Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Управление в чрезвычайных ситуациях

Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями ГЛОССАРИЙ
УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 550100
«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Авторы: Потапов А.Д., Теличенко В.И.
МОСКВА 2007 г.


Содержание.
Предисловие.
Введение.
Вступление к учебному курсу: «Анализ чрезвычайной ситуации на примере урагана в республике Бушленд*».
ЧАСТЬ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
ГЛАВА 1. Опасности и катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 2. Терминология и фазы катастрофы (ЧС)
ГЛАВА 3. Связь между катастрофой и социально-экономическим развитием.
ГЛАВА 4. Опасности. (продолжение)
ГЛАВА 5. Многоступенчатые и комплексные ЧС
ЧАСТЬ 2. ГОТОВНОСТЬ К КАТАСТРОФЕ.
ГЛАВА 6. Группа по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях.
ГЛАВА 7. Готовность к катастрофам.
ГЛАВА 8. Оценка уязвимости и риска.
ЧАСТЬ 3. РЕАГИРОВАНИЕ.
ГЛАВА 9. Реагирование.
ГЛАВА 10. Оценка ЧС и катастроф.
ГЛАВА 11. Реагирование ООН в чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 12. Реабилитация и реконструкция.
ЧАСТЬ 4. МИТИГАЦИЯ.
ГЛАВА 13. Митигация.
ГЛАВА 14. Сотрудничество ООН на этапе митигации.
ГЛАВА 15. Краткий анализ документа "APELL".
ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями. ГЛОССАРИЙ.

ЧАСТЬ 5. Российская система управления Чрезвычайными Ситуациями.


       В данной части учебного пособия рассмотрены основные положения российской системы управления Чрезвычайными ситуациями. Необходимо в самом начале высказать следующее соображение. Российская федерация по своим  условиям чрезвычайно разнообразна в силу исключительно большой территории, которую она занимает, простираясь на несколько тысяч километров как с севера на юг, так и с востока на запад, занимая значительную часть Евразийского суперконтинента, причем по большой части его северную чуть ли не всю его половину, в ряде мест далеко за северный полярный круг. Общая характеристика страны по рельефу с одной стороны  весьма сложна, а с другой исключительно проста, так как можно в этом случае употребить только одну фразу: на территории России встречены практически все известные формы рельефа. Тоже самое можно применить и к характеристике гидрологических и метеорологических условий, не говоря уже о значительной протяженности морских побережий, часть из которых принадлежит Северному ледовитому океану. Геологическая обстановка на Евразийской литосферной плите исключительно разнообразна, что довершается субдукцией в восточном сопряжении с Тихоокеанской плитой, а также многовекторными внутриплитными тектоническими движениями, во многом определяющими развитие  экзогенных геологических процессов и проявление сейсмичности во многих районах.  Почвенные условия в России охватывают почти весь перечень известных видов почв.
       Во многом территория России характеризуется наличием практически всех, за исключением тропических, фитоценозов, разнообразной фауной, что в целом создает такое разнообразие природных экосистем и жизненных форм, означающее только одно. Россия по биологическим и геоэкологическим условиям может рассматриваться как типичный биом, хотя такое определение для территорий и акваторий, заключенных в границах только одной страны, одного государства вводится нами впервые.
       В учебном пособии нет необходимости приводить конкретные данные о геологических, гидрологических и биологических условиях России, они вполне доступны и более того во многом достаточно хорошо известны большинству студентов. При решении конкретных задач информация о природных условиях изучаемого региона страны может быть ими получена в очень сжатые сроки.
       Оценка России с позиций развития ее экономических условий еще более затруднительна. Здесь следует учитывать как колоссальный ее потенциал в промышленном производстве, энергетике, сельском хозяйстве, так и то, что в настоящее время происходит существенное изменение экономического уклада страны. Многие производства переживают период стагнации и даже кризиса, но многие такие как строительство, ресурсодобывающее производство и некоторые другие сверхинтенсивно развиваются, - все это характеризуют Россию как страну с переходной экономикой, которая может быть чревата кризисами.
       В демографическом отношении страна сохранила в целом  численность населения в пределах границ, которые и были собственно границами РСФСР по прежнему наименованию, хотя налицо две очень сложные тенденции, - снижение рождаемости и рост численности людей предпенсионного и пенсионного возраста, что имеет значение как предпосылка социальной напряженности, в связи с уменьшением числа трудоспособного населения, точнее, его доли в общем населении страны.
       Историческое развитие  России привело к тому, что по составу своего населения она отличается многонациональностью и многоконфессиальностью.
       Населена страна очень неравномерно, по большей части россияне проживают в европейской части, где и сосредоточено основное промышленное производство, сельское хозяйство  и преобладают населенные пункты городского типа, вплоть до мегаполисов.
       Подводя итог этому краткому описанию страны можно заключить, что она в целом весьма уязвима и при наличии разнообразных природных опасностей, к которым она предрасположена, достаточно развитым промышленным производством и высокой численности населения с неравномерным проживанием по ее территории, при сложном демографическом и социальном составе, - в России возможно проявление разнообразных чрезвычайных ситуаций, самого большого диапазона масштабного проявления от аварий до региональных катастроф.
       Этот вывод в свою очередь диктует необходимость специального рассмотрения системы управления чрезвычайными ситуациями в Российской Федерации. На первый взгляд разнообразие условий в стране и возможных чрезвычайных ситуаций должно было бы привести к выработке собственной отличной от других стран системы управления чрезвычайными ситуациями. Однако в условиях того, что это разнообразие  соизмеримо с условиями биомов, то система управления ЧС должна учитывать международный опыт и быть совместима с ним.

Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров.*)

       Среди мер, обеспечивающих как безопасность страны в целом, так и безопасность каждого субъекта Российской Федерации, города, района, объекта и гражданина важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций,  а в случае их возникновения – меры по их ликвидации, обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций и пожаров.          
       Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от ЧС техногенного, природного и экологического характера.   Характерной особенностью аварий и катастроф, стихийных бедствий в нашей стране  последних лет является возрастание их масштабности и наносимого ущерба.
       На территории Российской Федерации в 2005 году, по данным МЧС России,  произошло 2 720 чрезвычайных ситуаций,  результате которых погибло 5 637 человек, пострадало 4 945 523 человека. На пожарах погибло 18 194 человека.  Гибель людей по причинам, связанным с водой, составила 14 144 человека.
       В свою очередь на территории города Москвы в 2005 году произошли 27271 аварии и происшествия, в результате чего пострадали 20190 человек, из них погибло 1910 человек, в том числе 217 утонуло, 430 погибли на пожаре, 1103 погибли в результате ДТП.
       Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров в Российской Федерации и в г.Москве осуществляется нормативными правовыми документов, основными из которых являются:
Федеральный закон № 68 – ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
  1. Федеральный закон от №28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне».
  2. Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности".
  3. Федеральный закон № 151-ФЗ от 22.08.1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя".
  4. Постановление Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
  5. Закон г. Москвы от 5.11.1997 г. N 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  6. Постановление Правительства Москвы от 22.09.2005 г. № 715-пп «Об утверждении Положения о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Примечание *
В данном учебном пособии не рассматриваются вопросы возникновения чрезвычайных ситуаций при военных действиях и терроризме, которым должно быть посвящено отдельное руководство и которое относится к системе гражданской обороны страны.

Краткая справка. XX век и начало XXI оказались самым воинственным в истории человечества. За последние 100 лет от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из которых около одной трети приходится на Россию (СССР). Причем, как свидетельствует мировая статистика, бедствия и страдания мирного населения в ходе имевших место военных конфликтов постоянно возрастали. Если удельный вес жертв среди мирного населения в первой мировой войне составил 5% от всех погибших, то второй мировой войне – 50%, в войне в Корее (50-е годы) – 84%,  во Вьетнаме – около 90%, а на Балканах и в Ираке – около 96 %.
       Для непосредственного использования в практической деятельности  приводится структура основного правового документа регламентирующего деятельность национальных органов управления чрезвычайными ситуациями, на котором построена вся система управления ЧС в России.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ в редакции ФЗ № 122 2004
«О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВА 2 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
ГЛАВА 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ.
ГЛАВА 5 ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС.
ГЛАВА 6 ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС.
ГЛАВА 7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС.
ГЛАВА 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС.
ГЛАВА 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
       Текст закона носит достаточно обширный характер, но его положения диктуют структуру и основные положения систем по управлению ЧС федерального, регионального и местного уровней, речь о которых пойдет ниже.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
       РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти всех уровней, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного  самоуправления и организаций,  в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
       Основной структурной единицей управления ЧС органов исполнительной власти страны является Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает в себя
ПОДСИСТЕМЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
Создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев административно - работы территориального деления этих территорий.Создаются федеральными органами исполнительной власти для организации по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.


