Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Оценка ЧС и катастроф
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.


Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.

       Оценка - это процесс измерения силы воздействия катастрофы на общество. При этом первостепенной задачей является определение степени необходимости и характера немедленных действий по оказанию чрезвычайной помощи для спасения и поддержания жизней оставшихся в живых людей. Следующей по важности задачей является определение возможностей для восстановления экономики и ускорения ее дальнейшего развития.
       Оценка - это процесс, затрагивающий многие отрасли знаний. Он проводится поэтапно и включает как немедленные исследования на месте, так и сравнение, оценку и интерпретацию информации, поступающей из разных источников. Эти исследования учитывают как прямые, так и косвенные потери, а также как непосредственное воздействие катастрофы, так и ее последствия, которые будут ощущаться в течение длительного времени. Оценка включает не только установление того, что случилось и какая помощь может потребоваться, она также выявляет лиц наиболее нуждающихся в чрезвычайной помощи и способы доставки этой помощи жертвам катастрофы.
       Некоторые виды оценок специально ориентированы на оценку причиненного ущерба. Они включают специфические цифровые подсчеты материального ущерба. При оценке могут также даваться рекомендации по ремонту сооружений, оборудованию, а также по восстановлению экономической деятельности.

Цели оценки.
       Первая цель оценки - определение наличия чрезвычайной ситуации. Следующий шаг - определение очередности и характера действий, которые следует предпринять,
а также средств, которые понадобятся для того, чтобы обезопасить жизнь и здоровье людей и предвосхитить те серьезные проблемы, которые могут возникнуть в будущем.
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются организации, занимающиеся оценкой - это заявления о том, что все материальные потери и потребности оставшихся в живых людей должны быть возмещены или удовлетворены исключительно из внешних источников. В то же время, задача оценки заключается, как раз в обратном: следует определить, какие ресурсы имеются в наличии в самой, включая ее организационные, медицинские и снабженческие возможности. Оценка должна помочь наилучшем образом использовать имеющиеся ресурсы. Кроме того, оценка должна установить, в чем с точки зрения самих пострадавших они больше всего нуждаются.
       Другая проблема, с которой сталкиваются производящие оценку люди, если они родом не из данного района, - это выявление различий между «хроническими» потребностями населения и теми, которые порождены катастрофой. Для того, чтобы определить, где кончаются одни и начинаются другие, следует иметь некоторые «отправные данные». Поскольку результаты оценки вносят свою лепту в разработку программы реагирования, то организация, ответственная за реагирование, должна быть осведомлена о линии правительства относительно чрезвычайной помощи. Это поможет в оценке необходимой дополнительной помощи, представляемой национальными и международными организациями.
ЦЕЛИ ОЦЕНКИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ИХ РАЗВИТИИ.
Фаза предупреждения.
  • Определить, насколько эффективны те меры, которые население принимает для защиты жизней и имущества от ожидаемой катастрофы.
  • Обеспечить включение мероприятий по оценке в план готовности.
Чрезвычайная фаза.
  • Подтвердить наличие чрезвычайной ситуации и дать предварительную оценку нанесенному ущербу.
  • Определить "группы населения подверженных риску", охарактеризовать их и дать количественную оценку.
  • Помочь в определении первоочередности действий по уменьшению непосредственного риска и необходимости ресурсов.
  • Определить возможности самой страны, включая имеющиеся у нее организационные, медицинские ресурсы и средства материально-технического снабжения.
  • Помочь предвосхитить серьезные проблемы, которые появятся в будущем.
  • Помочь в проведении работ по управлению и контролированию реагирования.
Фаза реабилитации.
  • Определить первоочередные потребности пострадавших людей.
  • Определить курс правительства в отношении гуманитарной помощи.
  • Произвести количественную оценку необходимой помощи, предоставляемой национальными и международными организациями.
  • Следить за результатом и эффективностью мер по оказанию помощи и реабилитации.
Фаза восстановления экономики.
  • Определить ущерб, нанесенный основным отраслям экономики и то, как он может отразиться на программе развития.
  • Оценить воздействие катастрофы на текущие программы развития.
  • Определить новые возможности развития, предоставленные катастрофой.
Процесс оценки.
Процесс оценки не должен быть пущен на самотек. Все действия, из которых он складывается, должны быть спланированы вплоть до мелочей. Обычно это следующие действия:
  • Определить характер необходимой информации и надежные источники.
  • Собрать данные.
  • Проанализировать и проинтерпретировать данные.
  • Представить доклад с выводами, рекомендациями и прогнозами, а также альтернативными мерами ответственным за планирование и принятие решений.
       Поскольку в процессе реагирования ситуация постоянно меняется, оценка превращается в своеобразную амбразуру, из которой ведется наблюдение за ходом событий с целью последующего внесения изменений в план реагирования. Возникает непрерывный процесс, при котором оценка ведет к пересмотру и корректировке действий, затем все действия повторяются в той же последовательности.
Оценка различных типов катастроф.
       Планы оценки составляются с учетом типа катастрофы. При внезапно наступившей катастрофе, как правило, требуется различная помощь многим населенным пунктам в поиске раненых, в проведении спасательных работ, восстановлении служб жизнеобеспечения на протяжении двух первых дней после катастрофы. Характер требуемой помощи постоянно меняется, что приводит к путанице и неразберихе. Например, некоторые действия не терпят отлагательств и потому они зачастую опережают мероприятия по оценке. При этом используется опыт, приобретенный во время решения проблем управления предыдущих ЧС.
       В случае с перемещенными лицами и во время голода, период между обращением за помощью и получением помощи может быть довольно длительным, поскольку доноры не торопятся выделять большие суммы денег ввиду отсутствия четкой информации. Среди первоочередных потребностей, которые нуждаются в оценке, можно назвать проведение прививок (в частности против кори), определение запасов воды, контроль за запасами питания, учет транспортных средств для перевозок различных видов грузов, введение системы регистрации. Жизненно важной является ранняя оценка количества населения, проживающего в зонах риска.
       Длительные чрезвычайные ситуации могут растянуться на месяцы и годы. В этих условиях можно произвести детальную оценку и приспособиться к меняющимся требованиям ситуации.
Использование данных оценок.
       Оценка помогает принимать правильные решения. Ее результатами пользуются те, кому предстоит принять решение о финансировании или выбрать правильную стратегию в постоянно меняющейся обстановке. В оценке можно выделить три
аспекта: составление общей картины, оценка ситуации и планирование реагирования.
       Следует начинать работу по оценке с составления картины: где и в каких условиях находятся люди, какие службы еще функционируют, какие ресурсы еще сохранились.
       Оценка ситуации должна определить последовательность действий. Сама ситуация, как уже было сказано, часто бывает запутанной и беспрерывно быстро меняющейся, поэтому нужно уметь прогнозировать ее наиболее вероятно- дальнейшее развитие. Обработанные данные оценки могут помочь в следующем:
  • определении и оценке ситуаций, требующих принятия соответствующих решений;
  • выработке оперативных стратегий;
  • установлении целей и потребностей:
  • определении возможных альтернативных мер;
  • анализе альтернативных мер: их оценке;
  • интерпретации и выборе: сравнении альтернативных мер.
       Последний этап оценки - это планирование чрезвычайных мероприятий в ответ на создавшуюся ситуацию. Сюда входит детальное распределение обязанностей, опись имеющихся ресурсов и планирование их использования.
. Назовите цели оценки по каждой из ниже перечисленных фаз катастрофы:

Предупреждение:
Чрезвычайная помощь:
Реабилитация:

Восстановление экономики:

ФОРМУЛЯР 2: ОБРАЗЕЦ СБОРНИКА ВОПРОСОВ ПО ОЦЕНКЕ НУЖД ОТДЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (СЕМЬИ)
ДАННЫЕ ОБЗОРА
Наблюдатель:. Дата обзора: _
ДАННЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СЕМЬЮ Глава семьи:
Адрес до катастрофы:
Адрес после катастрофы:
Количество М             Ж
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
1. Состав семьи
a) глава семьи                                                    
б) супругаc
в) число подростков (13-18 лет)
г) число детей (1-12 лет)                                   
д) прочие, проживающие по адресу до Ч С       
е) всего проживающих по адресу до ЧС
2. Потери (впишите соответствующее число)
a) число проживающих, получивших легкие ранения
б) число жителей, получивших увечья и ушибы (находящихся на дому)
в) число госпитализированных
г) погибшие
3. Все ли пострадавшие были найдены? Да/Нет
4. Если нет, каково их число?
ВОДА
5. Наличие питьевой воды до катастрофы:
a) водопровод
б) колодец на участке
в) колонка
г) общий колодец
д) течение реки
е) озеро или водохранилище
ж) другие
6. Наличие воды после катастрофы
a) то же как указано выше
б) автоцистерна, предоставленная
г) временные контейнеры воды, предоставленные
д) другие
7. Грязная ли вода? Да/Нет
8. Работает ли сейчас прежнее водообеспечение?
a) да, полностью
б) временами
в) нет, не работает
9. Если вода платная, кому и сколько вы платите?
a) сумма__           за__       литров
б) кому выплачено:___
10. Со времени катастрофы кто-либо из семьи имел ли:
a) серьезные проблемы с пищеварением (понос)
б) рвоту
ПИТАНИЕ
11. Спасла ли семья продукты из дома? Да/Нет
12. Число дней на которое хватило запаса?
a) 1-2 дня
б) 3-7 дней
в) более 7 дней
13. Можете ли вы покупать нужные вам продукты на местных рынках? Да/Нет
14. Если нет, сколько вам продуктов необходимо?
a) на неделю
б) на 2 недели
в) на больший период
15. Получал ли кто-либо из членов семьи продовольствие   от:
а) правительства __  
б) ООН
в) церкви
г) школы 
д) благотворительных организаций
е) другие
ВЕЩИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
16. Помня о том, что многие люди нуждаются в помощи, нуждается ли ваша семья в чем-либо из следующего:
Вещи                                             Количество
a) одеяла
б) постельное белье                           
в) пластиковые щиты
г) фонарики
д) контейнеры
е) одежда для мужчин
ж) одежда женская
з) одежда для подростков
и) одежда для детей
ГОРЮЧЕЕ
17. Что использовалось для приготовления пищи до ЧС?
a) газ из газопровода
б) газовые колонки
в) керосин
г) дрова
д) прочее
18. Если ответ а) или б), есть ли утечки газа? Да/Нет
19. Если ответ а), было ли восстановлено газоснабжение и обслуживание? Да/Нет
САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА
20. Какой тип удобств имелся в хозяйстве до ЧС?
a) туалет и канализация
б) общественный туалет в доме
в) общественный туалет в городе, деревне
г) уборные на участке
д) открытые уборные
е) другие
21. Если ответ а) или б), работает ли туалет? Да/Нет
ПОМОЩЬ ПО ЖИЛИЩУ
22. Требуется ли помощь семье в нижеперечисленном?
a) временное жилье
б) строительные материалы/инструменты для временного жилья
в) строительные материалы/инструменты для ремонта дома



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar