Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Содержание.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»
Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
Основные действия и действующие лица при реагировании на внезапную чрезвычайную ситуацию.
Значительная часть международной чрезвычайной помощи жертвам катастроф оказывается из фондов системы ООН, которые формируются из пожертвований и взносов членов организации. Действия ДГВ, постоянного координатора (или представителя) и ГЧС ООН чрезвычайно важны. Они включают официальный сбор и обмен информацией, координацию действий, обращение к международной общественности и мобилизацию ресурсов. Степень вовлечения постоянного координатора и ГЧС ООН в происходящие события и размер непосредственной оперативной помощи зависит от характера и масштаба ЧС, от возможностей и желания местных властей к сотрудничеству и от тех ресурсов, которые могут быть мобилизованы.
Все вышесказанное относится к тем ЧС, которые требуют подключения нескольких организаций или учреждений ООН (в том числе и ПРООН), а следовательно участия постоянного координатора и ДГВ. В ситуациях, которые полностью подпадают под сферу действия какого либо одного специализированного органа ООН (например, эпидемия или нашествие вредных насекомых), основную ответственность несет соответствующая организация ООН (ВОЗ, ФАО), хотя задействованная в стране ГЧС ООН может, в случае необходимости, оказывать ей поддержку. (Данная организация может также воспользоваться услугами информационной службы ДГВ на международном уровне).
Далее следует перечень основных действий, которые должны быть выполнены постоянным координатором (или представителем) ГЧС ООН непосредственно перед или при наступлении ЧС.
Действия, предпринимаемые при наступлении ЧС.
По получении сигнала об уже нависшей угрозе катастрофы:
- Установить контакт и обмен информацией с ДГВ: обсудить необходимые меры предосторожности.
- Установить контакты с государственными органами страны: подтвердить готовность ДГВ и ГЧС ООН к сотрудничеству.
- Созвать всех членов ГЧС ООН, пересмотреть мероприятия по готовности и план безопасности, подготовленный ООН, привести персонал в состояние боевой готовности.
Срочные действия, предпринимаемые во всех случаях:
1. Обеспечить безопасность всех сотрудников ООН: в случае необходимости изменить план безопасности, сделав его более эффективным.
2. Обеспечить надежную дистанционную связь между организациями, действующими в зоне катастрофы и Женевой, между Нью-Йорком и пострадавшими районами.
3. Установить связь и обмен информацией с ДГВ: послать донесение, содержащее сигнал тревоги, в последующем регулярно посылать оперативные сводки и, если возможно, поддерживать связь по телефону.
4. Установить связь с государственными организациями по управлению в чрезвычайной ситуации: получать информацию, предложить помощь ООН, вновь подтвердить возможность различных организаций, подтвердить существующие договоренности о сотрудничестве и поддержании постоянного контакта.
5. Выяснить, нуждается ли правительство в международной помощи и желает ли оно, чтобы ДГВ обратился с призывом о помощи к международной общественности. При этом следует принять во внимание потребность в:
- работах по поиску и спасению или какой-либо другой помощи, требующей специального оборудования и навыков;
- чрезвычайной помощи.
7. Собирать и сопоставлять информацию о чрезвычайной ситуации; принимать участие в разведывательных экспедициях в зоны бедствия. Оказывать техническое содействие организациям, занимающимся оценкой.
В случае необходимости международной помощи:
1) Сиюминутные потребности и незамедлительные действия:
- Определить специфические функции ООН на уровне страны на данный момент, учитывая конкретную ситуацию и возможности правительства.
- Определить необходимость в группах спасателей или другой помощи со стороны специалистов; немедленно проинформировать ДГВ и получить консультацию.
- Проконсультироваться с ДГВ относительно возможного откомандирования одного или двух представителей ДГВ.
- Обеспечить созыв в ближайшее время координационного совещания на широкой основе для координации действий по немедленному реагированию и оценке.
- Провести необходимые организационные мероприятия внутри организации, работающей в зоне катастрофы: произвести перегруппировку личного состава, определить очередность действий, обеспечить наличие офисного оборудования и канцелярских принадлежностей, административную поддержку сотрудникам, работающим в чрезвычайной ситуации.
- Задействовать информационные системы для выявления и фиксирования потребностей и оказанной международной помощи.
- При необходимости рекомендовать ДГВ и ПРООН выделение субсидий на проведение чрезвычайных операций.
- Поддерживать тесный контакт и обмениваться информацией с государственными и другими учреждениями (донорами, неправительственными организациями); поддерживать действующий в стране координационный механизм и участвовать в нем.
- Поддерживать диалог и частый обмен информацией с ДГВ (посредством оперативных сводок и через телефонную связь).
- Помогать в определении первостепенных потребностей при оказании международной помощи.
- Участвовать в мероприятиях по оценке.
- Иметь свое собственное суждение относительно того, какие потребности являются первостепенными.
- Помогать в формулировке просьб о помощи и проверке содержащихся в них данных.
- Разработать согласованную программу помощи и обращение ООН, в котором учитывались бы все предложения и требования всех организаций ООН.
- Участвовать в наблюдении за ходом работ по оказанию помощи и, где необходимо, оказывать оперативное содействие.
- Позаботиться о контактах со средствами массовой информации и организовывать встречу и обслуживание прибывающих делегаций (миссий).
- Сделать обзор помощи ООН в чрезвычайной ситуации, когда последняя будет практически преодолена.
Дополнительные меры по оказанию помощи:
- Созывать координационные широкомасштабные совещания и брать на себя все организационные мероприятия по их проведению.
- Оказывать оперативную поддержку официальным системам информации, материально-технического снабжения и связи.
- Как можно раньше начать помогать в планировании и осуществлении работ по реабилитации и реконструкции.
- В настоящее время помощь ООН людям, оказавшимся в тяжелых условиях в центре конфликта, невелика. В основном, помощь им оказывается Международным Комитетом Красного Креста и неправительственными организациями.
Далее излагаются обязанности постоянного координатора (или представителя), связанные с составлением отчетов для ДГВ, и даны указания по составлению оперативных сводок, а также описана система ДГВ по распространению информации и составлению отчетов.
ДГВ имеет круглосуточное дежурство, на протяжении всего года.
Оперативные сводки. Сообщения, содержащие сигнал тревоги.
Для обеспечения своевременного, соответствующего ситуации и скоординированного реагирования со стороны международных организаций очень важно, чтобы Постоянный координатор срочным образом направил в ДГВ отчет в случае возникновения чрезвычайной ситуации, который содержал бы оценку ущерба и потребностей пострадавших, какой бы приблизительной эта предварительная оценка ни была. В последующем в ДГВ должны регулярно направляться более подробные отчеты.
Следует направить в ДГВ послание, содержащие сигнал тревоги, как только поступит информация о наступлении катастрофы или получено подтверждение о катастрофе, происшедшей в отдаленном районе. Благодаря этому сообщению ДГВ узнает, что что-то произошло и представители ПРООН в стране находятся в курсе развивающихся событий. Поэтому не медлите с этим сообщением, ожидая поступления дополнительной информации.
Следует отослать первую же оперативную сводку с места катастрофы как можно скорее, в любом случае не позже чем через 24 часа после наступления катастрофы. Отсылайте любую информацию, которую считаете важной, по мере ее поступления, не затягивайте отсылку из-за того, что каких-то данных не достает, указывая, поступление какого рода информации ожидается, и какие меры принимаются по сбору дальнейшей информации.
Оперативные сводки следует посылать регулярно, на начальном этапе чрезвычайной ситуации ежедневно (каждые 10-20 часов), пока более длительные промежутки времени не будут согласованы с ДГВ. Всегда следует соблюдать принятую форму донесений, но, если необходимо, можно изменить подзаголовки применительно к требованиям конкретной ситуации.
Оперативные сводки следует по возможности отправлять факсом (или электронной почтой). Это позволит воспользоваться преимуществом, предоставляемым электронными средствами по обработке текста при составлении отчетов и обновлении данных.
Следует привлекать ГЧС ООН к составлению оперативных сводок; следует также представлять исчерпывающие отчеты правительству и международному сообществу. Центральный пункт ПРООН по управлению в чрезвычайных ситуациях обычно отвечает за сопоставление данных, поступающих из различных источников, и за подготовку чернового варианта отчета. Следует проследить за тем, чтобы экземпляры оперативных сводок без промедления отправлялись в штаб квартиры организаций ООН, заинтересованные в их получении (как правило, что основные члены ГЧС ООН).
Основные заголовки оперативных сводок.
- Общая ситуация;
- Национальное реагирование;
- Международное реагирование на уровне страны;
- Требования, предъявляемые к международной помощи;
- Каналы для поставок международной помощи;
- Международные обязательства и пожертвования;
- Другая информация.
Рис. 7. Схема взаимодействия с системами ООН.
Координация действий играет еще более важную роль в проведении чрезвычайных операций, чем при оказании помощи в период социально-экономического развития: подвергаются опасности человеческие жизни, ресурсы и средства ограничены, решения должны приниматься быстро. Возможно дублирование действий, напрасная потеря ресурсов и в то же время может оказаться много «белых пятен» - не все районы охвачены, не все потребности учтены.
С точки зрения времени надежная информация является решающим моментом при планировании и осуществлении чрезвычайных операций по оказанию помощи и при мобилизации национальных и международных ресурсов. Регулярное распространение важной информации является необходимым предварительным условием для эффективной координации действий и кооперации - как в национальном, так и на международном уровне - между отдельными секторами и правительством, оперативными группами и донорами.
Ключевые моменты в управлении действиями по координации и информированию.
Часто вступать в прямой контакт с правительственным органом, ответственным за управление, с оперативными отделами, донорами и неправительственными организациями (НПО).
Обсудить внутри ГЧС ООН и с правительственным органом, ответственным за управление требуется ли помощь постоянного координатора в решении следующих задач:
- Сбор и анализ информации и составление отчетов о международной помощи (необходимость и использование).
- Создание более обширной административной информационной системы в помощь административным работникам.
- Созывать координационные и информационные совещания с участием государственных органов, доноров, НПО и учреждений ООН.
Четко определить функции постоянного координатора и ГЧС ООН в управлении действиями по сбору и передаче данных, а также необходимые средства (личный состав, оборудование, помещение для офиса, бюджет).
Запустить в работу необходимые информационные системы, используя имеющийся в наличии персонал и оборудование; проинформировать ДГВ, местные отделы и представителей доноров на местах относительно необходимого оборудования для дальнейшей работы.
Создать, где это необходимо, чрезвычайную группу по информированию и координации (ЧГИК), которая будет сотрудничать с ГЧС ООН; поощрять членов ГЧС ООН помогать ЧГИК, а также сотрудничать в мобилизации других необходимых ресурсов.
Регулярно информировать все заинтересованные государственные учреждения, доноров и НПО (неправительственных организаций); отсылать копии этих донесений по факсу в ДГВ.
Поощрять все заинтересованные стороны использовать согласованные критерии, стандарты, терминологию и, насколько возможно, согласовывать срок представления донесений.
Направить внимание НПО на районы и мероприятия, где они могут принести наибольшую пользу (это могут быть и не наиболее пострадавшие районы).
Допустим, что выявляетесь сотрудником какой либо организации ООН. Что вы будете делать, если наиболее вероятная из катастроф постигнет вашу страну? Дайте ответ на каждый из ниже приведенных случаев:
Вы получили сигнал об уже нависшей угрозе катастрофы?
Будучи членом ГЧС ООН?
Вы знакомы с планом ООН по безопасности сотрудников?
Что вы будете делать?
Каким будет ваш вклад в оперативные сводки, направляемые в ДГВ?
Какова будет ваша роль в действиях по оценке ситуации? Каким сектором вы займетесь?