Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.


Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
      
       Прежде чем  приступить к более подробному описанию сущности катастроф, необходимо хотя бы частично, оценить роль отдельного человека в управлении в чрезвычайной ситуации.
       Одна из основных задач данного учебного пособия заключается в том, чтобы понять что такое управление в чрезвычайной ситуации, при котором все задействованные люди и средства составляют единую группу.
       Такого рода управление преследует следующие цели:
  • поддержание постоянной связи, обмен информацией и согласованность действий;
  • координация действий, позволяющая избегать повторов и пробелов в работе;
  • достижение оптимальной эффективности действий за счет совместных усилий и объединения ресурсов.

Группа ООН по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
       Генеральная Ассамблея ООН постановила, что учреждения ООН, ориентированные на чрезвычайные ситуации, должны работать сообща, как единая группа. Было решено, что Группа ООН по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях (ГЧС ООН) должна быть сформирована в каждой стране, в которой часто происходят катастрофы. Во главе группы должен стоять постоянный координатор ООН. Состав ГЧС ООН определяется с учетом тех катастроф, которые происходят в данной стране и имеющихся в стране организаций, но стержень ее должны образовывать представители  ПРООН/ДГВ, ЮНИСЕФ*, ВПП**, ВОЗ***, и - где они есть - представители УВКБ****. Состав группы может быть расширен включением в нее дополнительных представителей или специалистов из других учреждений, когда в них появится надобность.
       Первоначальная и первостепенная задача ГЧС ООН заключается в быстром, эффективном и согласованном реагировании ООН на уровне страны в случае чрезвычайной ситуации. Кроме того, ГЧС ООН должна обеспечить такую же скоординированную помощь со стороны ООН правительству соответствующей страны в период реконструкции и реабилитации, а также в проведении соответствующих мероприятий по митигации с помощью долгосрочных программ развития. Следует также подчеркнуть, что роль ГЧС ООН заключается лишь в оказании поддержки правительству в различных аспектах управления в чрезвычайных ситуациях. ГЧС ООН не подменяет собой другие организации. Она помогает постоянному координатору, оказывает ему всестороннюю поддержку в его многоплановой деятельности. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 46/182, постоянный координатор ООН поддерживает тесный контакт со своим руководителем - Координатором ООН по Оказанию Чрезвычайной Помощи.

Группа Страны по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
       Многие из тех стран, в которых часто происходят катастрофы, уже имеют формальные или неформальные группы по управлению в чрезвычайных ситуациях. Чаще всего работа группы возглавляется местным органом, основные усилия которого сосредоточены на вопросах, связанных с чрезвычайными ситуациями. Этот орган функционирует в тесной связи с Президентом или Премьер-министром, организациями Гражданской Обороны, ключевыми министерствами, Красным Крестом/Красным Полумесяцем и другими неправительственными организациями и основными донорами. ГЧС ООН должна координировать свои действия с местной группой по управлению в чрезвычайных ситуациях и, если это окажется целесообразным, войти в ее состав. В случае, если местные чиновники не принимают участия в действиях ГЧС ООН, постоянный координатор должен проследить за тем, чтобы с ними консультировались по наиболее важным вопросам и чтобы их подробно обо всем информировали. На практике может оказаться жизненно важным, чтобы действия, предпринимаемые ГЧС ООН, соотносились с политикой правительства, даже под давлением обстоятельств.
  • Какие учреждения ООН, находящиеся в вашей стране, могут оказать помощь в чрезвычайной ситуации?
  • Какие дополнительные правительственные и неправительственные организации, а также доноры должны сотрудничать в местной группе по управлению в чрезвычайных ситуациях?
 *ЮНИСЕФ - Детский Фонд ООН.
** ВПП  - Всемирная Продовольственная Программа.
 ВОЗ *** - Всемирная Организация Здравоохранения.
 УВКБ****  - Управление Верховного Комиссара ООН по делам Беженцев.

Задачи, роль и ресурсы ООН.
       Этот материал представляет собой сжатое изложение главы 1 Руководства по управлению в чрезвычайных ситуациях, составленного ПРООН/ДГВ. В ней описывается роль ООН и ее учреждений в управлении в чрезвычайных ситуациях.
Организационные задачи и роль в целом.
       Основную ответственность за все аспекты руководства в чрезвычайной ситуации несет правительство соответствующей страны. В обязанности правительства входит: планирование и осуществление долгосрочных мероприятий по уменьшению риска и мероприятий по готовности; оказание гуманитарной помощи; планирование реабилитационных мероприятий; обращение в случае необходимости к международной общественности за помощью; координирование всех программ по оказанию помощи, как национальных, так и международных.
       Все организации или учреждения ООН обязаны консультировать и оказывать содействие правительству пострадавшей страны в соответствии со своими полномочиями и имеющимися в их распоряжении ресурсами. При этом каждое учреждение подотчетно своему руководящему органу, но в то же время оно призвано действовать как член объединенной группы.
       Техническая и материальная помощь в поддержку долгосрочных мер по сокращению риска и по готовности должна быть  включена в программу развития страны, и может быть профинансирована из фондов ПРООН. Эти же фонды могут быть использованы для оказания помощи в период реконструкции и реабилитации. Особые дополнительные субсидии (до 1,1 миллиона долларов) могут быть предоставлены из других международных  фондов для оказания технической помощи в восстановлении разрушенной экономики после природного бедствия.
       Обязанности постоянного представителя ПРООН по управлению в чрезвычайных ситуациях.
       Постоянный представитель ПРООН несет ответственность:
a) за то, чтобы все организации, связанные с планированием программ развития, осознавали возможные негативные последствия существующих и потенциальных опасностей; и за то, чтобы эти опасности учитывались в программе развития страны;
б) за назначение ответственного за управление в чрезвычайной ситуации и за то, чтобы органы ПРООН, работающие непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации были бы надлежащим образом подготовлены к чрезвычайной ситуации;
c) в случае катастрофы:
  • за мобилизацию всего личного состава ПРООН, технического персонала и других ресурсов, требуемых ситуацией, в особенности нужд для первоначальной оценки ситуации и немедленного реагирования;
  • за эффективность и правильность помощи со стороны ПРООН, и, если эффективное реагирование требует этого, должен укрепить отделы ПРООН, работающие непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации.
       В  странах, в которых часто происходят катастрофы старший по званию национальный руководитель в области реагирования на ЧС назначается ответственным за управлением в чрезвычайной ситуации. Перед ним ставится задача руководства всеми процессами, имеющими отношение к катастрофе, включая митигацию, реагирование и международную готовность со стороны ООН и ПРООН. В сложной или комплексной чрезвычайной ситуации (для которой типично наличие беженцев) ПРООН может временно выделить в помощь постоянному представителю одного заместителя. Этот заместитель либо будет заниматься делами, которыми обычно занимается ПРООН, позволяя постоянному представителю полностью посвятить себя функциям постоянного координатора, или может заниматься повседневными вопросами, связанными с чрезвычайной ситуацией и находящимися в ведении ПРООН. В странах, в которых сложились очень серьезные и затяжные чрезвычайные ситуации, ПРООН создала Чрезвычайные Отделения ООН. Эти отделения могут полностью сконцентрироваться на чрезвычайной ситуации и часто состоят из людей, временно прикомандированных из других родственных учреждений ООН, которые задействованы в данной стране.
       В случае неожиданного притока беженцев в страну, в которой нет представителя от УВКБ, постоянный представитель ООН немедленно извещает УВКБ и от имени УВКБ начинает работу по оценке ситуации.

Роль ДГВ.
       ДГВ - это центр по управлению в чрезвычайных ситуациях в системе ООН (за исключением тех стран, в которых создано Чрезвычайное Отделение ООН). На стадии оказания первой помощи эта организация является координационным центром помощи, поступающей от различных учреждений ООН и из других источников. Кроме того, ДГВ играет важную роль в привлечении помощи извне и служит своего рода банком информационных данных, куда поступает вся информация о катастрофе. На стадии митигации ДГВ способствует проведению долгосрочных мероприятий по сокращению риска и повышению готовности к чрезвычайной ситуации тех стран, в которых часто происходят катастрофы. ДГВ имеет постоянное представительство на уровне страны в лице постоянного координатора или представителя.
       Координация действий на уровне штаб-квартир часто осуществляется с помощью контактов между главой всех учреждений, задействованных в начале операций по оказанию первой помощи, и другими центрами по борьбе с катастрофой, а также между самими центрами. На уровне страны координация осуществляется постоянным координатором, который одновременно является представителем ДГВ.     При необходимости  ДГВ поддерживает постоянного координатора, направляя к нему делегата от ДГВ или группу по оказанию помощи в чрезвычайной ситуации.
ДГВ сосредоточивает свои усилия, главным образом, на проблемах, связанных с природными опасностями и внезапными катастрофами, но, поскольку полномочия этой организации настолько велики, что охватывают все виды чрезвычайных ситуаций, ДГВ может предлагать свои услуги и в таких ситуациях, как засуха, в случаях войны и гражданского конфликта, если только Генеральный Секретарь ООН не отдаст других  распоряжений.
       Вслед за известием о катастрофе, ДГВ от имени Генерального Секретаря ООН предлагает правительству пострадавшей страны свои услуги в оценке необходимой помощи извне и в передаче полученной информации возможным  донорам и другим организациям. (Контакты с правительством осуществляются через постоянного представителя ООН или через миссию данной страны в Женеве или Нью-Йорке). 
       Там, где нужна международная помощь, ДГВ:
  • помогает установить, на основании данных, поступающих от правительства, постоянного координатора, ГЧС ООН и других компетентных органов, в чем нуждается данная страна в первую очередь;
  • обращается с призывами о помощи к международной общественности и играет роль информационного банка данных, в который поступает информация, как о нуждах страны, так и о поступающих пожертвованиях и о ходе операций по оказанию первой помощи;
  • пытается мобилизовать все ресурсы и координировать гуманитарную помощь,  поступающую  от различных  организаций и учреждений  ООН, местных и иностранных доноров, правительственных и неправительственных организаций и распределяет проходящие через ДГВ фонды.
       В зависимости от конкретной ситуации и предварительно проведя консультации с правительством или с постоянным координатором, ДГВ может:
  1. Командировать одного или нескольких делегатов для помощи местным властям в оценке ситуации и в распределении гуманитарной помощи, а также для помощи постоянному координатору в сборе информации, в распределении поступающей международной помощи и в составлении отчетов для ДГВ.
  2. Взять в свои руки материально-техническое снабжение и обеспечить своевременную доставку гуманитарной помощи пострадавшему населению. Для этого возможно придется организовать гуманитарные авиарейсы совместно с другими организациями.
       Координатор ООН может выделить от  50 тысяч долларов на каждую катастрофу из фондов ДГВ в зависимости от конкретных условий. В некоторых ситуациях ДГВ может снять определенную сумму с чрезвычайных резервов ДГВ, хранящихся в Италии, в Пизе.

Сотрудничество между ПРООН и ДГВ.
       ПРООН и ДГВ дополняют друг друга. ПРООН имеет богатый опыт в сфере планирования и руководства экономическим развитием и имеет хорошо отлаженную сеть своих подразделений на местах. ДГВ обладает специфическими знаниями и опытом управления в чрезвычайных ситуациях, а также установленными контактами с необходимыми специалистами. Тот факт, что постоянный представитель ПРООН также одновременно представляет ДГВ, способствует плодотворному сотрудничеству между этими двумя организациями.
       На уровне страны подразделения ПРООН на местах обычно занимаются выделением фондов и ресурсов, которые переправляются по каналам ДГВ в соответствии с принятыми между учреждениями процедурами. Эти процедуры включают доставку на места необходимых грузов и оказание услуг, а также набор и назначение временного штата сотрудников.

Роль основных членов ГЧС ООН.
ФАО: Советует, как сделать сельское хозяйство менее уязвимым, помогает в реабилитации сельского хозяйства, животноводства и рыбного хозяйства, делая при этом упор на производство продуктов питания на местах. Наблюдает за производством, экспортом и импортом и прогнозирует потребность в дополнительной продовольственной помощи.
ПРООН: Поощряет включение мер по митигации в план социально-экономического развития и финансирует оказание технической помощи во всех аспектах управления в чрезвычайной ситуации. Оказывает административную поддержку постоянному координатору и ГЧС ООН.
ДГВ: Мобилизует и координирует международную гуманитарную помощь. Помогает по мере надобности в оценке необходимой помощи извне и ее распределении. Руководит работами по оценке риска и по планированию и осуществлению митигационных мер.
УВКБ: Обеспечивает защиту беженцев и пытается найти долгосрочные решения их проблем. Помогает мобилизовать и обеспечить доставку необходимой помощи в страну, принявшую беженцев, если это развивающаяся страна.
ЮНИСЕФ: Занимается женщинами и детьми, особенно здоровьем детей и их питанием. Деятельность этой организации может включать: социальные программы, кормление детей (в сотрудничестве с ВПП); водоснабжение; санитарные мероприятия и непосредственное вмешательство в систему здравоохранения (совместно с ВОЗ). Обеспечивает соответствующее руководство и материально-техническую поддержку.
ВПП: Оказывает "нацеленную" продовольственную помощь в составе гуманитарной помощи и в качестве поддержки мероприятий по реабилитации и реконструкции, а также программ развития. Мобилизует и координирует поставку дополнительной  продовольственной помощи, как "запланированной", так и чрезвычайной из разных источников.
ВОЗ: Оказывает консультативную и оперативную помощь во всех аспектах превентивного и лечебного здравоохранения, включая готовность медицинских служб к быстрому реагированию в случае катастрофы.

Координация: постоянный координатор и ГЧС ООН.
       Запрос о международной помощи должен быть направлен правительством, которое  в конечном счете ответственно и за координацию всей поступающей помощи. Кроме того, оно должно санкционировать все программы и все чрезвычайные мероприятия в стране. ООН всегда готова откликнуться на призыв о помощи. На уровне страны постоянный координатор и группа ООН по управлению в чрезвычайных ситуациях (ГЧС ООН) являются основными координационными учреждениями ООН. Они подключаются каждый раз, когда ситуация требует вмешательства сразу нескольких организаций или учреждений ООН. На международном уровне согласование реагирования с конкретной ситуацией осуществляется ДГВ, главным образом посредством обмена информацией.
Координация, как она понимается в данном учебном пособии, означает:
  • обмен информацией и откровенное конструктивное обсуждение вопросов и возможных действий;
  • достижение консенсуса в целях и глобальной стратегии;
  • распределение конкретных обязанностей на добровольных началах.
       Основой координации является взаимное признание компетентности и обязанностей каждой стороны, а также желание и готовность к совместным действиям, направленным на решение всех проблем для достижения общей цели.

Роль постоянного координатора ООН.
       Постоянный координатор, представляющий также одновременно ДГВ, является и главой группы ООН на уровне страны, и председателем ГЧС ООН. В случае сильной катастрофы постоянный координатор должен быть готов полностью посвятить себя роли координатора, которая включает, помимо прочего, координационное обеспечение всей международной чрезвычайной помощи. Постоянный координатор должен выполнять общие обязанности, которые приводятся на следующей странице.
Координационные мероприятия в чрезвычайной ситуации.
       Генеральный Секретарь ООН назначает Чрезвычайного Координатора по Гуманитарной Помощи на уровне заместителя Генерального Секретаря, и возлагает на него обязанности по координированию чрезвычайной помощи в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 от 19.12. 1991 года. Чрезвычайный Координатор по Гуманитарной Помощи ведает Центральным Чрезвычайным Фондом, который был создан как постоянно пополняющийся механизм наличности в 50 миллионов долларов для обеспечения быстрого и координированного реагирования со стороны организаций ООН. Чрезвычайный Координатор имеет прямой доступ к Генеральному Секретарю в Нью-Йорке, а также поддерживает связь с подчиненными ему постоянными координаторами на местах.

Обязанности постоянного координатора ООН (также представляющего и ДГВ) в управлении в чрезвычайных ситуациях.
В обычные обязанности постоянного координатора входит:
  • Обеспечить, чтобы организации и учреждения ООН, задействованные в стране, в которой часто происходят катастрофы, находились в состоянии коллективной "готовности" и могли оказать техническую и материальную помощь как часть глобального международного реагирования в случае катастрофы.
  • Обеспечить, чтобы эти же учреждения учитывали в своих долгосрочных программах развития риск, связанный с возможной катастрофой, и оказывали согласованную помощь в проведении митигационных мероприятий.
В случае катастрофы, затрагивающей несколько "секторов" постоянный координатор должен:
  • Собрать воедино разнообразные учреждения системы ООН и обеспечить оказание быстрой, эффективной и согласованной многосторонней помощи и проведение консультаций.
  • Поддерживать контакт с правительственным органом, ответственным за проведение операций по оказанию срочной помощи. Обеспечить согласованную помощь этому органу со стороны ООН в оценке ситуации и там, где требуется международная поддержка.
  • Постоянно информировать ДГВ о развитии ситуации и о необходимой международной помощи. Составить ясный отчет с перечислением тех секторов, где в первую очередь требуется международная помощь, и срочным образом послать этот отчет в ДГВ, который распространит его в других международных организациях; одновременно снабдить этой же информацией местных представителей международного сообщества. Постоянно обновлять информацию, чтобы она отражала состояние дел на текущий момент.
  • Рекомендовать, в случае необходимости, усиление группы ООН за счет соответствующих учреждений на уровне страны.
  • Помогать в осуществлении кооперации и координации между различными международными органами, помогающими стране, правительством страны, и другими местными организациями для обеспечения правильного использования международной помощи.
В случае притока беженцев или какой либо чрезвычайной ситуации, затрагивающей один из "секторов", постоянный координатор должен:
  • Поддерживать связь с местным представителем какой либо организации ООН (например, УВКБ), чтобы узнать, чем постоянный координатор и ГЧС ООН могут помочь данному учреждению.

Назовите три функции ПРООН в управлении в чрезвычайной ситуации, отличные от функций ДГВ и три функции ДГВ, не совпадающие с функциями ПРООН.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0