Экзамен для преподавателя
В прошлом году МГСУ стал национальным исследовательским университетом. К вузу сейчас предъявляются совсем другие требования, показателям НИУ нужно соответствовать. В основном это касается занятости преподавателей во второй половине рабочего дня, свободной от аудиторной учебной нагрузки. Согласно требованиям квалификационного справочника должностей, научно-педагогические работники должны публиковать определённое количество научных трудов в год, в том числе монографий, учебников, учебно-методических материалов, активнее участвовать в научной и научно-исследовательской работе, программах дополнительного образования. Немаловажным является привлечение студентов в вуз, то есть профориентационная работа в школах, техникумах и колледжах.
До сих пор в вузе существует конкурс на замещение вакантной должности, который преподаватель проходит раз в 5 лет. На заседании кафедры он отчитывается о своей работе в области учебных, методических, научных разработок, в общем, обо всей своей многогранной деятельности. Но если раньше преподаватель в основном отчитывался перед «своими», то теперь ему предстоит пройти официальную аттестацию по всем направлениям своей профессиональной деятельности, что то вроде экзамена. На основании приказа Минобразования РФ №284 от 06.08.2009, приказов ректора №384 и №385 от 20.10.2010, типового положения о вузе и других официальных документов под председательством проректора по учебной и воспитательной работе М.В. Королева и проректора по учебно-методической работе и международной деятельности В.И. Гагина созданы аттестационные комиссии, состоящие из представителей УОУП, ЦУНИД, ФПКП, отдела кадров, юридического отдела, профсоюза и других подразделений.
В качестве эксперимента уже проведена аттестация преподавателей кафедры физики. Процедура выглядела так: рабочая группа аттестационной комиссии заранее самостоятельно анализировала предоставленную кафедрой информацию о каждом из 34 преподавателей, включающую характеристику заведующего кафедрой. Следует иметь в виду, что аттестации не подлежат те, кто проработали меньше двух лет или находятся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком. Запрашиваемая информация касалась всей многоплановой деятельности преподавателя: уровень владения компьютером, иностранным языком, выполнение учебной нагрузки, учебно-методической и научной работы, участие в организационной и профориентационной работе кафедры и многое другое. Туда же вошел и его рейтинг. Аттестационная комиссия приглашала каждого преподавателя и беседовала с ним в присутствии директора ИФО О.А. Ковальчука и заведующей кафедрой Н.И.
Прокофьевой, при этом имея о нем всю необходимую информацию. Таким образом, комиссия составила 34 «портрета» преподавателей и каждому написала рекомендации. Например, если человек владеет компьютером, то для проведения лекционных занятий он может использовать электронные презентации.
Ведь сейчас наш вуз оснащается самым современным оборудованием, и оно должно работать. В целом коллектив кафедры физики оценили на «очень хорошо», все преподаватели соответствуют
занимаемым должностям. Однако без проблем не обошлось. Во-первых, абсолютное большинство преподавателей – уже в преклонном возрасте, но это характерная особенность многих вузов. Во вторых, не все имеют возможность раскрыть свой потенциал как ученые.
Темы научных работ зачастую относятся к чистой физике и строительной специфике вуза не совсем соответствуют. Но можно таким преподавателям порекомендовать заняться научной работой со студентами.
Аттестация направлена на повышение уровня квалификации, а также стимулирование целенаправленного личностного роста научно-педагогических работников. В следующем году она повторится. И в первую очередь комиссия спросит, а выполнил ли преподаватель те рекомендации, которые были даны ему год назад.
Важно и то, что собираются сведения о самой кафедре – о ее партнерах, материальной базе. Это помогает уточнить ее потенциал и понять, какие административные изменения нужны в дальнейшем. В связи с проводимой реорганизацией структуры университета некоторые кафедры в этом году объединяются. Если имеешь так называемый «срез» по кафедре, понимаешь ее изнутри, то тогда можно прогнозировать, какой эффект получится от ее слияния с другим подразделением.
По словам председателя аттестационной комиссии проректора М.В. Королева, в целом преподаватели восприняли аттестацию спокойно, хотя, конечно, некоторое напряжение присутствовало: такого ведь никогда не было, чтобы уважаемого человека, много лет проработавшего на кафедре и пользующегося заслуженным авторитетом, вызывают и задают ему вопросы о его профпригодности.
В ряде вузов аттестация проходила по более жесткой схеме. Например, в МИСиС каждый обязан был соответствовать определенной категории, высшие из которых – «профессор международного уровня», «доцент международного уровня». Причем от результатов аттестации и присвоенной категории напрямую зависел размер зарплаты. «В МГСУ аттестация проходит по другому сценарию. Мы не планировали увязывать результаты аттестации с доходами преподавателей. У нас сложилась определенная система оплаты труда, предполагающая доплаты и надбавки.
Менять ее нет смысла. Однако аттестация будет проводиться объективно с учетом новых требований», – сообщил М.В. Королев.
О. Кутловская
Газета "Строительные кадры" №2, февраль 2011г.
Газета "Строительные кадры" №2, февраль 2011г.