Главная » 2011 » Декабрь » 29 » Бакалавр, специалист или магистр?
Бакалавр, специалист или магистр?
Бакалавр, специалист или магистр?    Гармонизация систем высшего образования в Европе была инициирована Сорбонской декларацией, подписанной четырьмя крупнейшими странами Евросоюза – Францией, Германией, Великобританией и Италией в июне 1999. Министры образования перечисленных стран договорились о том, что образовательные системы этих стран будут иметь три сопоставимые степени. Первой степени соответствует квалификация бакалавра, а второй – магистра. В 1999 году к упомянутой декларации присоединились еще 25 европейских стран, подписавших Болонскую декларацию, к которой в 2003 году присоединилась и Россия. МГСУ, имея статус национального исследовательского университета, также интегрируется в европейское образовательное пространство и вносит изменения в свою программу обучения.
   Переход университетов на двухуровневое образование вызвал большой резонанс в обществе. Студенты и абитуриенты пытаются разобраться в сложившейся ситуации, но вопросов больше, чем ответов. Чем отличается подготовка бакалавров, магистров и специалистов? Какие изменения произойдут в МГСУ с 1 сентября 2011 года? Готов ли университет к этим изменениям? На эти вопросы ответил проректор по учебно-методической работе и международной деятельности Владимир Иванович Гагин.  «И бакалавр, и магистр, и специалист по инженерным направлениям подготовки – это инженерное образование. В соответствии с последним приказом № 1657 Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2011 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» выпускникам, обучавшимся на инженерных направлениях подготовки, наряду с квалификациями (степенями) «бакалавр», «магистр» и «специалист» будут присваиваться специальные звания: «бакалавр-инженер», «магистр - инженер» и «специалист-инженер» соответственно», – говорит Владимир Иванович. – Бакалавры – это линейные работники, квалифицированные исполнители инженерного уровня, они имеют определенные компетенции в управлении коллективами, организации строительства на небольших объектах». Существенные отличия бакалавриата от имеющихся в университете форм подготовки потребовали разработки новых образовательных программ. В профили бакалавриата в МГСУ входят 14 существовавших ранее специальностей. Образовательная часть бакалавриата состоит из нескольких циклов: гуманитарный и экономический циклы, естественнонаучный и общетехнический циклы, профессиональный цикл (теоретическое обучение), цикл физвоспитания, а также практики и выпускная квалификационная работа. В учебных планах появилось нововведение: модули и циклы дисциплин. «Близкие дисциплины объединяются в модули, и в рамках этого модуля устанавливаются контрольные мероприятия, зачеты или экзамены. Конечно, это требует тесного взаимодействия между кафедрами», – поясняет Владимир Иванович. Кроме того, теперь вузам предоставлена большая гибкость в составлении учебных программ бакалавриата.
   Благодаря этому наш университет может развивать собственные образовательные программы. Для МГСУ , как для национального исследовательского университета, это очень важно.
Бакалавр, специалист или магистр?   Вопрос по подготовке магистров несколько сложнее. Новая система предъявляет более высокие требования в плане научного обеспечения и построения образовательных программ. Теретической подготовке в обучении магистра отводится один год, второй год – это научно исследовательская работа и написание магистерской диссертации, чего в старых стандартах не было. В зависимости от выбранной студентом направленности (инженерная, педагогическая или научная) изменяется содержание теоретической части подготовки. «Если у бакалавров направления подготовки достаточно статичные, не так быстро изменяющиеся, то в магистратуре базовая часть обучения составляет только 30%, а другие 70% формируются университетом в соответствии с потребностями отрасли, работодателей, и это заставляет нас очень оперативно создавать новые магистерские программы», – утверждает В.И. Гагин. Что касается специалитета, то МГСУ – один из немногих вузов, которым удалось отстоять его необходимость. Условия подготовки по специалитету гораздо более жесткие, они не дают такой свободы создания программ, как бакалавриат. В целом университет готов к переходу на новую систему образования, и для этого была проведена большая работа. Общая концепция была довольно давно согласована в образовательном сообществе, но в процессе работы всегда возникает необходимость доработок, уточнений. Процесс еще не окончен и будет продолжаться.
Корр. газеты "Строительные кадры" Елизавета Теличенко
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar