Как повысить успеваемость студентов?
Качество школьного образования падает все ниже. 90-е годы заставили лучших педагогов уйти из школы в поисках средств к существованию. Сегодня математику и физику ведут, скажем так, не лучшие кадры. Результат предсказуем. К тому же, с введением ЕГЭ вуз потерял возможность осуществлять первоначальный отсев абитуриентов.
В этом году в МГСУ поступили студенты с очень высокими баллами ЕГЭ. МГСУ даже попал в первую двадцатку самых сильных вузов в рейтинге журнала «Forbes» по этому показателю. Однако радость была недолгой. После проведения тестирования по школьной программе оказалось, что на оценку неудовлетворительно математику знают 55% первокурсников, а физику – 65%.
Необходимо открыть дополнительные курсы по повтору школьной программы, а затем развивать сеть дополнительных занятий. Но система их оплаты изменится. Преподаватель получит деньги за то, что он их провел. Однако оплата будет больше, если благодаря этим занятиям студент сдаст сессию.
В школе каждый день всех по головам пересчитывают, домашние задания дают и всякий раз проверяют, любой шаг в сторону является поводом для звонка родителям. А в университете такого нет – создается иллюзия вольности. Студент, отсутствующий на занятиях, – притча во языцех. За одним непонятым и несданным предметом лавиной идут другие. А папа с мамой плачут, ибо они были не в курсе, и уже ничего сделать не могут.
Надо возобновить институт кураторства. Он есть во всех вузах Европы. Но если за границей общение кураторов (хорошо успевающих и общественно активных старшекурсников) с младшекурсниками сосредоточено на профессии, то у нас кураторы должны следить за дисциплиной и успеваемостью.
В настоящее время из деканатов родители получают тревожные звонки и письма, однако за всеми двоечниками и лентяями не уследишь – рук не хватит.
Можно этот процесс оптимизировать, то есть автоматизировать. У каждого студента есть электронный пропуск. В компьютер заносится информация о том, когда человек вошел в вуз и когда вышел. В следующем году планируется делать автоматическую рассылку смс родителям, если их ребенок не пришел в университет. Она будет выборочной: если у студента проблемы с математикой, смс придет только в тот день, когда он прогулял математику. Оплачивать смс будут родители после заключения договора, стоимость – стандартная для каждого мобильного оператора.
Один педагог требователен и готов часами заниматься со студентом – дотягивать его знания до нужной планки. Другой «все понимает» и его планка свободно скользит вниз. А третий выслушает каждого на экзамене и говорит потом: «Итак, ваше время истекло, вам двоим – по четверке, а остальные ищите меня в понедельник где-то между первым и пятым этажами». Как вы думаете, кто прав? Заведующие и методические комиссии кафедр должны определить, какой минимум студент должен знать на зубок. Это самое главное из курса, суть изучаемого предмета, без этого никто не перейдет на следующий уровень. И ставить тройки.
Если два года назад только 5% контрактников жаловались на то, что в их семье поменялась финансовая ситуация и они больше не могут оплачивать обучение, то теперь таких около 30%.
МГСУ подал документы для вступления в экспериментальную государственную программу образовательного кредитования. Она очень выгодна студенту. Процентная ставка обычного потребительского кредита – больше 15%, а льготного образовательного кредита – около 5 %. Вернуть кредит нужно в течение 10 лет после окончания вуза.
А пока студент учится – он платит только проценты. Залог и поручители при получении кредита не требуются. Однако стоит получить всего одну тройку в сессию – и кредит отзывается.
Ребятам, которые оплачивают обучение, как правило, нужна работа. Сейчас, опять же из-за кризиса, многие предприятия не берут студентов. Но в МГСУ есть большой внутренний рынок.
Надо обратиться к западному опыту. Европейский кампус – это целый большой город, где студенты подрабатывают гардеробщиками и лаборантами, газон стригут и парты красят. Нам это только предстоит.
За какую соломинку скорее всего ухватятся сами студенты, если вдруг перед ними замаячит угроза отчисления. Может, у них есть свои рецепты? Олег Шишлов, четверокурсник факультета ТЭС, и Роман Якимчук, второкурсник ФМО, считают возможности подработать в университете и позаниматься дополнительно, безусловно, полезными. При этом оба студента замечают, что они совсем не против оплачивать дополнительные занятия из своего кармана. Что касается заработка на внутреннем рынке, то у четверокурсника Олега есть свои идеи: «Было бы здорово создать информационную базу студентов, работающих с архитектурными проектами, менеджерами строительных компаний, торговыми представителями.
Это позволило бы студентам находить клиентов и партнеров в стенах университета, друг другу делать скидки, делиться опытом и знаниями о новых материалах и технологиях, консультируясь у преподавателей без отрыва от учебного процесса».
Газета "Строительные кадры" №11, декабрь 2010г.