Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Опасности (Продолжение)
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100

«СТРОИТЕЛЬСТВО»


Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.

МОСКВА 2007 г.



Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности.
(продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.

Продолжение "ГЛАВЫ 4. Опасности."

Нашествие вредных насекомых.
Таблица 9.
Причины (явления).
Рост числа вредных насекомых, обусловленный комбинацией нескольких или одним экологическим фактором, такими как температура, монокультурное сельское хозяйство, введение в состав флоры новых растений, интенсивное применение инсектицидов, пестицидов и удобрений, появление новых видов сельхозвредителей, способных к адаптациям и к преодолению генетической сопротивляемости «хозяина»; благоприятные погодные условия для мелких грызунов и насекомых или угнетающие условия для птиц и мелких хищников, миграция и непреднамеренная биоинтродукция.
Общие характеристики.
Вредители могут разрушить протекание естественных процессов жизнедеятельности у растений многими способами: объедая или надгрызая части растений, проедая ходы в стеблях, повреждая корневую систему, вводя в ткани растений токсины и т.п.
Предсказуемость.
Составление прогнозов размножения насекомых может помочь определить, будет ли применение пестицидов или инсектицидов эффективным  и достаточно ли затрачено средств на борьбу с вредителями; наблюдение за ходом развития растений  и за появлением и изменением численности вредителей; определение «экономического порога» (минимальных затрат).
Факторы, повышающие уязвимость.
Массовое скопление разнообразных насекомых-вредителей. Отсутствие карантинного контроля за импортируемым посадочным материалом и за санитарным состоянием транспортных средств, грузами и багажом пассажиров. Стесненные финансовые ресурсы для прогнозирования и борьбы с нашествием вредителей. Скудные обычные урожаи. Примитивные сельскохозяйственные технологии. Зависимость от импорта монокультур. Интенсивное применение удобрений и средств борьбы с вредителями для получения сверхвысоких урожаев. Районы, недоступные для наблюдения за жизнедеятельностью насекомых-вредителей.
Типичные негативные последствия.Потери урожая могут привести к дефициту продовольствия, голоду, и создать напряжение в экономике. Возможно возникновение инфекционных заболеваний. Разрушение экосистем.
Возможные меры по уменьшению риска.
Объединение усилий разнообразных организаций по борьбе с сельхозвредителями; применение  новых рациональных  научно-обоснованных и эффективных физических методов по борьбе с вредоносностью насекомых; повышение сопротивляемости растений; применение биологических и «избирательных» химических методов борьбы, и даже радикальных мер, таких как полное уничтожение растений, семян и посадочного материала.
Специфические меры по готовности.
Разработка государственного плана по борьбе с сельхозвредителями. Подготовка кадров и консультирование фермеров и других работников в сельскохозяйственном производстве.
Типичные меры по оказанию первой помощи.
Государственные и международные меры по борьбе с сельхозвредителями. Обеспечение пострадавших районов продовольствием.
Оценка причиненного ущерба.
Оценка ареалов распространения вредителей и степени нанесенного вреда. Воздушная и наземная инспекция ущерба, нанесенная сельхозкультурам. Экологические оценки.

Эпидемии.
Определение: воздействие какого-либо токсина, вызывающего распространение инфекционного заболевания, значительно превышающего уровень обычной заболеваемости.
Таблица 10.
Причины (явления).
Высокая плотность населения, антисанитарные условия. Изменения в экологической обстановке, способствующие размножению переносчиков инфекции. Миграции людей в районы с какими-либо характерными для данной местности эндемическими заболеваниями и отсутствие у этих людей иммунитета по отношению к данным заболеваниям. Сокращение потребления продуктов питания. Загрязнение или заражение воды и запасов продовольствия.
Общие характеристики.
Риск появления и распространения болезни. Большое количество заболевших. Тяжесть болезни, ведущей к потере работоспособности и смерти. Риск срыва в функционировании социальных и хозяйственных структур. Нехватка квалифицированных кадров, лекарственных средств. Опасность распространения болезни на другие страны.
Предсказуемость.
Миграции и рост туризма могут повысить скорость распространения инфекционных заболеваний. Этому также способствует тот факт, что симптомы многих болезней, например, болезней передающихся половым путем, долгое время могут не проявляться. Постоянный  медицинский контроль, охватывающий широкие слои населения, позволяет вовремя выявить участившиеся случаи заболевания. Эпидемиологические исследования способствуют прогнозированию эпидемии, однако проведение такого рода исследований затруднено в новых населенных пунктах и лагерях для беженцев.
Факторы, повышающие уязвимость.
Бедность. Отсутствие иммунитета к болезни. Плохое питание и качество воды, плохие санитарные условия. Высокая плотность населения. Плохо организованная система здравоохранения. Заболевания, неподдающиеся лечению современными лекарственными препаратами.
Типичные негативные последствия.Болезнь и смерть. Подрыв экономики, социальной и политической жизни. Повышенный процент заболеваемости в лагерях для беженцев, сто создает опасность дальнейшего распространения эпидемии и возможный гражданский конфликт.
Возможные меры по уменьшению риска.
Организация неотложной медицинской помощи. Разработка плана на случай чрезвычайной ситуации, содержащего список требуемых сил и средств. Создание системы наблюдения и своевременного оповещения населения. Обучение местных кадров работе в чрезвычайных ситуациях.
Специфические меры по готовности.
Меры по пресечению эпидемии – поставить и подтвердить диагноз; обнаружить носителей инфекции; найти источник эпидемии; лечить заболевших и принять меры по нераспространению инфекции; составлять полные и достоверные отчеты. Обучение населения начальным знаниям по медицине. Санитарная пропаганда.
Типичные меры по оказанию первой помощи.
Неотложная квалифицированная медицинская помощь, включая международную помощь, если вспышку невозможно остановить собственными силами.
Оценка причиненного ущерба.
Эпидемиологические исследования, оценка функционирования системы здравоохранения и реагирования. Экологические исследования.

Вырубка лесов.
Таблица 11.
Причины (явления).
Расширение пахотных земель и пастбищ. Заготовка дров. Заготовка леса.
Общие характеристики.
Содействует росту других опасностей следующим образом:
• выкорчевкой корней, которые стабилизируют почву, играя роль фильтра и буфера, позволяя воде просачиваться в почву и удерживаться в ней;
• исчезновением биомассы листьев и продуктов леса;
• сгоранием и гниением леса.
Предсказуемость.
Поскольку вырубка леса находится в центре внимания мировой общественности, накапливается информация по данному вопросу, определяются районы, для которых вырубка леса представляет существенные проблемы. Если подходить к проблеме глобально, то можно отметить тенденцию к сокращению вырубки леса и консервации лесопосадок, однако в отдельных странах уничтожение лесов происходит в размерах, вызывающих тревогу.
Факторы, повышающие уязвимость.
Отсталость.
Зависимость от леса как источника топлива и доходов.
Неконтролируемая заготовка леса и раскорчевка лесов под пашню.
Быстрый рост населения.
Быстрый рост населенных пунктов и промышленных районов.
Типичные негативные последствия.Вырубка леса ведет к уничтожению таких даров леса, как ягоды и лекарственные средства (народная медицина) и к упадку традиционных культур. Оно ставит в тяжелые условия те хозяйства, которые импортируют дары леса и зависят от них. Кроме того, вырубка леса способствует росту других опасностей, перечисляемых ниже.
Наводнения - вырубка лесов речного бассейна может увеличить силу наводнения, замедлить скорость течения рек, высушить ручьи в засушливые сезоны и способствовать образованию речных отложений.
Засуха - удаление корней и покрова, образуемого опавшими листьями, может повлиять на уровень грунтовых вод, влажности почвы, высушивая ее и может привести к сокращению выпадающих осадков.
Голод - сокращение сельскохозяйственного производства из-за эрозии верхнего слоя почвы и разрушение склонов холмов ведет к дефициту продуктов питания.
Наступление пустынь - вырубка леса и уничтожение других видов растительности ведет: к уплотнению почвы и потере плодородия.

