Реагирование
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Содержание.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
Реагирование - это совокупность действий, предпринимаемых людьми и учреждениями по борьбе с катастрофой. Фаза реагирования начинается с предупреждения населения о приближающейся катастрофе или - в случае если катастрофа наступает внезапно - отсчет ведется с момента наступления катастрофы. Частично фаза реагирования накладывается на фазу готовности, потому что осуществление планов и мероприятий по готовности является составной частью реагирования. Заканчивается реагирование осуществлением реабилитационных программ.
В данной главе определяются основные действия по реагированию. Каждое действие регулируется целым набором процедур и осуществляется ведущей организации. В конечном счете, действия в фазе реагирования осуществляются бесчисленным количеством правительственных организаций, международных и национальных учреждений, организаций на местах и людей, действующих самостоятельно, при этом у каждой организации есть своя роль и свои обязанности.
Всестороннее обсуждение реагирования определит, для каждого действия:
- Кто несет ответственность за его осуществление, кто помогает в этом?
- Какие средства необходимы для его осуществления?
- Когда производится его осуществление?
- Каков его размах?
- Почему существует необходимость в этом?
Цели чрезвычайной помощи и помощи в период восстановления.
Первая помощь и помощь, оказываемая в пост катастрофический период, преследует основные цели:
- Обеспечение выживания наибольшего числа жертв катастрофы, наблюдение за их здоровьем насколько это возможно в чрезвычайных обстоятельствах.
- Восстановление экономической самостоятельности всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся, а именно наиболее уязвимым и бедным группам.
- Ремонт и восстановление пострадавшей инфраструктуры и возрождение экономической деятельности. Эти восстановительные работы должны проводиться так, чтобы восстанавливаемые объекты были менее уязвимы по отношению к катастрофам, которые могут повториться в будущем.
В случаях, если возникла проблема перемещенных лиц (в результате любой чрезвычайной ситуации), следует как можно быстрее найти приемлемое решение проблемы, а то тех пор предоставить людям защиту и помощь.
Ниже перечисляются типичные действия по реагированию. Правда, существуют важные отличия при реагировании на внезапно наступившую и медленно надвигавшуюся катастрофу. Различия в реагировании могут, кроме того, быть вызваны спецификой геополитического и социального ландшафта.
Предупреждение.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ предупреждение - это меры по распространению информации об уже нависшей опасности, информирование правительственных служащих, учреждений и всего населения районов повышенной опасности. Этот тип предупреждения обычно имеет место при тропических штормах и наводнениях.
ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЕ (такой, например, как голод) речь идет о раннем предупреждении. Раннее предупреждение включает наблюдение за развитием ситуации в общинах и районах, известных предрасположенностью и уязвимостью по отношению к засухам, неурожаям или изменениям экономических условий. Своевременное предупреждение позволяет приступить к осуществлению профилактических и защитных мер до того, как беда даст о себе знать со всей остротой. Раннее предупреждение становится элементом реагирования лишь в том случае, если сигналы опасности не были вовремя приняты во внимание.
Эвакуация и миграция.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ эвакуация заключается в перемещении населения из зон повышенного риска в момент, когда над ними уже нависла опасность, в более безопасные районы. Эвакуацию обычно связывают с тропическими штормами, технологическими и промышленными катастрофами. Чтобы эвакуация прошла успешно, нужна хорошо отлаженная система предупреждения, четко разработанные эвакуационные маршруты, утвержденный план действий, который требует немедленной поголовной эвакуации по сигналу тревоги, а также наличие программы просвещения населения, которая предусматривает ознакомление общины с планом эвакуации.
ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЕ перемещение людей из зоны, где они подвержены риску, в более безопасный район является фактически не эвакуацией, а миграцией, вызванной критической ситуацией. Это перемещение не организуется и не координируется властями, а представляет собой спонтанное реагирование на осознание мигрантами того факта, что пищу и безопасность можно найти в другом месте.
Поиск и спасение.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ поиск и спасение - это процесс определения местонахождения жертв катастрофы, которые могут оказаться отрезанными от внешнего мира и которых нужно вывести в безопасное место и оказать медицинскую помощь.
