Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Предисловие
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.


Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


ПРЕДИСЛОВИЕ.

       Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях» подготовлено на базе примерной учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в модификации «Безопасность строительных систем». Данная учебная программа была  разработана для реализации основной образовательной программы подготовки по направлению «Строительство». Развитием указанной программы является программа  дисциплины «Экологическая безопасность строительства». В связи с тем, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивается за счет федерального компонента учебного плана, то она является одной из основополагающих дисциплин, формирующего современного строителя с высшим образованием. Это означает, что основные положения примерной учебной программы полностью распространимы на подготовку бакалавра по направлению  «Строительство» как действующего, так и вновь разрабатываемого государственного образовательного стандарта по этому направлению. Высокая значимость для конкретного человека или общности людей излагаемых в курсе «Безопасность жизнедеятельности» положений позволяет распространить ее и для других направлений подготовки в высшей школе, а универсальность понятий и их жизненная необходимость дает возможность использования как программы, так и разработанных на ее основе учебно-методических материалов для разрабатываемой двухуровневой системы высшего образования в нашей стране. В этой связи учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях» может быть успешно применено при обучении в бакалавриате по  направлению «Строительство», а отдельные его разделы могут быть использованы и при реализации магистерских программ. В целом учебное пособие является одним из базовых учебных материалов для подготовки бакалавров в рамках ООП «Экологическая безопасность строительства» и служит дополнительным учебным материалом к учебникам «Основы экологической безопасности строительства» (бакалавриат) и «Экологическая безопасность строительства» (магистратура).
       Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях» расширяет основной круг знаний студентов по умению использовать государственные источники информации об окружающей среде, о произошедших и возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях и принципиальные положения международного и государственного законодательства в этой области; распознавать произошедшие и прогнозировать возможные изменения в природной и техногенной среде при чрезвычайных ситуациях различного характера, принимать по ним оперативные решения; использовать сведения о воздействиях и последствиях чрезвычайных ситуаций; организовывать и при необходимости проводить неотложные аварийно-спасательные, ремонтно-восстановительные, эвакуационные мероприятия, включая санитарно-гигиенические меры по обеспечению безопасности людей и локализации развития произошедшей аварии или катастрофы; применять специальные сведения по психологии поведения людей в экстремальных ситуациях; производить первичную оценку экономического, экологического и социального ущерба при чрезвычайной ситуации; владеть современными информационными технологиями и использовать их при принятии инженерных и управленческих решений для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; применять современные способы оповещения при риске возникновения аварий и катастроф. В определенной степени в учебном пособии дается представление о необходимости   приобретения  навыков в  количественной оценке и прогнозе, возникших при чрезвычайных ситуациях изменений в природной и техногенной средах; в  контроле качества строительной продукции; в первичной оценке экономического, социального и экологического ущерба от чрезвычайной ситуации; в оценке и прогнозе последствий чрезвычайных ситуаций на базе современных информационных технологий.
       Учебное пособие базируется на международном опыте управления чрезвычайными ситуациями и  рассматривает следующие основные вопросы:
       Готовность к катастрофе. Группа по управлению в чрезвычайных ситуациях. Группа ООН по управлению в чрезвычайных ситуациях. Группа страны по управлению в чрезвычайных ситуациях. Задачи, роль и ресурсы ООН. Роль и ресурсы ПРООН, ДГВ и других учреждений ООН. Координация: постоянный координатор и ГЧС ООН. Готовность к катастрофам. Составляющие готовности. Готовность к медленно надвигающейся или внезапно наступающей катастрофе. Готовность к системе ООН Перечень основной информации, необходимой ГЧС ООН. Оценка уязвимости и риска. Управление рисками. Вероятность риска. Допустимая степень риска. Оценка риска и уязвимости. Уязвимость беженцев и перемещенных лиц.
       Реагирование. Цели чрезвычайной помощи и помощи в период восстановления. Предупреждение. Эвакуация и миграция. Поиск и спасение. Оценка ситуации. Чрезвычайная помощь. Снабжение. Официальные службы связи и информации. Безопасность. Управление чрезвычайными ситуациями. Реабилитация и реконструкция. Оценка ЧС и катастроф. Цели оценки. Процесс оценки. Оценка различных типов катастроф. Использование данных оценок. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях. Основные действия и действующие лица при реагировании на внезапную чрезвычайную ситуацию. Оперативные сводки: обмен информацией с ДВГ; сообщения, содержащие сигнал тревоги. Действия по координации и информированию. Реабилитация и реконструкция. Приоритеты и возможности в период реабилитации и реконструкции.
       Митигация. Выбор правильной цели для митигационных мероприятий. Действия по уменьшению риска. Список митигационных мероприятий. Время проведения митигационных мероприятий. Сотрудничество ООН на этапе митигации. Митигация в контексте развития. Оценка митигационной политики и возможностей. Источники информации. Техническая экспертиза. Выбор проекта и его доработка. Оценка проектов, осуществляемых в зоне риска. Перечень вопросов при планировании митигационных мероприятий. Формуляр «Катастрофа и развитие: оценка проекта». Диаграммы временного континуума.
       В учебном пособии рассмотрены вопросы организации управления чрезвычайными ситуациями в Российской Федерации и показаны основные принципы и процедура действий как на федеральном, так и на региональном, вплоть до «объектового» уровня. В приложениях к учебному пособию приведен комплект карт природных и техногенных опасностей на территории Российской Федерации, которые позволяют обучающемуся и преподавателю использовать их при рассмотрении вопросов уязвимости территорий при проведении практических занятий по курсу.
       Авторы выражают глубокую благодарность за работу по подготовке иллюстративного материала сотрудникам МГСУ Потапову И.А. и Коргиной М.А.  в значительной мере обеспечивших качество данного учебного пособия.
Авторы будут признательны за замечания на данную работу, так как это по существу одна из первых попыток обобщения опыта по управлению чрезвычайными ситуациями и естественно она не могла избежать неточностей и погрешностей.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0