Структура РСЧС
Рис. 8. Структура РСЧС

В качестве примера системы регионального уровня приводится:
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Структура МГСЧС
Рис. 9. Структура МГСЧС

       Данная региональная система базируется на региональном (московском законодательстве) и в частности в виде  ссылки на законодательные акты субъектов федерации.
       Статья 3 закона Москвы № 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
       Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) - это централизованная система защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций, организованная по территориально-производственному принципу, при котором планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется как по линии органов государственной власти города и местного самоуправления, так и через организации, осуществляющие производственную и хозяйственную деятельность.
       Согласно ст. 8 Закона Москвы № 46 граждане в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право:
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;
  • коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество города Москвы и организаций предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на бесплатное государственное социальное страхование, медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Московская городская территориальная подсистема РСЧС – (МГСЧС)

       МГСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти города Москвы, органов  местного самоуправления    внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций, в полномочия которых входит решение  вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

ЗВЕНЬЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
ОБЪЕКТОВЫЕ
Создаются в административных районах города Москвы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения противопожарной  безопасности и безопасности на водных объектах.Создаются на предприятиях, в округах  города Москвы и учреждениях и организациях, расположенных на территории города Москвы, независимо от их организационно - правовой формы.


Организация работы КЧС и ПБ при возникновении ЧС природного и техногенного характера
Этапы работы (Содержание этапа)

Принятие экстренных мер
(Оповещение персонала об опасности.)
  • Оповещение и сбор комиссии.
  • Прогнозирование обстановки.
  • Принятие экстренных мер по защите персонала, оказанию помощи пострадавшим и локализации аварий.
  • Организация разведки зоны ЧС.
  • Уточнение задач имеющимся силам.
  • Приведение в готовность сил РСЧС.
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)
(Оценка обстановки и выводы из неё. Принятие решения на ликвидацию ЧС.)

Ликвидация ЧС (проведение АСДНР)
(Развертывание работы, установление связи с оперативной группой в районе ЧС и вышестоящим органом.
  • Сбор начальников,  подчиненных и взаимодействующих ОУ в районе ЧС, заслушивание докладов и предложений по ликвидации ЧС.
  • Уточнение обстановки, состава сил и плана действий.
  • Уточнение решения.
  • Доведение задач до подчиненных и взаимодействующих  ОУ.
  • Организация обмена информацией об обстановке и принимаемых мерах.
  • Учет выполнения спасательных работ и потерь среди персонала и населения.)

Выполнение мероприятий по социальной защите населения и реабилитации территории, подвергшейся воздействию поражающих факторов.

Реализация мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью граждан вследствие ЧС.
(Расселение персонала в безопасных районах, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидимиологических мероприятий, обеспечение продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, организация материальной помощи).

Основной особенностью российской системы управления чрезвычайными ситуациями является то, что она представляет собой комплекс мероприятий, объединяющих противодействие чрезвычайным ситуациям и защиту населения от них и их последствий вне зависимости от того каким образом эти ЧС возникли, - техногенные и природные или военного характера. В связи с этим в Российской Федерации действует единая система объединяющая силы, средства и методы противодействия ЧС, которая именуется как гражданская оборона. Такой подход имеет исторические корни, что позволило в свое время объединить организованную ранее систему ГО (гражданская оборона), нацеленную на защиту населения от последствий  ЧС военного характера и вновь создаваемую систему противодействия природным и техногенным катастрофам. Вся система ГО в России базируется на законодательном акте федерального уровня, основные положения которого приводятся ниже и разработанных правовых документах субъектов федерации.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РФ
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №28-ФЗ ОТ 12.02.98 г.)
«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ  ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС  ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА».

       Ведение обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения  Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях. Как видно из приведенной выдержки преамбулы закона основной упор делается на ЧС военного характера, но нарастающие по проявлениям ЧС природного и техногенного характера, а также угроза терроризма постепенно смещают акценты деятельности именно к ним. В целом российская система ГОЧС представляет собой достаточно эффективную систему, во многом корреспондирующую с аналогичными системами в других странах и базирующуюся как на собственном опыте, так и на  международном опыте.
       Ниже показаны основные принципы действий ГОЧС федерального уровня и схема деятельности ГОЧС субъектов федерации. 
       В целом созданная в России система ГОЧС позволяет решать задачи как для ЧС военного времени,  так и противодействия ЧС природного и техногенного характера. В связи с тем, что изучение дисциплины «Гражданская оборона» имеет собственную программу, то в данном учебном пособии приведены только основные подходы к ее реализации.

Заключение.
Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях», материал которого изложен выше базируется на основных положениях программы обязательной общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",  в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
       Учебное пособие представило материал, необходимый для закрепления у обучаемых теоретических знаний и некоторых практических навыков, необходимых для:
  • создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по экологической безопасности; 
  • обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
  • прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
       Основной материал пособия развивает положения, изложенные в учебниках «Основы экологической безопасности строительства» и «Экологическая безопасность строительства» в большей части по взаимодействию с международными организациями при возникновении Чрезвычайных Ситуаций мирного времени.
       В приложениях к учебному пособию приведен картографический материал по Российской Федерации, при помощи которого студенты смогут решать как учебные, так и практические задачи по оценке уязвимости территорий страны при их строительном освоении, оценивать природные и техногенные опасности и прогнозировать возникновение различных типов Чрезвычайных Ситуаций.

ГЛОССАРИЙ.
       Настоящий глоссарий содержит термины, встречающиеся в учебном пособии. Приводятся различные случаи употребления терминов.

Оценка. (в период после наступления события, иногда оценка ущерба и потребностей)
Деятельность по определению воздействия чрезвычайной ситуации или события на общество, потребностей в чрезвычайных мерах для спасения и сохранения жизней и мер по оказанию чрезвычайной помощи и скорейшего восстановления. Это - поэтапный процесс выполняемый совместно заинтересованными ведомствами, по оценке, интерпретации информации из различных источников, касающейся как прямого так и косвенного ущерба, последствий ЧС краткосрочного и продолжительного характера. Сюда также входит оценка не только того, что произошло и какая помощь может потребоваться, но и определение целей и путей оказания чрезвычайной помощи. Внимание должно уделяться как краткосрочным потребностям так и долгосрочным последствиям события.
Оценка ущерба или оценка потерь.
Подготовка специфических количественных калькуляций материального ущерба, понесенного в результате ЧС, включая выработку рекомендаций по реконструкции оборудования и сооружений и восстановлению хозяйственной деятельности и сельского хозяйства.
Катастрофа, бедствие, чрезвычайная ситуация.
Неожиданное происшествие, нарушающее хозяйственную деятельность и нормальное функционирование общества. События или ряд событий, приводящих к человеческим жертвам и/или материальным потерям, разрушениям инфраструктуры, разрушению жизненно важных услуг и уменьшению средств к существованию в масштабе, при котором пострадавшие не могут справиться с создавшейся ситуацией без посторонней помощи. Термин чрезвычайная ситуация иногда употребляется для описания катастрофической ситуации, при которых нарушается нормальный образ жизни (или экологической системы) и требуется чрезвычайное вмешательство извне для спасения и сохранения человеческих жизней и/или окружающей среды. ЧС часто классифицируются согласно причинам, которыми они были вызваны и быстроты последствий. (Смотри также внезапные стихийные бедствия, медленно нарастающие катастрофы, технологические катастрофы, промышленные катастрофы).
Управление в чрезвычайных ситуациях.
Общий термин, включающий в себя все аспекты планирования и оказания чрезвычайной помощи, как в период наступления ЧС так и на последующем этапе. Он относится как к контролю риска так и к управлению в ЧС.
Митигация ЧС.
Общий термин, включающий в себя все меры, предпринимаемые при приближении наступления разрушительного события, включая подготовительные и долгосрочные меры по снижению его разрушительного воздействия, включает также процесс планирования и осуществления мер по снижению потерь от ожидаемых природных и промышленных катастроф. Стратегия и защитные мероприятия разрабатываются на основе оценки риска и политических решений касающихся уровней допустимого риска, и средств необходимых для этого со стороны государственных, и региональных органов и внешних спонсоров.
Термин митигация используется некоторыми организациями/авторами в более узком смысле, который не включает подготовительные мероприятия и планирование. Иногда в понятие митигация включалось оказание чрезвычайной помощи после наступления события, что в таком случае приравнивается управлению в ЧС, как это сформулировано в настоящем глоссарии.
Подготовленность к ЧС.
Мероприятия, которые приводят общество в состояние готовности общества:
(а) прогноз и заблаговременное планирование необходимых превентивных мер в отношении надвигающейся опасности (в случаях, когда заблаговременное предупреждение возможно), и
(б) реагирование и проведение мер по нейтрализации последствий ЧС путем организации и предоставления эффективной помощи и других видов содействия. Подготовленность включает создание и регулярную проверку систем предупреждения (связанных с системой прогнозирования) и планов по эвакуации и других мер, предпринимаемых в целях снижения опасности и для сведения к минимуму числа жертв и материального ущерба; обучение и переподготовку персонала и просвещение населения в зоне риска; создание определенных разработок стандартов, правил и оперативных планов на период ЧС; защиту средств и ресурсов, включая накопление запасов и распределение фондов и подготовку спасателей. Эти подготовительные мероприятия должны быть поддержаны соответствующим законодательными актами.
Ожидаемый ущерб/потери.
Это - ожидаемое количество жертв и раненых среди населения и материальные потери, включая потери от нарушения экономической деятельности и функционирования основных служб в результате ЧС, вызванной природной или промышленной катастрофой, т.е. включает в себя оценку материальных, социальных, функциональных и экономических последствий.
Раннее предупреждение голода.
Деятельность по наблюдению за ситуацией в зонах наиболее уязвимых к засухам, неурожаям и изменениям экономических условий для принятия превентивных мер до наступления ЧС.
Опасность, или угроза. (или явление или событие)
Редкое или экстремальное событие, которое негативно влияет на жизнь людей их деятельность и материальные ценности и может вызвать потери до степени бедствия. Опасность, это природное или искусственно созданное событие, которое
может вызвать материальные убытки, экономические потери или угрозу человеческой жизни, если оно случается в местах проживания людей, промышленных или сельскохозяйственных районах. Однако следует отметить, что данный термин в более специфическом, математическом смысле, означает вероятность наступления события в обусловленный период времени и в определенном месте и определенной магнитуды или интенсивности.
Оценка опасности.
(иногда анализ опасности или определение степени опасности) Деятельность    по    определению   для    заданных   районов    вероятности наступления потенциально опасного явления заданной магнитуды в обусловленный период времени.
Оценка опасности включает анализ исторических наблюдений, умелую интерпретацию существующих топографических, геологических, геоморфологических и гидрологических карт и карт землепользования.
Картографирование опасности.
Деятельность по географическому определению, где и в какой степени ожидаемое явление может представлять угрозу жизни людей, материальным ценностям, инфраструктуре и хозяйственной деятельности человека.
Картографирование опасности представляет результат оценки опасности на карте с указанием повторяемости, вероятности событий различной магнитуды или продолжительности.
Промышленные катастрофы.
ЧС, непосредственной причиной, которых явилась человеческая деятельность, преднамеренная или другая. В отличие от технологических катастроф сюда входят ситуации, где имеются жертвы среди гражданского населения, наносится ущерб имуществу, службам жизнеобеспечения и средствам к существованию, также как и в результате войн, гражданских и других конфликтов.
Во многих случаях люди обязаны покинуть свои жилища, пополняя, таким образом ряды беженцев или перемещенных лиц.
Промышленная или технологическая опасность.
Обстановка, которая может иметь катастрофические последствия для общества. Она складывается вследствие технологических процессов, воздействий, оказываемых человеком на окружающую среду и отношений между человеком и природой.
Природные опасности или угроза.
Природные явления, происходящие поблизости и несущие опасность людям, сооружениям и материальным ценностям и которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации. Они вызываются биологическими, геологическими, сейсмическими, гидрологическими и метеорологическими условиями и процессами, происходящими в природе.
Восстановление.
Постоянное восстановление или замена сильно пострадавших сооружений, полное восстановление функционирования всех служб и местной инфраструктуры и оживление экономики и сельского хозяйства.
Восстановление должно полностью включаться в долгосрочные планы развития с учетом риска возможных в будущем чрезвычайных ситуаций и возможностей для их снижения путем включения надлежащих митигационных мер. Восстановление разрушенных сооружений и служб необязательно должно происходить в прежнем виде и в тех же местах. Оно может включать замену временных технических решений, принятых на этапе чрезвычайной помощи или реабилитации.
Риск.
Для инженерных целей риск определяется как ожидаемые потери (человеческие жизни, пострадавшие, материальный ущерб, нарушение хозяйственной деятельности), вызываемые определенным явлением. Риск является функцией вероятности наступления события и потерь им наносимых. Отдельные специалисты используют данный термин для характеристики вероятности наступления ЧС, результатом которой явится определенный уровень потерь.
Социетальный элемент называется в зоне риска (или уязвимым), когда он подвергается угрозе события и по всей вероятности подвергнется воздействию этой опасности при его наступлении. Населенные пункты, сооружения, службы и их функционирование в таком случае считаются "в зоне риска".
Оценка риска (иногда анализ риска)
Действия по определению причин и масштабов потерь ( в ЧС), которые можно ожидать в конкретных районах в течение определенного отрезка времени.
Оценка риска включает в себя анализ теоретических и эмпирических данных по определению вероятности известных опасностей определенной интенсивности или силы, случающихся в заданном районе ("картографирование опасности") и потерь (структурных и функциональных) ожидаемых для каждого элемента в зоне риска от каждой конкретной угрозы ("анализ уязвимости" и "оценка ожидаемого ущерба").
Картографирование риска.
Нанесение на карты результатов оценки риска с указанием уровня потерь, которые можно ожидать в конкретных районах от конкретных видов опасности на конкретном отрезке времени.
Снижения уровня риска (долгосрочная программа)
Долгосрочные меры по снижению ущерба или продолжительности негативных последствий неизбежной и неотвратимой опасности путем снижения степени уязвимости населения, сооружений, служб и экономической деятельности.
Типичные меры по снижению риска включают в себя улучшенные строительные нормы и правила, планирование землепользования, включая определение зоны наводнений, диверсификация сельскохозяйственных культур и тд. Указанные меры часто подразделяются на "структурные" и "неструктурные", активные и пассивные.
Примечание: часть источников употребляют в этом контексте термин - митигация, другие предпочитают говорить о предупредительных мероприятиях.
Медленно наступающие чрезвычайные ситуации.
Ситуации, в которых способность населения приобретать питание и другие средства к существованию медленно затухает до точки, когда сама жизнь людей ставится под угрозу. Такие ситуации типичны для засухи, неурожаев, эпидемий, или других форм "экологических ЧС".
Если такая опасность определена достаточно рано, превентивные меры могут быть предприняты для предупреждения человеческих страданий. Однако, если игнорируются признаки начала указанной ЧС, результатами могут быть экономический упадок и человеческие страдания, а также потребность в организации чрезвычайной гуманитарной помощи, как результат наступления ЧС, но уже внезапного характера.
Внезапные ЧС, вызванные природными катастрофами.
Внезапные ЧС могут быть вызваны такими природными катастрофами как землетрясения, наводнения, тропические ураганы или извержения вулканов. Такие события наступают внезапно или почти внезапно унося, жизни людей, разрушая экономические структуры и материальные ценности.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0