После тропического шторма и наводнения поиск и спасение обычно включают установление местонахождения жертв наводнения, которым угрожает поднимающаяся вода, обеспечение их безопасности и оказание им первой помощи, пока их можно будет эвакуировать или доставить домой.
После землетрясения поиск и спасение направлены в первую очередь на определение местонахождения людей, которые оказались под обломками обрушившихся зданий.
Оценка ситуации
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ, А ТАКЖЕ ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ основная цель оценки - это создание ясной и четкой картины посткатастрофической ситуации для определения потребностей населения и разработки стратегии восстановления экономики. Оценка выявляет характер необходимой первой помощи, наилучший способ использования имеющихся ресурсов, потребность в помощи извне.
Деятельность по оценке посткатастрофической ситуации является настолько важной, что вся следующая глава будет полностью посвящена этой теме.
Чрезвычайная помощь.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ чрезвычайная помощь - это оказание на гуманитарной основе материальной и неотложной медицинской помощи с целью спасения и сохранения человеческих жизней. Она также позволяет пострадавшим семьям удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище (включая средства для ее приготовления). Гуманитарные поставки и услуги обычно бывают бесплатными и поступают в первые дни и недели после катастрофы.
ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЕ население может нуждаться в гуманитарной помощи в течение длительного периода времени в случае вовремя не распознанных симптомов надвигающейся катастрофы, в случае ее усугубления или при наличии перемещенных лиц (беженцев, лиц, перемещающихся внутри страны или за ее пределы). Можно облегчить бедственное положение этих людей, оказав дополнительную помощь принимающей их общине.
Снабжение.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ, А ТАКЖЕ ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ для доставки гуманитарной помощи понадобятся средства доставки. Служба снабжения должна быть хорошо налажена, чтобы быстро проводить работы по погрузке-разгрузке, доставке и распределению гуманитарной помощи между жертвами катастрофы. Очевидно, что при медленно надвигающейся катастрофе система снабжения играет жизненно важную роль.
Официальные службы связи и информации.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ, А ТАКЖЕ ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ все выше описанные действия зависят от работы служб связи. Проблема средств связи имеет два аспекта. Один из них - это оборудование, необходимое для передачи информации, такое как радио, телефоны и поддерживающие их системы - ретрансляторы, спутники, линии передач. Другой аспект касается системы управления и включает протоколирование информации, от кого кому она передается, определяется очередность, способ передачи и интерпретации.
Механизм преодоления трудностей и реагирование.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ, А ТАКЖЕ ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ: в той спешке, в которой планируются и проводятся операции по оказанию первой помощи, легко пренебречь имеющимися ресурсами и потребностями людей, оставшихся в живых. Проводимая оценка должна принимать во внимание существующие механизмы преодоления трудностей, которые делают ненужной помощь извне. С другой стороны, у оставшихся в живых людей может появиться потребность в новых специальных службах, которые должны помочь им оправиться после нанесенных травм.
Ключом к оздоровлению экономики является участие всех членов общины в восстановительных работах. Это поможет использовать механизм преодоления трудностей на полную мощность.
Безопасность.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ безопасность, как правило, не является главной проблемой. Обеспечение безопасности входит задачу организации гражданской обороны и милиции.
ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЕ защита прав человека и безопасность перемещенного населения и беженцев - задача первостепенной важности, требующая участия международных наблюдателей.
Управление чрезвычайными операциями.
ПРИ ВНЕЗАПНО НАСТУПИВШЕЙ КАТАСТРОФЕ, А ТАКЖЕ ПРИ МЕДЛЕННО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ ни одно из вышеперечисленных действий не может быть должным образом осуществлено без заранее выработанных планов и методов управления чрезвычайными операциями.
Реабилитация и реконструкция.
Реабилитация и реконструкция завершают действия по реагированию. Поскольку большая часть работ по реабилитации и реконструкции находится в ведении ПРООН, это будет рассмотрено ниже.
Таблица 19