Готовность к катастрофам
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Содержание.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
Концепция готовности к катастрофам в целом очень проста. Готовность - это наличие в момент катастрофы соответствующих систем, методов и ресурсов для оказания чрезвычайной помощи тем, кто пострадал в катастрофе, а также для способности в организации помощи своими средствами.
Готовность к чрезвычайным ситуациям нацелена на то, чтобы свести к минимуму потери благодаря эффективным предупредительным действиям и обеспечить своевременное, уместное и эффективное реагирование.
Это определение устанавливает довольно широкие рамки для фазы "готовности", и для этого необходимо остановиться подробнее на отдельных аспектах этого определения.
1) "свести к минимуму потери".
Сокращение риска при катастрофе направлено на то, чтобы свести к минимуму негативные воздействия существующей опасности, путем ликвидации очагов уязвимости, которые первыми бы оказались под ударом, а также путем уменьшения самой опасности, до того, как она примет размеры катастрофы. Существует также точка зрения, согласно которой некоторые группы населения все равно останутся уязвимыми и что фаза "готовности" распространится и на период после катастрофы.
2) "благодаря эффективным предупредительным действиям".
Важно отметить, что не случайно говорится о "предупредительных действиях". Слишком часто конечный продукт готовности рассматривается как статический план, который разрабатывается на бумаге и убирается "в стол", пока не понадобится. Напротив, готовность к катастрофе должна рассматриваться как активный и продолжительный процесс. Конечно, нужно разрабатывать и планы, и стратегии, но и те, и другие должны быть динамичны, их нужно проверять и изменять применительно к меняющейся обстановке.
3) "обеспечить своевременное, уместное и эффективное реагирование".
Наверное, одним из наиболее сложных аспектов руководства в чрезвычайных ситуациях является правильный расчет времени. В фазе готовности к катастрофе правильный расчет времени также важен. Часто быстрота и расчет времени рассматриваются как синонимы, что абсолютно неверно, поскольку смешиваются два разных понятия. Решения, приуроченные к определенному моменту времени, должны принимать во внимание временное соотношение, к примеру, между моментом начала поставок гуманитарной помощи и первыми результатами, Случается, что при некоторых видах катастроф, например при наводнениях, некоторые предметы первой необходимости, например убежище и одежда, нужны немедленно. Быстрота в таких случаях играет решающую роль для облегчения положения пострадавших. Однако, существуют и другие формы гуманитарной помощи, которые при определенных условиях могут оказывать подрывное действие на экономику. Наглядный пример - продовольственная помощь. Известно, что слишком поспешные поставки огромных партий продовольствия без предварительной оценки местного рынка и возможности сельского хозяйства могут подорвать местную экономику и поставить ее в нежелательную и недозволенную зависимость. Своевременность, а не быстрота должна быть критерием готовности.
Точно также тщательных исследований требует вопрос уместности помощи. Он более сложен, чем обычно приводимые в качестве примера истории со свиными консервами для мусульманских стран и туфлями на высоких каблуках для пострадавших от наводнения мусульманских женщин. Этот вопрос затрагивает очень важную и естественную связь между готовностью к катастрофе, восстановлением экономики и реабилитацией. В конечном счете, все таки возникает вопрос, направлена ли одна из основных целей готовности - оказание адекватной помощи - только лишь на то, чтобы помочь пострадавшим выжить в данной катастрофе, или же, помогая им выжить, готовность одновременно должна прокладывать дорогу последующему восстановлению разрушенной экономики?
4) "эффективное реагирование".
Эффективность организации и поставок казалось бы являются очевидными критериями эффективности готовности. Систематическое планирование, правильно проводимое распределение, четко очерченные обязанности - все это очень важно. Однако, слишком часто чрезвычайные ситуации порождают хаос. Наилучшие планы могут ослабить хаос, но не могут его уничтожить. Насколько только возможно, планы по готовности должны предвидеть источники хаоса; кроме того, нужно заранее продумать, какие шаги следует предпринять, если планы провалятся. Критерий эффективности становится особенно важным, когда речь идет о распределении. Ключ к эффективности - это способность доставки необходимой помощи наиболее уязвимым группам людей. Слишком часто случается, что гуманитарная помощь - как продукты питания, так и другие предметы первой необходимости, прибывают на место катастрофы, а там не оказывается такой системы, которая гарантировала бы, что их получат те, кто в них больше всего нуждается. В конечном счете, наиболее важной проверкой эффективности является то, что нуждающимся людям оказывается адекватная помощь.
Составляющие готовности.
Готовность складывается из девяти основных компонентов, которые образуют основу для национальной стратегии готовности.
Оценка уязвимости.
Фундаментом всех аспектов управления в чрезвычайных ситуациях является информация. Это кажется очевидным, и в то же время это как раз тот момент,
который часто игнорируют. Руководитель группы по управлению в чрезвычайных ситуациях может знать, что тот или иной географический регион или та или иная группа населения подвержены воздействию внезапной или медленно надвигающейся опасности. Тем не менее, на практике, пока не принято решение о систематическом сборе информации и ее оценке, этот руководитель будет работать в информационном вакууме. Производить оценку уязвимости и собирать соответствующий материал - это один из путей, который ведет к созданию инструмента по управлению в чрезвычайных ситуациях.
Планирование.
Все действия, направленные на обеспечение готовности, в конечном счете выливаются в планы, которые затем обсуждаются и претворяются в жизнь. Сами планы будут описаны в связи с другими компонентами системы готовности.
Организационная структура учреждений и управление.
Координированная система готовности и реагирования является предпосылкой любого плана готовности. Любое системное построение зависит от традиций и структуры правительства в конкретной стране. Без обеспечения "горизонтального координирования" на уровне центрального правительства между министерствами и ведомствами, а также "вертикального координирования" между центральными и местными органами, план быстро распадается на части. Поэтому нужен специальный орган для принятия решений, комитеты в министерствах для координирования плана, специальные центры в каждом министерстве, ответственные за претворение плана в жизнь и за связь, а также региональные структуры и структуры на уровне органов местного управления для претворения плана в жизнь на местном уровне.
Информационные системы.
План подготовительных мероприятий должен иметь систему информации. Для медленно надвигающихся катастроф она будет складываться из процесса сбора информации и системы наблюдения для обновления информации о возможном начале катастрофы и своевременном предупреждении. Для внезапно наступающих катастроф должна быть аналогичная система для прогнозирования катастрофы, предупреждения населения и получения информации о ходе эвакуации.
Ресурсы.
Ясно, что потребности в чрезвычайных ситуациях будут зависеть от типа опасностей, и их соответствия планам подготовительных мероприятий. Эти потребности должны быть четко определены и должны охватывать все аспекты оказания гуманитарной помощи и восстановления экономики. Диапазон первостепенных нужд очень велик, чтобы перечислить их все в данном пособии; в следующем списке приводятся наиболее важные из них:
- жилье;
- медикаменты;
- продукты питания;
- дополнительные продукты питания;
- системы связи;
- транспорт и организация поставок;
- наличие работников для оказания срочной помощи;
- оборудование и гигиена.
Система предупреждения может спасти много жизней в большинстве типов внезапно наступающих катастроф. Будучи должным образом, оповещено о надвигающейся катастрофе, население может либо избежать ее, либо принять меры по уменьшению опасности. В то же время, необходимо принять во внимание, что такие системы связи, как телефон или факс, могут оказаться недоступными или откажут в момент широкомасштабной катастрофы. Планировать систему предупреждения следует начинать исходя из этого допущения. Обдумать, какие типы оборудования смогут понадобиться, и какие смогут лучше противостоять катастрофе в случае выхода из строя проводов и телефонных станций. Планы по готовности должны предусмотреть возможность доступа к альтернативным системам связи в сети полиции, армии и правительства.
Предупреждение имеет решающее значение также при медленно надвигающихся катастрофах и при перемещении населения. В этом случае его называют ранним предупреждением, и оно имеет дело с информацией и ее распространением. относительно либо своевременного оповещения о надвигающемся кризисе в запасах продовольствия либо относительно подготовки к миграции людей или предотвращения насильственной миграции.
Механизмы реагирования.
Последним пробным камнем для плана является эффективность реагирования на предупреждения и на разразившуюся катастрофу. На определенном этапе процесса предупреждения потребуется мобилизовать различные виды реагирования. Поэтапность действий реагирования становится важным фактором в составлении плана готовности.
Просвещение и обучение населения.
Насколько только возможно, план подготовительных мероприятий к катастрофе должен предугадывать, что именно потребуется для действий или для реагирования на предупреждения и во время операций по оказанию первой помощи. Этот момент - предугадывания и предвосхищения потребностей - является центральным в плане готовности. Кроме того, в плане должны быть оговорены и те пути, которые могут обеспечить удовлетворение этих потребностей. И все же процесс окажется эффективным лишь в том случае, если те, ради которых все эти действия предпринимаются, знают, что делать во время катастрофы и чего от нее ожидать. Поэтому в качестве существенной части плана в него включено обучение тех, кому угрожает опасность. Существует много форм такого обучения, к примеру:
- Обучение в школах для детей и молодежи с акцентом на то, какие действия следует предпринимать в случае угрозы катастрофы (например, во время подземных толчков);
- Специальные курсы обучения, рассчитанные на взрослое население и организованные либо как самостоятельные курсы, либо на базе существующих программ типа "Профилактика заболеваний" или "Здоровье матери и ребенка";
- Программы обучения сельского населения, предназначенные для инструктирования работников на местах, снабжения их необходимой информацией и подготовки их к выполнению тех задач, которые им придется взять на себя во время чрезвычайных ситуациях;
- Информирование населения через средства массовой информации, будь то телевидение, радио или печатный орган, не может сравниться по силе воздействия с непосредственным общением с инструктором. Тем не менее, при разумной презентации средства массовой информации могут оказаться полезным дополнением к процессу обучения, охватывающему широкие массы населения.
Подобно тому, как военные маневры не могут отобразить реальность битвы, репетиции готовности к катастрофе не могут представить операции по оказанию первой помощи во всей их динамике и отобразить тот хаос, который будет царить на самом деле. Тем не менее, этот факт не может служить оправданием тому, что таких учений проводить не надо. Репетиции не только помогут лучше сопоставить различные учебные программы, они проверят всю систему в целом и, возможно, обнаружат в ней пробелы, которые при других обстоятельствах оказались бы незамеченными.
Готовность к медленно надвигающейся или внезапно наступающей катастрофе.
Действия по готовности к медленно надвигающимся катастрофам часто отличаются от действий, предпринимаемых при внезапных катастрофах. Медленно надвигающиеся катастрофы могут потребовать более активного вмешательства со стороны планирующих органов, особенно для контролирования действия систем раннего предупреждения на случай надвигающегося голода, войн и гражданских распрей. Реагирование на эти опасности, о которых люди были своевременно предупреждены, можно рассматривать как продолжение фазы готовности.
Готовность к внезапным катастрофам включает контролирование прогнозов и предупреждений о катастрофах, которые могут произойти в ближайшие дни и часы. Чрезвычайная ситуация может сложиться очень быстро и находиться в зависимости от комплекса мер, процедур и ресурсов отличных от тех, которые бывают задействованы при медленно надвигающихся катастрофах.
Ниже приводится список компонентов, из которых складывается готовность. По каждому из пунктов укажите хотя бы одну обязанность, которая возложена на вас в вашем качестве работника того или иного учреждения. Если таких обязанностей не окажется, назовите то учреждение, которое в нашей стране несет наибольшую ответственность за данный компонент готовности:
Оценка уязвимости;
Планирование;
Организационная структура учреждений и управление;
Информационные системы;
Ресурсы;
Системы предупреждения;
Механизмы реагирования;
Просвещение и обучение населения;
Учения.
Готовность в системе ООН.
Система ООН, представленная на уровне страны, должна быть способна облегчить доставку соответствующей и координированной помощи в случае чрезвычайной ситуации. Группа ООН по управлению в чрезвычайных ситуациях (ГЧС ООН) является тем постоянным органом, который несет за это ответственность.
ГЧС ООН должна работать на регулярной основе, чтобы:
- проверять, как обстоят дела с проводимыми в стране мероприятиями по предупреждению катастрофы и по готовности, включая ход развития экономических проектов;
- проверять, как обстоит дело с мероприятиями по готовности, проводимыми группой ООН;
- обсуждать данные, представленные и проанализированные международными и местными системами предупреждения о возможном наступлении голода;
- принимать решения относительно возможных особых действий и назначить исполнителей - отдельных представителей групп или целые коллективы.
Сопоставьте список компонентов готовности со списком примеров.
Подберите пример к каждому компоненту.
Компоненты готовности.
1. Оценка уязвимости;
2. Планирование;
3. Организационная структура учреждений и управление;
4. Информационные системы;
5. Ресурсы;
6. Системы предупреждения;
7. Механизмы реагирования;
8. Просвещение и обучение населения;
9. Учения.
Примеры.
А. Обновленные данные по оценке уязвимости;
Б. Группы по оценке; поиск и спасение;
В. Карта, на которой обозначено население, проживающее в зоне затопления;
Г. Практика;
Д. Планирование действий, способствующих готовности;
Е. Требуемая материально-техническая поддержка на случай чрезвычайной ситуации;
Ж. Организованные меры для достижения максимальной координации действий;
3. Плакаты, объясняющие, что нужно делать в случае землетрясения;
И. Мероприятия по информированию как часть системы планирования.
Перечень основной информации, необходимой ГЧС ООН.
Для того, чтобы обеспечить быстрое и адекватное реагирование, следующие виды информации должны быть заблаговременно собраны и предоставлены всем членам ГЧС ООН. Правительство должно включить большую часть этой информации в национальный план готовности к катастрофе и обеспечить ее постоянное обновление. Эта информация должна быть доступна постоянному координатору и членам учреждений, входящих в состав ГЧС ООН. Если нужной информации нет, или есть только часть требуемой информации, ГЧС ООН должна собрать ее совместными усилиями; обычно для этого необходимо сотрудничеством соответствующих местных организаций. Специализированные учреждения обращаются за помощью к тем, кто располагает соответствующей информацией. Постоянный координатор должен проследить за тем, чтобы ни один сектор не выпал из поля зрения. Перечень, представленный в данном пособии, следует пересмотреть применительно к местным условиям. С особым вниманием и тщательностью следует отнестись к информации, касающейся наиболее уязвимых районов, а также тех, в которых часто складываются чрезвычайные ситуации. Этот перечень потребует от вас частых контактов с другими учреждениями или организациями. Для того, чтобы всегда быть в курсе последних событий, необходимо иметь:
- Ф.И.О.
- адрес офиса и номера телефона, факса.
- домашний адрес и номер телефона.
- адрес электронной почты, если имеется.
Краткий обзор чрезвычайных ситуаций, случившихся в стране.
Типы катастроф, происходивших в разных районах, их масштаб и величина нанесенного ущерба; их воздействие на население и экономику.
Все виды и источники чрезвычайной и реабилитационной помощи, оказанной в прошлом; эффективность этой помощи; проблемы, с которыми пришлось столкнуться и извлеченные уроки.
Все эти данные помогут предугадать и предусмотреть нужды населения в конкретных районах при конкретных обстоятельствах, а также виды помощи извне, которая может понадобиться.
Национальная политика, критерии и стандарты.
Политика в отношении международной помощи, включая иностранные кадры (просьба о предоставлении, принятие, использование).
Специалисты, откомандированные в учреждения на местах; роль национальных неправительственных и международных организаций, оказывающих помощь стране.
Политика в отношении вакцинации, профилактического распределения лекарств, забота о детях, оставшихся без присмотра, спасение имущества (делается ли это все вообще, и если делается, то как).
Политика и критерии распределения гуманитарной помощи; будет ли она бесплатной, поступать в продажу или выдаваться в кредит; будет ли поощряться дифференцированный подход к различным подгруппам населения, если да, то каковы критерии дифференциации.
Объективные критерии и стандарты, на которые следует опираться при нормировании продовольствия и воды, а также при распределении предметов домашнего обихода и материалов для сооружения временных убежищ.
Спецификация продуктов питания и других товаров, которые пригодны для принятия в качестве пожертвований, и составление перечня тех товаров, которые не пригодны для этой цели.
Общая спецификация видов топлива, обычно применяемого для транспортных средств (дизельное топливо или бензин), а также для генераторов и насосов.
Общепринятая очередность в восстановлении инфраструктуры и служб.
Политика и мероприятия, стимулирующие поставки гуманитарной помощи, например, такие как отказ от налогообложения и пошлин, обеспечение безопасных трасс для самолетов, доставляющих гуманитарную помощь.
Правительственные структуры предупреждения и реагирования.
Лицо, ответственное за прогнозирование и за функционирование местных систем предупреждения. С этим лицом должна быть постоянная связь.
Представитель центрального или координационного (если таковой имеется) органа и его заместитель, с которыми правительство находится в постоянном контакте, и которые обычно отвечают за доставку и распределение гуманитарной помощи, а также за помощь в чрезвычайной ситуации. Люди с аналогичными обязанностями в отдельных министерствах.
Адрес и телефон/факс/ электронная почта любого имеющегося национального центра по координации действий в чрезвычайной ситуации; доступ иностранных доноров в этот центр в период чрезвычайной ситуации: как он будет осуществляться, если будет разрешен.
Установленные процедуры (как на местном, так и на международном уровне) для оценки ущерба, нанесенного катастрофой, а также выявление потребностей и необходимых ресурсов в период после катастрофы.
Лица в национальном органе по управлению в чрезвычайных ситуациях или в отраслевых министерствах с которыми имеется постоянная связь и которые отвечают за организацию и обеспечение следующих моментов:
- Координация взаимодействия и связь с международным сообществом (с ООН, посольствами, неправительственными организациями);
- Операции по поиску и спасению;
- Исследования и оценки, проводимые в период после наступления катастрофы;
- Помощь в поставках продовольствия, где необходимо;
- Медицинская помощь и профилактика;
- Снабжение водой;
- Сохранение окружающей среды;
- Временные жилища и другие экстренные поставки;
- Средства связи;
- Служба материально-технического снабжения (транспортировка, хранение, погрузка - разгрузка);
- Служба информации (включая документацию и отчеты);
- Безопасность;
- Роль национальных вооруженных сил и взаимоотношение между гражданским и военным руководством при проведении операций.
Люди, с которыми налажена постоянная связь в посольствах ведущих стран и организациях-донорах; потенциальные пожертвования их правительств и организаций на операции по оказанию помощи пострадавшим; ресурсы, которые эти организации могут предоставить по первому требованию.
Люди, с которыми налажена постоянная связь в национальных организациях Красного Креста и в ведущих неправительственных организациях; потенциальные пожертвования этих организаций на операции по оказанию помощи пострадавшим; ресурсы (людские, материальные и финансовые), которые они могут предоставить по первому требованию.
Основные данные по каждому району, в котором часто происходят катастрофы.
Демографические данные: мета поселения, численность и социально-экономические характеристики общин, включая средний размер семьи, источник и уровень доходов, традиционную картину сезонных миграций.
Формальные и неформальные руководящие структуры; какие-либо социальные и религиозные моменты, которые следует принять во внимание; традиционные внутриобщинные виды помощи в случае катастроф; имеющиеся табу.
Общие климатические условия, включая дневные и ночные температуры в различные времена года.
Местные традиции питания (включая кормление грудных детей и время их отнятия от груди), характерные для разных социально-экономических групп.
Обычное питание детей, включая сезонные вариации.
Обычные источники воды: источники и методы добычи; очистка; распределение.
Болезни, характерные для данного района, включая картину заболеваемости и смертности.
Система снабжения продовольствием и местное производство: типы, сезонные циклы производства и обычные урожаи, как основных сельхозкультур, так и с приусадебных хозяйств, средние уровни сохранности урожая.
Функционирующие службы (официальные и неофициальные): здравоохранения, образования, развития сельских районов, общественных сооружений и социального обеспечения. Данные о местонахождении этих служб, специфике оказываемых услуг и характере персонала.
Инфраструктура, ее развитость и общее состояние, включая дороги, связь и электроснабжение.
Ресурсы: материальные и людские.
"Ресурсы" включают стратегические запасы и службы, которые могут быть мобилизованы внутри страны для проведения операций по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. В число потенциальных источников входят правительственные органы, коммерческие структуры, (местные или соседних государств), неправительственные и другие организации, оказывающие помощь, а также строительные объекты, относящиеся к программе развития и функционирующие в опасной зоне или вблизи от нее.
Медицинское обслуживание:
Больницы, клиники и другие медицинские учреждения: количество коек, машин скорой помощи; имеющееся в наличии специальное оборудование, число дипломированных врачей, медсестер и нянечек; лица, с которыми установлена постоянная связь в медицинских учреждениях.
Запасы медикаментов и источники их поставок: имена, адреса, номера телефонов (факсов) всех складов медикаментов; лаборатории, производящие вакцины и сыворотки.
Запасы продовольствия.
Местонахождение и величина продовольственных складов, номера телефонов (факсов) учреждений государственной торговли, поставщиков и импортеров продовольствия, оптовых торговцев продуктами питания и доноров.
Подробности о существующих программах нормировании и распределения (включая систему оплаты труда продуктами питания), организационные мероприятия и процедуры по
осуществлению этих программ; отвечают ли эти программы требованиям чрезвычайной ситуации.
Питание и эпидемиология.
Природа лечебного питания, местонахождение медицинских центров лечебного питания и их вместимость; организационные мероприятия и процедуры, отвечают ли они требованиям чрезвычайной ситуации.
Контроль за состоянием питания и программы наблюдения; размах исследований и их надежность; экспертиза питания (включая внелабораторные исследования); возможность проведения подобной экспертизы своими силами внутри страны.
Эпидемиологический контроль и эпидемиологическая экспертиза в рамках программы борьбы с инфекционными заболеваниями; место проведения экспертизы и объем работ.
Водоснабжение, гигиена и охрана окружающей среды.
Имена, адреса, номера телефонов (факсов) производителей нижеуказанных видов продукции, а также адреса оптовых торговцев и розничных магазинов; местонахождение, нормативный запас товаров, имеющихся в наличии:
- Помпы, цистерны, трубы и гарнитура;
- Автоцистерны, которые можно арендовать или купить;
- Известь или другие химикалии для дезинфекции воды;
- Хозяйственное мыло, моющие и дезинфицирующие средства;
- Материалы для строительства временных уборных;
- Материалы и оборудование для проведения операций по борьбе с переносчиками инфекции.
Наличие передвижных генераторов и установок для очистки воды; возможность приобретения данных установок через военных подрядчиков.
Обученные кадры и инструменты для быстрого ремонта или для строительства временных сооружений.
Временное убежище и предметы первой необходимости
Имена, адреса, номера телефонов (факсов) производителей, продавцов оптом и в розницу следующих видов продукции, включая местонахождение магазинов и складов и нормативный запас товаров, имеющихся в наличии:
- Сверхпрочные палатки, непромокаемый брезент, толстый полиэтилен;
- Шифер, лесоматериалы, цемент;
- Одеяла;
- Посуда для домашнего пользования и больших размеров для общественных, например, благотворительных кухонь.
Строительное оборудование:
Имена, адреса, номера телефонов (факсов) дорожных и строительных подрядчиков, включая данные о имеющихся в их распоряжении бульдозерах, скребковых экскаваторах (драглайнах), подъемных устройствах, подъемных устройствах, кранах, гидравлических подъемниках, передвижных генераторов и насосов.
Источники, из которых правительство может получить это оборудование, например, в Министерстве обороны.
Связь.
Налаженные контакты с организациями, ответственными за службу телекоммуникации, включая ремонт обычных систем и установку временной радиосети, при необходимости.
Политика в отношении использования оборудования связи международными группами и организациями по оказанию помощи.
Системы и средства материально-технического снабжения.
В связи с системой материально-технического снабжения следует подумать о наличии нормальных дорог в районах, в которых часто происходят катастрофы, о пропускной способности этих дорог; кроме того, следует знать, какие специфические проблемы могут возникнуть при перевозке грузов в пострадавшие от катастрофы районы.
Автодороги:
- Иметь экземпляры самых лучших карт, какие только можно получить из любых источников;
- Установить наличие объездных дорог и альтернативных маршрутов
- Пометить места, где движение грузового транспорта может быть затруднено (например, грузоподъемность моста, вместимость и скорость движения парома), а также места, уязвимые по отношению к таким явлениям, как наводнение или оползни.
- Государственный автопарк: количество грузовых автомобилей имеющихся в наличии в разных организациях, их состояние и грузоподъемность.
- Количество сдаваемых в аренду грузовых автомобилей: частные владельцы автомобилей, способные работать по контракту в пострадавших районах, детальная информация о имеющихся у них автомобилях, местонахождение их офисов, наличие оборудования по ремонту и уходу за машинами; обычные расценки.
- Ширина колеи, грузоподъемность вагонов, возможные ограничения на разных линиях.
- Ежедневная пропускная способность на разных железнодорожных линиях, количество локомотивов и вагонов, имеющихся в распоряжении в течение каждого сезона.
- Надежность и действия оперативного характера, способные повысить интенсивность работы и эксплуатационные качества.
- Глубина гавани, длина причала, оборудование для погрузочно-разгрузочных работ.
- Дневной объем разгрузочных работ; сезонная картина грузооборота.
- Объем складов закрытых и открытых; количество складских помещений, имеющихся в наличии в разные времена года.
- Пропускная способность железных дорог и автострад, связывающих порты с другими центрами.
- Государственные суда: количество и состояние судов, буксиров, барж (различных типов и различной грузоподъемности), которые могут понадобиться для спасательных операций и перевозки грузов гуманитарной помощи
- Частные суда: связь с владельцами судов, которые могут предоставить свои суда для работы в пострадавших районах; детали, касающиеся их судов и обычные расценки.
- Точное местонахождение, а также длина, ширина, характер поверхности и нагрузка взлетно-посадочных полос в пострадавших районах.
- Самый большой тип самолета, который данный аэродром способен принять.
- Наличие горючего для транспортных и реактивных самолетов.
- Навигационные средства и вспомогательные посадочные приспособления; часы выполнения полетов.
- Оборудование для погрузочно-разгрузочных работ; вместимость складских помещений.
- Правительственный: количество и типы самолетов и вертолетов, которые имеются в наличии для переброски личного состава и грузов гуманитарной помощи; приблизительная стоимость эксплуатации военных и других правительственных самолетов и вертолетов.
- Национальная авиатранспортная компания и другие компании: количество и типы самолетов и вертолетов, которые имеются в наличии для транспортировки личного состава и грузов гуманитарной помощи; приблизительная стоимость аренды самолета.
- Государственные склады: месторасположение, размер, тип складов, которые имеются в наличии для хранения чрезвычайных запасов, общее состояние складов, степень безопасности, наличие подъездных путей и доступ к железнодорожному транспорту; наличие поддонов, ручных тележек, автопогрузчиков, а также соответствующий персонал и система инвентаризации.
- Частные склады: местонахождение и другая информация (см. выше о государственных складах) о складах, которые могут быть арендованы или реквизированы.
- Местонахождение государственных и коммерческих хранилищ горючего, их емкость и нормативный запас; приспособления для заправки и доставки горючего.
Чтобы собрать информацию, о которой шла речь в перечне, потребуется обратиться ко многим источникам. Где вы сможете найти информацию по каждому и: следующих пунктов?
Обзор катастроф, происходящих в стране;
Национальная политика, критерии и стандарты;
Правительственные структуры предупреждения и реагирования;
Другие международные и национальные организации содействия;
Основные данные по каждому району, в котором часто происходят катастрофы;
Материальные и людские ресурсы;
Медицинское обслуживание;
Запасы продовольствия;
Питание и эпидемиология;
Водоснабжение, гигиена и сохранение окружающей среды;
Временное убежище и предметы первой необходимости;
Строительное оборудование;
Связь;
Системы и средства материально-технического снабжения;
Автодороги;
Объем перевозок грузовыми автомашинами;
Железные дороги;
Морские и речные порты;
Каботажные и речные суда;
Аэропорты и посадочные площадки;
Самолеты и другой воздушный транспорт;
Хранение и погрузочно-разгрузочные работы;
Запасы горючего (дизельного топлива или бензина).
Какое учреждение, по вашему мнению, должно заниматься сбором этой информации, ее обновлением и распространением?