Загрязнение окружающей среды
- вырубка лесов повышает уровень загрязнения почвы и воды и сокращает поглощение углекислоты. При сжигании леса и гниении деревьев высвобождается большое количество углекислого газа, что содействует глобальному потеплению (парниковый эффект).
Возможные меры по уменьшению риска.
Защита лесов с помощью законодательных мер, правильного ведения лесного хозяйства и консервации лесопосадок, Лесопосадки.
Специфические меры по готовности.
Просвещение.
Создание альтернативы древесному топливу.
Меры по консервации почвы.
Оценка причиненного ущерба.
Создание карт зон вырубки леса; воздушное и наземное наблюдение. Инспектирование выполнения программ по восстановлению лесов.

Наступление пустынь.
Таблица 12.
Причины (явления).
Такие климатические условия, как недостаточное и нерегулярное выпадение осадков, высокие температуры, характерные для засушливых районов.
Неправильное землепользование и такие ошибки в хозяйствовании, как чрезмерное использование пастбищ и использование пашни сверх уровня ее естественного восстановления, вырубка лесов и неправильное орошение.
Общие характеристики.
Деградация почвы - из-за эрозии и выветривания, уплотнение почвы, ощелачивание почвы и образование солончаков.
Деградация растительности - первоначально из-за сокращения густоты биомассы, а затем из-за смены одних форм растительности другими, менее продуктивными формами.
Предсказуемость.
Глобальное наблюдение над засушливыми зонами можно проводить с воздуха или с помощью приборов дистанционного наблюдения. Поскольку использование земли, не сопровождаемое мерами по консервации почвы и растительности, растет, то будет расти и наступление пустынь. Согласно подсчетам, 202'000 квадратных километров земли ежегодно превращается в пустыню.
Факторы, повышающие уязвимость.
Малое количество осадков и высокие температуры.
Сверхинтенсивное землепользование.
Районы вырубки лесов.
Неправильное орошение.
Отсутствие мер по консервации.
Бедность и отсутствие правильных сельскохозяйственных технологий.
Типичные негативные последствия.Наступление пустынь, снижая плодородие земель, содействует росту и других опасностей. В числе этих опасностей засуха и голод. Низкая урожайность имеет и социально-экономические последствия, поскольку она снижает уровень жизни.
Возможные меры по уменьшению риска.
Разработка программ по удовлетворению нужд общины и улучшению практики землепользования.
Усиленное наблюдение за процессом наступления пустынь.
Создание защитных агросистем.
Развивать институты земледелия и обучать кадры.
Специфические меры по готовности.
Поддерживать программы по улучшению продукции земледелия и животноводства. Проводить консервацию почвы и воды.
Оценка причиненного ущерба.
Социально-экономические исследования необходимы для выявления нужд людей и развития сельского хозяйства. Наблюдения с воздуха и с помощью приборов дистанционного наблюдения помогут определить скорость и масштабы наступления пустынь.

Засуха.
Таблица 13.
Причины (явления).
Непосредственная причина - недостаток осадков. Возможные глубинные причины - Эль Нинъо (проникновение теплых поверхностных вод в обычно холодные воды южной части Тихого океана); изменения в поверхностном слое земли,  обусловленные вмешательством человека;  повышенные температуры  на  поверхности моря; повышенное содержание в атмосфере углекислого газа.
Общие характеристики.
Сокращение имеющейся в наличии воды и уменьшение достаточной для жизнедеятельности растений влажности почвы. Атмосферная засуха - это сокращение осадков, а гидрологическая засуха - это сокращение запасов воды. Сельскохозяйственная засуха - это воздействие засухи на жизнедеятельность человека. Характер этого воздействия определяется различными  факторами:  наличием  ирригационных  систем,  способностью почвы удерживать влагу, временем выпадения осадков и способностью крестьян приспосабливаться к существующим условиям.
Предсказуемость.
Почти нет местностей, где засуха периодически не наблюдалась бы. Следует тщательно анализировать гидрологические даты и даты выпадения  осадков,  принимая  во  внимание и  другие  факторы. Обычно оказывается возможным заранее определить вероятность засухи.
Факторы, повышающие уязвимость.
Расположение населенных пунктов в и без того засушливых районах. Земледелие в отдаленных отсталых районах; существование только за счет земледелия. Отсутствие капитальных вложений в сельское хозяйство. Отсутствие резервных, запасов семян. Расположение населенного пункта в районе, в котором запасы воды зависят от районов с другими климатическими условиями. Районы, в которых почва обладает плохими водоудерживающими свойствами. Недостаточное осознание опасности засухи.
Типичные негативные последствия.Сокращение доходов, крестьян;  сокращение  сельхозпроизводства; рост цен на основные продукты питания; рост уровня инфляции; ухудшение питания населения; голод; болезни; смертельные исходы; сокращение питьевой воды; миграция; распад общин; гибель домашнего скота.
Возможные меры по уменьшению риска.
Системы раннего  предупреждения населения  о возможности  наступления засухи и голода.
Специфические меры по готовности.
Разработка внутренних планов по реагированию.
Типичные меры по оказанию первой помощи.
Меры по обеспечению доступности и достаточного количества продуктов питания: стабилизация цен, субсидии на продукты питания, программы по  обеспечению  занятости населения, распределение продуктов питания, дополнительные продовольственные программы, особые программы по увеличению поголовья скота к оказанию помощи овцеводам и скотоводам, дополнительные программы в области водоснабжения и здравоохранения; реабилитационные мероприятия.
Оценка причиненного ущерба.
Исследование состояния питания; социально-экономические исследования; изучение гидрологических данных и данных об осадках. наблюдения со спутников.

Промышленные аварии и катастрофы.
Таблица 14.
Причины (явления).
Транспортные аварии. Обрушение зданий и сооружений. Пожары и взрывы. Отказ технологического оборудования с угрозой выброса токсичных химических веществ, биологически активных и радиоактивных веществ. Аварии на электроэнергетических системах и  коммунальных  системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях. Гидродинамические аварии. Диверсии. Природные опасности. Ошибки при проектировании, строительстве, монтаже оборудования, эксплуатации.
Предсказуемость.
По мере индустриализации развивающихся стран, дальнейшего использования устаревшего оборудования  и  последующей реконструкции промышленности в постсоциалистических странах, количество техногенных аварий на промышленных предприятиях будет возрастать.
Факторы, повышающие уязвимость.
Люди, сооружения, домашний скот, сельхозпосадки, домашний скарб и инвентарь, технологическое оборудование, находящиеся в непосредственной близости к месту катастрофы и окружающая среда являются наиболее уязвимыми. Опасные вещества в силу обладания трансграничностью могут быть перенесены на значительные расстояния от места катастрофы. Отсутствие системы охраны труда и экологической безопасности. Отсутствие планов эвакуации или их низкое качество. Неосведомленность населения и персонала о потенциальной опасности. Испытания и уничтожение ядерного, химического и бактериологического оружия, его хранение и исследования по созданию его новых видов.
Типичные негативные последствия.Материальный ущерб – могут оказаться разрушенными, поврежденными или зараженными строения, оборудование, инфраструктура. Транспортные аварии наносят ущерб как транспортным средствам, грузам и другим объектам, оказавшимся в месте катастрофы. При пожарах на промышленных предприятиях пламя имеет очень высокую температуру и  тем самым увеличивает возможность распространения на близлежащие территории.
Погибшие и раненые – может быть много погибших, раненых и нуждающихся в медицинской помощи. Окружающая среда – загрязнение и заражение воздуха, воды, почвы, грунтов и биоты. Значительные районы могут стать непригодными для жизни человека и гибельными для всего живого. Экосистемы могут быть разрушены до глобального уровня.
Возможные меры по уменьшению риска.
Разработка планов по типу APELL* («Осознание Опасности и Готовность к Чрезвычайным Ситуациям на Местном Уровне») для оказания помощи руководителям и техническому персоналу в повышении осведомленности общества относительно размещенных на его территории опасных предприятиях, природных опасностях и помощи в составлении планов реагирования.
Специфические меры по готовности.
Составление карт зон риска. Идентификация опасных материалов. Инспектирование промышленных предприятий и хранилищ. Контроль за управлением отходами. Усовершенствование противопожарных средств. Создание нормативно - методической базы для проектирования безопасных зданий, сооружений и технологического оборудования. Экологический мониторинг. Экологическое просвещение и образование. Обучение персонала и населения действиям при техногенных авариях с проведением учений. Разработка планов эвакуации. Проверка систем оповещения. Свобода СМИ.
Типичные меры по оказанию первой помощи.
Эвакуация из зоны бедствия; поиск и спасение; альтернативные источники водоснабжения; дегазация; дезактивация, санитарное обезвреживание. Экологический контроль.
Оценка причиненного ущерба.
Формуляры APELL по оценке реагирования и оценке планов эвакуации. Инструкции и информация CHEMTREC** (Центр по Организации Перевозок Опасных Химических Веществ). Экологические оценки.
*APELL – англ. Awareness and Preparedness for Emergencies at the Local Level.
**CHEMTREC - англ.Chemical transportation Emergency Center.

Катастрофы на химических и других промышленных предприятиях.

Таблица 15.
Причины (явления).
Авария на заводе или в хранилищах токсичных веществ.
Авария во время перевозки химических продуктов.
Заражение продуктов питания или окружающей среды в результате неправильного обращения с химическими веществами.
Неправильное обращение с токсичными химическими отходами.
Отказ технологических систем.
Ошибки при проектировании заводов или отдельных цехов.
Природные опасности (например, землетрясения, обвалы).
Пожар или диверсия.
Предсказуемость.
По мере индустриализации развивающихся стран, количество катастроф на химических и других промышленных предприятиях будет возрастать.
Факторы, повышающие уязвимость.
Люди, сооружения, домашний скот, сельхозпосадки, находящиеся в непосредственной близости к месту катастрофы и непосредственная окружающая среда являются наиболее уязвимыми; однако опасные вещества, попавшие в воздух, могут быть отнесены ветром за сотни километров от места катастрофы.
Отсутствие мер по технике безопасности и планов эвакуации. Неосведомленность населения о потенциальной опасности.
Типичные негативные последствия.Материальный урон - могут оказаться разрушенными или поврежденными строения и инфраструктура. Аварии во время перевозок наносят ущерб самим транспортным средствам и другим объектам, оказавшимся в месте катастрофы. При пожарах на промышленных предприятиях пламя имеет очень высокую температуру, тем самым увеличивая возможность распространения на близлежащие территории.
Погибшие и раненые - может быть много погибших, раненых и нуждающихся в медицинской помощи.
Окружающая среда - заражение воздуха, земли, запасов воды и всего живого. Целые районы могут стать непригодными для жилья. Экологические системы могут быть выведены из строя в глобальном масштабе.
Возможные меры по уменьшению риска.
Разработка планов по типу APELL ("Осознание Опасности и Готовность к Чрезвычайным Ситуациям на Местном Уровне") для оказания помощи руководителям и техническому персоналу в повышении осведомленности общества относительно размещенных на его территории опасных предприятий и помощи в составлении планов реагирования.
Специфические меры по готовности.
Составление карт зон риска. Идентификация опасных материалов.
Инспектирование промышленных предприятий и хранилищ. Контроль за процедурой избавления от промышленных отходов. Усовершенствование противопожарных средств. Контроль за уровнем загрязнения окружающей среды. Разработка планов эвакуации с проведением учений. Проверка функционирования сигнальных установок (сирен).
Типичные меры по оказанию первой помощи.
Эвакуация из зоны бедствия; поиск и спасение; альтернативные источники воды; очистка; контроль за возможными негативными воздействиями на окружающую среду.
Оценка причиненного ущерба.
Формуляры АРЕLL по опенке реагирования и оценке планов эвакуации.
Инструкции и информация СНЕМТRЕС (Центр по Организации Перевозок Опасных Химических Веществ)

Загрязнение окружающей среды.
Таблица 16.
Причины (явления).
Загрязнение воздуха - сюда входят такие загрязнители как диоксид серы, окиси азота, моноксид углерода и свинец, содержащийся в выбросах транспорта и промышленности.
Загрязнение моря - канализационные и промышленные сточные воды, бытовой мусор, утечка нефти и выбросы радиоактивных веществ.
Загрязнение питьевой воды - слив нечистот и сточных вод в озера и реки, сброс промышленных вод, ирригация, применение пестицидов, попадание в воду азотных удобрений.
Возможное глобальное повышение температуры - аккумуляция двуокиси углерода - продукта сгорания органического топлива (например, нефти); вырубка лесов; метан, выделяемый при разложении органических веществ (большие животноводческие комплексы).
Истощение озонного слоя - фреоны (фторсодержащие неорганические углеводороды), выделяемые в атмосферу, ведут к ослаблению озонной защиты от ультрафиолетовых лучей.
Предсказуемость.
Загрязнение окружающей среды связано с потреблением продуктов на душу населения, и по мере того, как страны развиваются, загрязнение окружающей среды растет. В некоторых странах отмечается рост вырубки лесов.
Факторы, повышающие уязвимость.
Высокий уровень индустриализации и потребления продуктов на душу населения.
Отсутствие экологического контроля.
Отсутствие достаточных средств для борьбы с загрязнением окружающей среды.
Типичные негативные последствия.Загрязнение воздуха - наносит ущерб сельхозкультурам, лесам, водным системам, структуре строительных материалов и здоровью человека.
Загрязнение воды - распространение болезнетворных веществ; вред, наносимый  обитателям  морей;  распространение  химических  веществ, опасных для человека, животных и обитателей морей.
Глобальное потепление - повышение уровня моря, изменение климата, повышение температуры.
Истощение озонного слоя - повышение заболеваемостью раком кожи, катарактой; ослабление иммунной системы; вред всему живому в море.
Возможные меры по уменьшению риска.
Установить стандарты качества воздуха.
Установить предельно допустимые нормы для каждого вида вредных веществ.
Вести политику бережного отношения к водным запасам. Сократить применение пестицидов с помощью централизованного управления.
Сократить вырубку лесов и увеличить лесопосадки. Способствовать эффективному использованию энергии. Сокращать использование аэрозолей и правильно утилизировать отслужившие срок холодильные установки.
Запретить производство и использование фреонов (фторсодержащих неорганических углеводородов).
Специфические меры по готовности.
Создать государственную службу по защите окружающей среды и разработать планы по охране окружающей среды. Разработать программы обучения по экологии. Обучение государственных служащих как часть программы развития.
Оценка причиненного ущерба.
Воздушные и наземные наблюдения с использованием датчиков. Пробы воздуха, воды и почвы. Сравнение климатических данных. Социально-экономические исследования.

Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий, принятая в Российской Федерации.
Таблица 17.
Класс
ЧС.
Наименование ЧС в зависимости от зоны поражения.
Число погибших.
Число пострадавших.
Прямой материальный ущерб (в МРОТ).
Число человек для которых нарушены условия жизнедеятельности.
Характеристика зоны ЧС по административному делению.
Характеристика зоны ЧС по административному делению.
1.
Локальная (объектовая).
До 4-х
До 10-ти
До 1000
-
Территория объектов.Администрация объектов.
2.
Местная.
5 - 10
11- 50
1001-5000
До   500
Территория города, района, поселка.Штаб ГОЧС* субъекта РФ. Органы местного самоуправления.
3.
Территориальная.
11- 100
51- 500
5001- 500 тысяч.
501 - 3000
Территория субъекта РФ или ее часть (несколько районов).Штаб ГОЧС субъекта РФ.
4.
Региональная.
11- 100
51- 500
5001- 500 тысяч.
501 - 3000
Территория 2-х или 3-х субъектов РФ.Администрация субъекта РФ, МЧС РФ**, Правительство РФ.
5.
Федеральная.
Свыше 100
Свыше 500
Свыше 5000 тысячСвыше 3000
Территория 4-х и более субъектов РФ.
Президент, Правительство РФ, МЧС РФ.

Штаб ГОЧС*– штаб гражданской обороны и реагирования на чрезвычайные ситуации.
МЧС РФ** – Министерство Российской Федерации по реагированию на чрезвычайные ситуации.

       В 2007 году Правительство РФ приняло специальное постановление, несколько изменяющее данные этой таблицы. Текст постановления приводится ниже. Сами же классификационные показатели пока еще не проработаны в полном объеме, поэтому и в учебном пособии приведены данные, которыми пока еще руководствуются в РФ. Более подробное изложение системы противодействия ЧС в России приведено в части 5 пособия.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2007 г. № 304

О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

       Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материальною ущерба составляет не более 5 млн рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 39, ст. 4563).
Председатель Правительства
Российской Федерации М. ФРАДКОВ


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar