниципальных учреждений, предпринимателей,  населения, а также специалистов из учреждений ГО и ЧС, неправительственных и других организаций и физических лиц, перед которыми стоит задача в той или иной степени противостоять чрезвычайным ситуациям. Целью учебного пособия является углубление знаний данного круга людей относительно природы чрезвычайных ситуаций и способов управления в них, что, в свою очередь, должно повысить степень готовности к возможным катастрофам и обеспечить более успешное на них реагирование. Мы не ставим  под сомнение "неизбежность" разного рода катастроф  и в то же время не считаем, что чрезвычайные ситуации являются чем-то из ряда вон выходящих событий. На наш взгляд чрезвычайные ситуации являются непременным атрибутом естественного хода в развитии социума, и только их масштаб может существенно изменить параметры социума, вплоть до приостановки развития отдельных его элементов. При этом  надеемся, что при изучении учебного пособия будет получен необходимый объем сведений для того, чтобы рассматривать комплекс мер по ослаблению катастрофических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями (или митигацию), как компонент планирования экономического и социального развития, а в самих катастрофах увидит возможности и предпосылки для преобразований в привычном развитии жизнедеятельности.  В настоящем пособии мы употребляем слово "катастрофа" в широком смысле. Мы не будем пытаться отсеивать проблемы, причины которых коренятся в ухудшении окружающей среды и выделять их в особую группу. В пособие также включены комплексные чрезвычайные ситуации, при которых необходимо оказать помощь большим группам населения, оказавшихся перемещенными из-за гражданских конфликтов или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств. Однако в пособии не рассматриваются вопросы, обусловленные военными действиями с применением оружия массового поражения или обычных вооружений, способных создать чрезвычайные ситуации катастрофического характера. В самом общем плане рассматриваются вопросы, связанные с терроризмом. В значительной степени в пособии делается акцент на проблематику строительного характера, включая ликвидацию последствий катастроф.
       Содержание учебного пособия во многом основывается на материале руководства, разработанного в рамках Программы Развития ООН (ПРООН) и Департамента ООН по Гуманитарным Вопросам (ДГВ) и придерживается выработанных в них гуманитарных принципов и методики. В части терминологии,  то она  в значительной степени отредактирована по принятым в РФ правилам. Авторами частично заимствован и использован с последующей  переработкой материал Н. Н. Соломатина (Университет г. Женевы).

Общие цели обучения
Данное пособие преследует следующие цели:
  • привлечь внимание к проблемам управления в чрезвычайных ситуациях;
  • усилить побудительные мотивы;
  • связать полученные знания с практической деятельностью;
  • установить связь между получаемыми знаниями и выработкой определенных навыков управления в чрезвычайных ситуациях.
Мы надеемся, что этих целей можно достигнуть изучая данное учебное пособие, вместе с курсом лекций и выполнением предлагаемых упражнений. В частности, необходимо научиться уметь делать следующее:
  • описывать связь между опасностью, уязвимостью и катастрофами;
  • описывать основные концепции, цели и элементы управления в чрезвычайных ситуациях;
  • описывать все возможные шаги, которые можно предпринять для обеспечения готовности (или для проведения митигационных мер), принимая во внимание их уместность, открывающиеся возможности, ограничительные обстоятельства и разнообразие методов претворения в жизнь этих шагов в зависимости от характера предстоящих преобразований;
  • объяснять цель и функцию учреждений ООН, фигурирующих в «сценарии» чрезвычайных ситуаций, а также знать, какие средства имеются в распоряжении (особенно это касается Группы ООН по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях).

Прежде чем идти дальше, укажите две основные причины, почему вы изучаете курс по управлению в чрезвычайных ситуациях.

Сравните ваши причины с теми, что приводятся ниже:

Необходимость обучения управлению в чрезвычайных ситуациях
       Почему чрезвычайные ситуации и обучение управлению в них являются предметом постоянной заботы правительств разных стран, ООН и особенно ПРООН и ДГВ?
       Какие доводы можно привести в пользу включения данного вопроса в и без того длинный список первоочередных проблем, рассматриваемых на международных форумах?
       Есть несколько ответов на эти вопросы:
  • все чаще правительства обращаются к учреждениям ООН с просьбой взять
на себя координацию действий по оказанию помощи со стороны ООН и других международных организаций. Следовательно, правительства и ООН нуждаются в более полной информации относительно нужд и потенциальных возможностей друг друга.
  • стихийные и другого рода бедствия представляют собой нарастающую проблему; они требуют все большего внимания со стороны правительств и занимают все больше места в основной деятельности ООН. В тех странах, в которых часто случаются стихийные бедствия, последние неблагоприятным образом влияют на осуществление программ ПРООН, проводимых в стране. Выполнение этих программ замедляется и откладывается на неопределенный срок, пока страна не оправится от последствий катастроф.
  • катастрофы - это не повседневные события, и соответственно они требуют неординарного реагирования. Правительственные учреждения  не  могут адекватно отреагировать на них с помощью обычных методов. Они должны приобрести специальные знания и навыки.
  • катастрофы тесно связаны, по крайней мере с четырьмя другими приоритетными проблемами, которыми ПРООН занимается непосредственно или в качестве вспомогательной организации, а именно: проблема перемещенных лиц, беженцев, возвращенцев, женщин и проблема защиты окружающей среды. Все эти проблемы частично перекрывают друг друга. Обучение по одной из этих программ будет иметь результатом совершенствования профессионального мастерства сотрудников ПРООН в целом.
       ДГВ обладает в этой области признанными  на международном уровне полномочиями и должен координировать действия по готовности, митигации, а также по реагированию на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В конкретной стране интересы ДГВ представляет ПРООН. На эти две организации возложена задача способствовать углублению знаний о чрезвычайных ситуациях, а также, в случае необходимости, привлекать к сотрудничеству другие учреждения ООН.
       Постоянные представители ПРООН и штатные сотрудники этой организации, работающие в зоне бедствия, должны обучаться совместно с сотрудниками родственных им учреждений методам координированного и адекватного реагирования.
       Мировая общественность проявляет повышенное внимание к катастрофам.     Правительства и ООН занимают ответственную позицию, а средства массовой информации (СМИ) внимательно следят за всем происходящим. Учреждения ООН и правительства государств - членов этой организации должны использовать свою компетенцию и опыт, чтобы люди не сомневались в том, что требуемая помощь оказывается - или будет оказана в случае необходимости.

Методы обучения
       Данное учебное пособие рассчитано как на студентов, обучающихся по строительным  и смежным специальностям и изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», так и на людей, занимающихся самостоятельно, обучающихся по образовательным программам  экстерната. Приводимые ниже методы обучения рассчитаны для использования студентами. Чтобы облегчить задачу экстернам (самообучающимся), текст учебного пособия максимально приближен к устным объяснениям преподавателя, а методы - к методам ведения лекций и  семинаров.
Методы работы на семинаре включают:
  • групповые дискуссии;
  • видео - средства;
  • бзорные занятия;
  • упражнения на самостоятельную оценку чрезвычайных ситуаций,
       Можно использовать данное учебное пособие для того, чтобы останавливаться и проверять свои знания с помощью вопросов, которые мы включили в текст. Записывайте свои ответы на эти вопросы прежде, чем идти дальше, чтобы проверить, правильно ли вы поняли ключевые моменты текста.
       Текст разделен на четыре части. В первой части описывается что такое "опасности", почему они превращаются в катастрофы и какое влияние они оказывают на социально-экономическое развитие.
       Часть вторая определяет сферу деятельности по управлению в чрезвычайных ситуациях, вашу возможную роль в этой деятельности, и концентрирует внимание на некоторых аспектах готовности.
       В третьей части моделируются катастрофы и исследуются возможности реагирования на них.
       Четвертая часть посвящена митигации. В ней митигация представляется в виде комплекса мер, которые уменьшают риск и негативное воздействие катастроф.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar