Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100

«СТРОИТЕЛЬСТВО»


Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.

МОСКВА 2007 г.



Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.


ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.

Вступление к главе 3.
       Данное учебное  пособие предлагает новую концепцию связи между катастрофами и разви¬тием. В последние годы эта новая концепция находит все больше сторонников в развивающихся странах и является основным философским фундаментом данной программы обучения. Редко случается, чтобы в течение недели в средствах массо¬вой информации не появилось сообщения об очередной крупной  разрушительной катастрофе, уносящей человеческие жизни. О катастрофе, которая в считанные часы, а иногда минуты уничтожает результаты многолетнего развития и отбрасывает и без того медленно развивающиеся страны третьего мира на многие годы назад; драгоценные ресурсы, затраченные на развитие, оказываются выброшенными на ветер.
       Долгое время причинно-следственная связь между катастрофами и социально-экономическим развитием игнорировалась. Во многих странах Министерства планирования и финансов (или другие аналогичные по функциям и задачам государственные организации), другие планирующие органы практически не занимались проблемами катастроф. В лучшем случае плановики надеялись, что катастроф не будет, а если и будут, то с ними наиболее эффективно можно будет справиться благодаря помощи, предоставляемой извне. Программы развития не оценивались в контексте катастроф, ни с точки зрения воздействия катастрофы на программу развития, ни с точки зрения того, повышает ли намеченное развитие вероятность катастроф и не может ли оно усилить разрушающее действие катастрофы.
Катастрофы рассматривались в контексте реагирования на чрезвычайную ситуацию, но не как часть долгосрочной программы развития. Если катастрофа происходила, то реагирование было направлено на удовлетворение элементарных потребностей и на ликвидацию последствий катастрофы. Терпящие бедствие общины рассматривались как неблагоприятные районы для дальнейшего развития. Обстановка после катастроф считалась слишком беспокойной, чтобы поощрять даже элементарные изменения, нацеленные на долгосрочные преобразования.
       Накопленная к настоящему времени и постоянно растущая совокупность знаний о существующей взаимосвязи между катастрофами и социально-экономическим развитием позволяет выделить четыре основных вида действующих между ними взаимоотношений. Эти представленные выше на рис.3 в виде схемы взаимоотношения можно развить следующим образом:
  1. Катастрофы тормозят выполнение программы развития, отбрасывая преобразовательные начинания на многие годы назад, например,    усовершенствованная инфраструктура, транспорт и коммунальные сооружения, разрушены наводнением.
  2. Восстановление (капитальный ремонт, реконструкция) разрушенных сооружений после катастрофы предоставляет значительные возможности для того, чтобы приступить к претворению в жизнь программ развития, в частности, программа восстановления жилья своими силами, разрушенного землетрясением, дает возможность населению овладеть новыми навыками, укрепляет веру общества в свои силы, сохраняет деньги, которые пришлось бы платить за строительство.
  3. Программы развития могут повысить восприимчивость района к катастрофам, например, существенное увеличение поголовья скота ведет к чрезмерному использованию пастбищ, что, в свою очередь, ведет к бесплодию земли и повышает уязвимость по отношению к такому бедствию как голод.
  4. Программы развития могут быть спланированы так, что они уменьшат уязвимость по отношению к катастрофам и их негативным последствиям, к примеру строительство жилья, при котором соблюдаются все правила и нормы, несомненно сократит количество разрушений при первом же, урагане, тропическом шторме.
       Если люди, от которых зависит принятие решений, игнорируют взаимосвязь между катастрофами и развитием, они тем самым оказывают «медвежью услугу» тем, кто доверяет им. Все чаще широко мыслящие и далеко смотрящие Министерства планирования и финансов при поддержке ООН и неправительственных организаций проводят оценку планов развития в контексте ослабления катастрофических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями и, планируя программы восстановления разрушенной экономики, не забывают о долгосрочных преобразованиях.

Катастрофы останавливают процесс развития.
       Катастрофы могут привести к серьезному срыву проводимых преобразований различными путями, в том числе:
  • потеря ресурсов;
  • торможение преобразований;
  • влияние на инвестиционный климат;
  • влияние на неформальный сектор экономики;
  • политическая дестабилизация.

Потеря ресурсов.

       Потеря ресурсов происходит, когда катастрофа уничтожает объекты капиталовложений. Это уменьшает эффективность капиталовложений, сделанных в развитие экономики. Катастрофа наносит ущерб следующим образом:
  • отражается на основных и оборотных фондах;
  • ведет к уменьшению производства и услуг из-за срыва производства и росту цен на товары и услуги;
  • вторичным следствием катастрофы является инфляция, проблемы с платежным балансом, рост финансовых расходов, нехватка денежных резервов;
  • другие косвенные потери, например, катастрофа может привести к росту внешней задолженности страны, что вынудит ее сократить капиталовложения в производство;
  • потери в ресурсах имеют следствием: спад экономического роста, замедление темпов осуществления преобразований, отказ от некоторых программ и потеря интереса к новым капиталовложениям;
  • переориентация квалифицированных людских ресурсов на выполнение работ, связанных с восстановлением экономики, отход от долгосрочных программ и выдвижение на первый план сиюминутных нужд.

Торможение преобразований.
       Катастрофы приостанавливают программы, которые уже начали претворяться в жизнь, и отвлекают ресурсы в сторону от ранее намеченных планов.

Влияние на инвестиционный климат.
       Катастрофы, особенно если они происходят несколько раз подряд в течение короткого периода времени, отрицательно сказываются на инвестиционном климате. Инвесторам нужна стабильность и уверенность, ведь они рискуют, вкладывая свои деньги. Катастрофа омрачает инвестиционную картину и тем, что приводит к росту безработицы, а через нее к спаду рыночного спроса и стагнации, застою во всех отраслях экономики.

Воздействие на  неформальный (частный) сектор экономики.
       Катастрофы, оказывают особое негативное воздействие на частный сектор, в котором часто происходит недооценка причиненного катастрофой ущерба при приблизительном его подсчете. Неформальная экономика несет при катастрофах как прямые, так и косвенные убытки, Прямые убытки исчисляются стоимостью ущерба, нанесенного оборудованию и жилым сооружениям (в которых часто размещаются офисы). Косвенные убытки включают потерю работы, потерю доходов. Иногда отдельные виды поступающей извне помощи ведут к тому, что производители теряют интерес к производству.

Политическая дестабилизация.
       Катастрофы создают в стране напряжение, которое ведет к политической нестабильности. Причин дестабилизации несколько. Например, правительство неправильно распорядилось поступившей помощью, и это привело к недовольству   со
стороны  различных групп населения. Или те, кто остались в живых, оказались обманутыми в своих ожиданиях, и это вылилось в ту или иную форму протеста. Правительство может оказаться и «козлом отпущения», на которого сваливают вину за то, что ему вообще не подвластно, и это опять таки может привести к его падению. Действительно, это довольно обычное явление, когда правительство терпит крах или оказывается свергнутым в течение двух или трех лет после сильной катастрофы.

Вспомните последнюю известную вам катастрофу. Опираясь на собственный опыт, дайте ответ на следующие вопросы:

  1. Назовите какое либо предприятие сферы услуг, которое перестало функционировать.
  2. Назовите один проект, который был прерван.
  3. Назовите один случай, когда инвестированные средства были отозваны назад полностью или частично в связи с катастрофой.
  4. Назовите один случай потери работы в частном секторе, когда она оказалась ненужной из-за поступающей извне помощи.
  5. Дайте пример политической дестабилизации, вызванной катастрофой.

Развитие экономики, приводящее к ЧС.
       Иногда преобразования, проводимые из самых лучших побуждений, могут вызвать катастрофические последствия. Проекты, осуществляемые без учета существующих зон повышенного риска, могут повысить уязвимость по отношению к природным катастрофам. Например, проекты, нацеленные на увеличение рабочих мест и доходов, обычно ведут к притоку населения в осваиваемые районы. Люди с небольшим доходом оказываются вынужденными искать жилье в тех местах, в которых они раньше избегали селиться на склонах холмов или на затапливаемых равнинах. Помощь после обвала или наводнения, если ее перевести в денежный эквивалент, может намного превысить выгоду, получаемую от создания новых рабочих мест. Аналогичным образом проекты, осуществляемые в рамках программы развития, могут иметь негативные политические последствия, повышающие уязвимость по отношению к гражданскому конфликту.
       Некоторые типы проектов, направленных на развитие экономики, начинают претворять в жизнь, не оценив предварительно их воздействия на окружающую среду. Такое случается даже в программах, связанных с ликвидацией последствий катастроф; например, при реконструкции разрушенных зданий вырастает потребность в лесе как крепежном материале. Вырубка лесов, являющаяся следствием растущих потребностей в древесине, повышает уязвимость по отношению к селям и ведет к долгосрочным изменениям в окружающей среде.
       Проекты, направленные на развитие экономики, могут даже сознательно навязывать выбор между уменьшением уязвимости по отношению к катастрофам и уменьшением экономической уязвимости. Проект толкает на компромиссное решение и заставляет выбирать наименьшее из двух зол.

Можете ли вы описать, как развитие повышает уязвимость, основываясь на следующих негативных примерах?

Речная эрозия.
Исчезновение лесов.
Утрата биологического разнообразия.
Отсутствие культуры земледелия.
Загрязнение воздуха и воды.
Отсутствие необходимых санитарных условий.
Неразработанная программа управления отходами производства и потребления.
Развитие морского флота и прибрежной зоны.

Используйте таблицу, в которой вы найдете примеры ответов на эти вопросы.


Возможности развития, стимулируемые ЧС
       Несмотря на то, что международное сообщество все глубже осознает опасность катастроф и важность последовательного планирования действий по оказанию первой помощи, часто требуется вмешательство разрушительного стихийного бедствия, чтобы заставить конкретное правительство задуматься о том, что катастрофа может послужить толчком развитию. Так, катастрофа может ускорить принятие митигационных мер.
       Далеко не все работники сферы экономики понимают, какие возможности предоставляют катастрофы в сфере развития. Катастрофы могут создать такую политическую и экономическую атмосферу, в которой большие изменения могут быть проведены в более сжатые сроки, чем при обычных обстоятельствах. Например, в период после катастрофы существуют большие возможности для проведения земельных реформ, улучшения жилищных условий в широком масштабе, создания новых рабочих мест и приобретения новых профессиональных навыков, расширения и модернизации экономической базы общества, возможности, которые в других условиях могут не представиться. Коллективное желание действовать - это преимущество, которое нельзя упустить.
       Катастрофы могут также выявить зоны повышенного риска, в которых следует предпринять определенные шаги до того, как «нагрянет» очередная катастрофа. Осознание уязвимости может послужить побудительным мотивом для политиков и общественности принять участие в митигационных работах. Катастрофа может также с особой отчетливостью показать, что страна еще имеет возможности для развития. Таким образом, она привлечет к стране внимание доноров и денежные средства, для осуществления долгосрочных программ развития экономики. (Неndеrbоn, 1990)

Таблица 1.
Примеры усиления уязвимости по отношению к катастрофам при развитии экономики.
Отрасль
Мероприятия
Результаты
Промышленность.
Строительство химического завода с целью создания новых рабочих мест.
Смертельные случаи в результате утечки химикатов, ухудшение здоровья населения, несчастные случаи в результате сброса вредных или токсичных отходов.
Сельское, лесное и рыбное хозяйства.
Борьба с сельскохозяйственными вредителями. Строительство ирригационных систем. Интенсивное использование пестицидов, минеральных удобрений.
Неконтролируемое воздействие на окружающую среду. Затопления, наводнения, подтопление. Загрязнение питьевой воды.
Природные ресурсы.
Строительство плотины гидроэлектростанции. Бурение водных скважин в отдаленных районах.
Переселение людей, засоленность почвы. Миграция населения (из-за переселения ближе к водному источнику)
Транспорт, коммуникации.
Строительство дорог в тропических лесах.
Сели, вырубка лесов.
Образование.
Строительство зданий на месте тектонических разломов.
Разрушение зданий при землетрясении; погибшие и раненые.
Политика и планирование.
Централизация процессов планирования.
Голод по причине отсутствия достаточных полномочий у местных властей.
Вопросы развития.
Концентрация туристических комплексов на уязвимых береговых линиях и неустойчивых склонах.
Опасность для жизни и здоровья большого количества людей в результате воздействия штормов, ураганов, цунами, селей, оползней.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar