Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100

«СТРОИТЕЛЬСТВО»


Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.

МОСКВА 2007 г.



Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».

       Излагаемый материал учебного пособия  посвящен анализу вымышленного случая, который сконструирован на основании событий, часто происходящих в реальной жизни. Приводимый случай  демонстрирует, как функционирует или, наоборот, отказывается функционировать та или иная система управления и реагирования в стране во время ката-строфы. При описании действий различных, в том числе и международных, организаций был использован фактический материал. Ураган, как чрезвычайная ситуация, был выбран в качестве темы, потому что он по своим характеристикам  и по частоте проявлений в разных регионах планеты позволяет взглянуть не только на действия, предпринимаемые после наступления катастрофы, но и те действия, которые предшествуют катастрофе и осуществляются после получения сигнала тревоги. Хотя каждый тип катастрофы уникален, описываемый сценарий является типичным для всех внезапно наступающих природных катастроф. Материал основан на подлинных событиях, но приводимые примеры предназначены только для целей обучения и ни в коем случае не бросают тень ни на одну организацию и не подвергают сомнению ее возможности. Большая часть из использованных названий организаций являются вымышленными, но  они близки к широко распространенным в разных странах, включая Россию.
       Задача студентов заключается в том, чтобы прочесть это изложение  событий и проанализировать каждое действие с точки зрения его соответствия требованиям ситуации: правильно или неправильно оценена ситуация, правильно ли было принято решение, было ли принято соответствующее решение с учетом всей имеющейся информации или что-то было упущено? Правильно ли были спланированы мероприятия?

Геополитический и социально-экономический контекст.
Республика Бушленд - это небольшая густонаселенная страна, расположенная южнее экватора, в тропической зоне, расположенная  вблизи побережья океана. Часть территории образует неглубокий залив. Прибрежная линия составляет  более 60% внешних границ республики. Равнинная часть занимает примерно 40% территории, остальная часть сельской местности гористая. Леса сохранились на небольшой части вблизи предгорий. На побережье значительное число небольших одиноко стоящих рыбацких поселений. Большая часть плодородных равнинных земель занята фермерскими хозяйствами, выращивающими различные сельхозкультуры, но главным образом, рис для своего потребления.  Мелкие фермеры в горной части страны ведут хозяйство на размытых дождевой эрозией горных склонах, ранее покрытых густым лесом, а в настоящее время лишенных практически всякой  растительности по причине многолетней бездумной вырубки лесов. Небольшая часть фермеров держит домашний скот, а возделывание практически неплодородной почвы позволяет им получать урожай только для собственного потребления. В связи с этим, чтобы прокормить семьи, многие сельские жители вынуждены были перебраться в столицу, расположенную на южном побережье. Большая часть этих семей ютится в хижинах, которые образуют трущобы города. Некоторые из этих семей переехали в Нью-Кап, новый город, построенный в болотистой местности в нескольких километрах от столицы. Этот город, расположенный всего на один метр выше уровня моря, является предметом горячих споров между правительством и оппозицией. Правительство усиленно рекламирует его как образцовый, а оппозиция называет это "скоростным строительством трущоб", а среди жителей он именуется «Бидонвиллем».
Ураган, обрушившийся на республику Бушленд; хронология событий.
27 августа
       Морские суда, находящиеся в плавании докладывают метеорологическим станциям о том, что ими фиксируется быстрое падение атмосферного давления. Согласно установленным правилам метеорологические станции передают эту информацию в  аналитический центр Международной сети слежения за ураганами (МССУ), которая после обобщения полученных данных подтверждает формирование области пониженного давления и оповещает страны, находящиеся вблизи от этой области.
28 августа
       Анализ данных наблюдения со спутников и самолетов показал, что область пониженного давления превратилась в тропический шторм.
       В республике Бушленд  начальник Метеорологической службы, следуя предписанной процедуре, оповещает директора Чрезвычайного комитета по готовности (ЧКГ)¹.  Начальник метеослужбы анализирует данные , чтобы установить время первого сигнала тревоги, который по установленным правилам дается за 48 часов до предположительного начала урагана и  далее определить  момент официального оповещения населения (за 24 часа до начала урагана). Директор ЧКГ оповещает некоторых членов правительства, занимающих ключевые посты, и предлагает им принять меры на случай, если шторм превратится в ураган. Через час краткая метеосводка, с упоминанием об урагане, передается  по национальному радио.
       Население не обращает особого внимания на это сообщение, поскольку ураган находится еще в 1200 км от побережья.
29 августа
       Данные космической фотосъемки, полученные в МССУ, и разведывательные полеты самолетов свидетельствуют о том, что
тропический шторм превратился в настоящий ураган. МССУ предупреждает о возникшей опасности страны, расположенные в уязвимом регионе и по установленной процедуре различные международные организации.
       В Бушленде в 2 часа дня директор ЧКГ созывает собрание руководителей управлений на 7 часов вечера, чтобы сообщить им последние данные о продвижении урагана и предполагаемом направлении его следования. На собрании присутствует всего 7 из 12 членов комитета. Начальник метеослужбы делает повторное сообщение. Члены комитета просят его предсказать направление движения урагана, но синоптик отказывается. Один из членов комитета звонит из другого помещения в МССУ. Он получает более детальную информацию о направлении следования урагана. Сотрудник МССУ, с которым он беседует по телефону, добавляет, что по его личному мнению ураган вряд ли обрушится на республику Бушленд, потому что он движется в направлении, которое уведет его к северу от этой страны. Закончив разговор, член комитета возвращается к остальным и рассказывает им о том, что он узнал. Комитет решает не делать пока официального заявления, поскольку это может понапрасну встревожить население страны.
       Приблизительно в это же время проходит очередное совещание Ассоциации Гуманитарных Организаций Бушленда (АГОБ), на котором председательствует Премьер-министр республики. В конце совещания один из  присутствующих задает вопрос относительно планов на случай урагана. Председательствующий в категоричной форме отвечает, что «в республике Бушленд ураганов не бывает».
30 августа
       Ураган набирает силу и движется на запад. Ежечасно по радио на основании различных отрывочных сведений передаются сообщения о его местонахождении, но официального подтверждения из МССУ и национальной метеослужбы пока нет.         По многим данным выясняется, что он поменял направление и теперь движется в направлении северо-восточного побережья республики Бушленд.
       В 10 часов утра проводится следующее совещание  в ЧКГ. Метеорологическая служба заявляет, что если ветер не изменит направления, во второй половине дня она обязана дать первый сигнал тревоги. Комитет приступает к составлению оперативных планов. Первый пункт на повестке дня - это найти прочное сооружение, оборудованное всеми средствами связи, для размещения в ней Центра по Чрезвычайным Операциям.
       В течение второй половины дня происходят совещания в различных министерствах, посвященные подготовке к урагану. Основное внимание на них уделяется проблеме защиты материальной части министерств. Управление общественных работ по просьбе министерств предоставляет строительные материалы и мешки с песком для защиты сооружений, расположенных в низменных районах, подверженных большому риску, однако предоставленные материалы  очень скоро оказываются исчерпанными. Защитные мероприятия проводятся на значительной части побережья, в то же время районам, удаленным от побережья, уделяется гораздо меньше внимания.
Красный Крест республики Бушленд просматривает свои планы по борьбе с катастрофой. В его распоряжении имеются инструкции, разработанные Союзом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, которые можно взять за образец. По мере того, как сотрудники национального Красного Креста и Красного Полумесяца знакомятся с этими инструкциями, им становится ясно, что большинство из тех мероприятий, которые рекомендуется провести, нужно было осуществить давным-давно, и уже мало, что можно сделать теперь, когда до наступления катастрофы остались считанные часы. Тем не менее, на основании обсуждения, на заседании руководителей директор местного Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца рапортует правительству: «Красный Крест республики Бушленд к встрече урагана готов».
31 августа
       В МССУ установлено, что к  1 часу ночи шторм еще больше усиливается. В 1 час 15 минут метеорологические станции  Бушленда и других сопредельных стран по радио и телевидению предупреждают о надвигающемся урагане.
       Премьер-министр Бушленда справляется, как обстоят дела в ЧКГ. Директор ЧКГ уверяет его, что все возможное делается. В это время ЧКГ пытается разработать план эвакуации и найти куда-то затерявшийся список зданий, предназначенных для убежища от урагана, который должен быть передан СМИ.
       Проснувшись на рассвете, жители республики Бушленд узнают по радио  и срочных выпусков по телевидению неоднократно повторяющееся сообщение о приближающемся урагане. Газеты публикуют только что найденный список зданий, предназначенных для убежища от урагана. Этот список настолько устарел, что многие из указанных зданий в нем уже не существуют. Несколько позднее представитель ЧКГ зачитывает по радио «новый» список убежищ и убеждает жителей низинных районов, расположенных вдоль побережья,  о срочной необходимости эвакуироваться.
       К полудню в Бушленде единственным признаком приближающегося урагана является несколько более высокий прилив, волны которого наступают на восточное побережье. Ветер стал порывистым, время от времени льет ливневый дождь.
       У сотрудников ЧКГ не хватает времени. Масса мероприятий остается не выполненной, и каждую минуту кто-нибудь вспоминает о какой-либо мере предосторожности, которую следует еще выполнить.
       В 4 часа 30 минут дня прибывают зарубежные телевизионные группы для передачи репортажей с места событий. Их первый репортаж посвящен спекуляции чрезвычайными запасами и показывает несколько вооруженных владельцев магазинов, защищающих свое имущество от грабителей.
       В 5 часов дня метеослужба объявляет, что ураган изменил свой направление и теперь движется к центральной и южной части страны. Ожидается, что он обрушится на страну утром следующего дня. Шквальный ветер уже достиг скорости 60 км/час.
Это сообщение очень взволновало членов ЧКГ. Предпринимавшиеся меры предосторожности были направлены на защиту северных районов, юг оставался без внимания. Немедленно был дан сигнал об эвакуации жителей Нью-Капа.
       Двадцать минут спустя Премьер-министр выступает по национальному радио и телевидению с обращением к населению в низменных районах и призывает их эвакуироваться как можно скорее. Он предлагает тем, кто не успевает, спасаться в церквях и школах.
       В Нью-Капе вода поднялась на один метр выше нормы. Вода заливает дамбу, которая идет отделяет жилые кварталы от моря и размывает полотно дороги. Транспортные средства увязли в грязи. Жители Нью-Капа решают уйти подальше от моря. Осталась всего одна лишь дорога, которая связывает прибрежные районы города с теми, которые расположены несколько выше над уровнем моря. Однако эта дорога также расположена низко и ее пересекают две реки, которые вышли из берегов. В 10 часов вечера  единственный мост над одной из них рушится, и люди не могут уйти дальше.
       Телеграмма о тяжелом положении отправляется Нью-Капа в ЧКГ. ЧКГ приказывает направить туда инженерный батальон для эвакуации людей. Армия направляет к разрушенному мосту понтоны по дороге, но к тому времени, когда груз приходит к месту назначения, море становится настолько бурным, что от этого плана приходится отказаться. 2500 семей взбираются на крыши своих домов. 2000 человек при этом гибнут.
1 сентября
       Связь между столицей и отдаленными районами прервалась. В 2 часа ночи центр циклона был над городом Челсвик, в 45 км севернее столицы. Сила ветра в столице достигла 200 км/ч.

После катастрофы.
К рассвету 1 сентября сила ветра снизилась до 100 км/ч, и некоторые люди осмелились выйти на улицу, чтобы посмотреть, какой ущерб нанесен городу. В 10 часов утра порывы ветра были еще очень сильны, но уже можно было покидать убежища, не подвергая свою жизнь большой опасности.
       В столице ветер принес большие разрушения. Почти каждый дом пострадал в большей или меньшей степени. Бедные районы пострадали очень сильно, 85% строений разрушено полностью. Количество раненых настолько велико, что превышает на 200% количество мест в больницах.