Главная » Каталог статей » Экология » Экология в градостроительстве

Усиление роли крупнейших городских систем в XX столетии
Усиление роли крупнейших городских систем в XX столетии.

   Концентрация все большей доли городского населения в наиболее крупных городских системах - закономерный процесс для XX в. По прогнозам демографов ООН , этот процесс сохранится и в первые 25-30 лет XXI в. (дальше эти прогнозы пока не простираются). Рост доли агломераций-миллионеров в городском населении мира стал особенно отчетлив с 50-х гг. нашего столетия. В 1950 г. в городах мира с населением свыше 1 млн. жителей  проживало 26,4% всех горожан, в 1990 г. - уже 34,7%, а по прогнозам к 2015 г. эта цифра превысит 40%.
   Концентрация населения в крупнейших агломерациях и мегалополисах - закономерное следствие развития современной цивилизации, а значит, и эволюции человека. Глубоко заблуждаются те, кто видит в сверхкрупных урбанистических системах несчастье, притом временное, надеясь, что следующие, поколения будут жить в основном в коттеджах и экологически чистых деревнях, что прогресс неизбежно приведет к исчезновению крупногородских форм расселения. Основной массе населения Земли и в будущем предстоит все-таки жить в крупнейших урбанистических образованиях - такова реальность, и ее нужно учитывать при разработке разного рода прогнозов на предстоящее столетие.
   Постепенное укрупнение городских агломераций и образование их "созвездий" в виде мегалополисов - такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности, транспорта, связи, высоких технологий, информационных систем, структурной перестройки экономики и т.д. Это происходит потому, что в сверхкрупных городских системах эффективнее развивать производство, бизнес, торговлю, имеются лучшие условия для получения информации, образования, здравоохранения, формирования культурной среды. А в целом все это определяет и более высокую по сравнению с небольшими городами общественную производительность труда - главное мерило всех экономических, технологических и организационных новинок, определяющих успехи страны или района на мировом рынке. Вот почему сверхкрупные городские системы будут расти до того естественного и разумного предела, который обусловлен именно этими факторами. А приятная и здоровая жизнь в экологически чистой сельской местности.

Агломерация поселений.
   Усиление разнообразных связей между близкорасположенными поселениями способствует превращению города, как правило, крупного, в агломерацию. Это более сложная форма расселения становится ведущей в развитых странах и районах современного мира. Одновременно она является закономерным этапом в ходе пространственной эволюции урбанизации на траектории город-агломерация-урбанизированный район-мегалополис.
   Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями -трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.
   Это понятие включает не только совокупность взаимосвязанных поселений различного типа и величины, но и пространство между ними. Таким образом агломерация - это обычно высокоурбанизированная территория с густой сетью населенных пунктов, как бы объединенных совместной пригородной зоной.
Формирование агломерации не упраздняет город, но меняет его. По сравнению с городом агломерация является более сложной локальной городской системой, которая обретает новые качества, пространственную структуру, планировку и располагает значительно большими возможностями для эффективного социокультурного развития. Поэтому агломерация становится распространенной формой эволюции и функционирова-ния современного крупного города.
   Образование и распространение крупных агломераций, превращение их в ключевые звенья общегосударственной системы расселения и территориального социокультурного развития - одна из наиболее важных особенностей современного этапа урбанизации в большинстве стран мира. В основе процесса агломерирования лежит концентрация разнообразных видов деятельности в выигрышных точках социально-экономического пространства, сопровождаемое усилением взаимосвязанности расселения, превращением сети поселений в их систему, развертыванием крупных городов в агломерации с развитой пригородной зоной.
Первым автором, употребившим термин «агломерация» по отношению к скоплению поселений, был, видимо, американский градовед А. Вебер, который в своем капитальном исследовании «Рост городов в 19-м столетии» (Пер. с англ. - Спб, 1903; оригинал издан в Нью-Йорке в 1899 г.) рассматривал, в частности, агломерации на разных исторических этапах развития общества, статистические методы их измерения в различных странах, влияние агломерации на экономическое развитие.
   Первым из российских ученых к выводу о формировании городской агломерации («хозяйственного округа города») пришел А.А.Крубер (1914), затем М.Г.Диканьский (1926) и В.П.Семенов-Тян-Шанский (1928).
Одним из первых в советской литературе провел основательное изучение агломераций в качестве новых территориальных образований Н.Н.Баранский в программной статье об эко-номико-географическом изучении городов (1946 г.; более полный вариант опубликован в 1956 г.). Он определил агломерацию как обширный ареал сплошной или почти сплошной застройки и наметил основные направления ее наследования -условия образования, внутренняя структура, методы выделения границ и т.д.
   В 60-70х гг. систематическое изучение городских агломераций СССР провел Г.М.Лаппо. Им описаны причины и пути формирования агломераций, выделены их основные свойства - сближенность городов и поселков в агломерации, взаимодополняемость (комплементарность) составляющих ее элементов, динамизм развития, компактность группировки территориальных сближенных поселений, способствующие развитию интен-сивных и многообразных связей.
   Основные элементы территориальной структуры агломерации - ее центр, или ядро (узел наибольшей концентрации населения и разнообразных видов деятельности) и периферийная (пригородная) зона, обычно подразделяемая на внутреннюю и внешнюю. Пригородная зона выполняет по отношению к ядру вспомогательные, обслуживающие функции, нередко весьма важные.
   Обычно выделяются моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу. Примером агломераций такого типа могут служить Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Новосибирская, Бакинская.
   Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров. Последние обычно не равнозначны по размеру и уровню развития, но каждый из них имеет свою пригородную зону. Таковы, например, агломерации Самара -Тольятти или Кузбасская.
   Особую роль в агломерации играет ее город-центр. Это обусловлено самим генезисом агломерации. Ее формирование можно в большинстве случаев представить как более высо-кую стадию функционального и пространственного развития динамичного крупного центра по достижению определенного «порога» и «выхода города из своих границ» в пригородную зону: все то, что не помещается в городе, выплескивается за его пределы. Вместе с тем, многое из того, что стремится в город извне, оседает на подступах. Такое образование агломерации («от города») носит двуединый характер и наблюдается обычно в староосвоенных районах обрабатывающей промышленности. От города-центра во многом зависит спаянность агломерации, ее целостность, интенсивность взаимодействия ком-понентов. Преобладающая часть внутриагломерационных связей ориентирована на город-центр, который, как правило, включает агломерацию и в разнообразные межрайонные связи.
   В районах развития добывающей промышленности формирование агломераций идет «от района», когда среди территориальной группы городов сходной специализации постепенно выделяется наиболее значительный центр, развивающий функции организационно-хозяйственные, научные, проектно- конструкторские, культурные и т.д. и на этой основе становящийся ядром агломерации. После достижения им известной степени зрелости развитие идет по первому варианту («от города»).
   Формирование агломерации - это не только реализация потенциала большого города и его окружения, расширение возможностей их развития и средство решения многих острых градостроительных проблем, но одновременно и более полное использование возможностей всего агломерационного ареала - его социокультурного потенциала, ресурсов, инфраструктуры, территории, выгод географического положения для развития региона и страны в целом.
   По оценкам Института географии Российской академии наук (данные переписи 1989г.) в СССР сложилось 108 крупногородских агломераций (на базе городов-центров с населением свыше 250 тыс. жителей), в России - 49. Эти 49 агломераций объединяли 332 города (32 % всех городов России) и 65 млн жителей (44 % всего и 60 % городского населения России). По сравнению с 1959 г. количество крупных городских агломераций в России увеличилось в 1989 г. почти вдвое (26 и 49).
   Подавляющее большинство агломераций России сосредоточено в европейской части и хорошо «укладывается» в главную полосу расселения. Особенно выделяются по насыщенности ими Центральная Россия, Поволжье и Урал. Наиболее значительные агломерации сложились вокруг 13 городов - миллионеров.
Крупнейшие агломерации страны - Московская (13,8 млн жителей в 1994 г., в том числе город-центр 8,6 млн), Санкт-Петербургская (5,4 и 4,3 млн), Самарско-Тольяттинская (2,3 млн), Нижегородская (2,2 млн) и Ростовская (2,1 млн жителей).
   Масштабы агломерирования в России по сравнению со многими зарубежными странами, в том числе и некоторыми развивающимися, несколько ниже в силу ряда причин. Одна из главных связана с тем, что страна все еще проходит центростремительный этап развития агломераций. В течение длительного периода ядра агломераций продолжают поглощать большую часть прироста населения, поэтому пригородные зоны обычно развиты пока недостаточно - на них приходится в среднем всего около 30 % населения агломераций. Это отражает известное отставание процесса урбанизации в стране.
   Агломерации являются ныне основной формой расселения в США, Японии, большинстве стран Западной Европы. Быстро растет их доля в населении и производстве многих развивающихся стран. В США (1990 г.) около 300 городских агломераций (можно условно принять за таковые выделяемые американской статистикой «стандартные метрополитен-ские статистические ареалы (СМСА)») концентрируют более 76% всего населения, причем 39 крупнейших агломераций-миллионеров - 50,1%. Возглавляют городскую систему США Нью-Йоркская (16,3 млн жителей в 1995 г.) и Лос-Анджелес-ская (12,4 млн) агломерации.
Крупнейшая агломерация мира сложилась вокруг Токио (26,8 млн жителей в 1995 г.). На второе и третье места, по последним оценкам (1996), вышли Мехико (16,6 млн) и Сан-Пау-лу (16,5 млн). Таким образом Нью-Йоркская агломерация по численности населения стала лишь четвертой в мире после многих лет лидерства (World Urbanization Prospects, 1998, p.21).
   Размещение крупнейших городских агломераций (центров) в Западной Европе, Азии, Северной и Латинской Америке показано на рисунках 13-16, а динамика численности на-селения агломераций-миллионеров в мире за 1950-2010 гг. -в приложении 2.
   При огромном разнообразии, уникальности урбогенеза и функционирования крупнейших городских агломераций мира этим процессам присущи общие (глобальные) закономерности пространственного развития. Вот почему в странах разного типа вокруг наиболее значительных центров, особенно столичных, несмотря на существенные особенности их планировочной структуры и административного деления, могут быть выделены типичные и функционально закономерные образования -структурные зоны.
Наиболее зрелые моноцентрические агломерации, подобно кольцам дерева, состоят обычно из шести следующих структурных зон:
  1. исторического городского ядра;
  2. центральной зоны, включающей помимо городского ядра ближайшую к нему нтенсивно застроенную территорию;
  3. внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой;
  4. первой пригородной зоны, которая включает лесопарковый пояс и ближайшие города-спутники;
  5. второй, более отдаленной пригородной зоны с городами - спутниками;
территории обширного столичного (городского) региона. I
   Первые три из них обычно образуют собственно город, первые
четыре - «большой город», первые пять - агломерацию, а все шесть - урбанизированный район (метрополитенский ареал). Такое структурное членение особенно важно учитывать при сопоставлении численности населения и площади отдельных наиболее крупных городов и агломераций; оно объясняет частое несовпадение этих и других данных по одной и той же агломерации в разных источниках.
   Для процесса урбанизации в большинстве экономически развитых стран характерны три последовательные стадии пространственного развития. Первая из них - стадия концентра-ции населения в городах, особенно крупных, которая продолжалась схематично до середины XX в. Затем наступила вторая стадия - формирования городских агломераций путем освоения ближайших к центру пригородных территорий (субурбанизации), пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. Переход к третьей стадии произошел в 70-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и начался отток населения и произ-водства в небольшие города и сельскую местность, расположенные вне и часто недалеко от агломераций; здесь цены на землю значительно ниже, рабочая сила дешевле, экологические условия лучше и целый ряд других условий более благоприятен. Усиливается тем самым процесс «расползания» городов и агломераций, их наступления на межагломерационные пространства.
   Именно взаимодействие агломерации с сельской местностью определяет уникальность ее конфигурации и планировочной структуры. Особенно интересна в этом отношении поли-центрическая агломерация Рандстадт («кольцевой город») в Западной Голландии. Она представляет собой подковообразную урбанизированную зону с довольно значительным (почти 2 тыс. км2) сельскохозяйственным и рекреационным районом в центре, так называемым «зеленым сердцем» (см. рис. 17). Рандстадт - это редкий случай крупной (свыше 6 млн жителей) полицентрической агломерации, которая возникла благодаря своему исключительно благоприятному географическому положению на мировых торговых путях из Северо-Западной Европы. Основу ее составляют города-миллионеры Амстердам, Роттердам, Гаага, выделявшиеся еще в средние века торговлей и мореплаванием; за ними идут менее значительные, но также известные старинные центры, такие как Утрехт, Хар-лем, Лейден. По существу «кольцевой город» - это система

Урбанизированный район и зона.
   Агломерации являются важным, но промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь, образуют в развитых или плотно заселенных странах обширные надагломерационные системы - урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Формирование этих систем - одна из наиболее важных особенностей территориально-урбанистического развития мира во I второй половине XX в. Во многих странах, в том числе и в России, урбанизированные районы и зоны все более отчетливо образуют опорные ареалы расселения и всего территориального-социокультурного развития. В их формировании с позиций географического анализа наиболее важную роль играет урбанистическая концентрация (термин И.М.Маергойза) населения.
   Именно как последовательную смену форм такой концентюрации населения следует рассматривать схематично эволюцию урбанизированного расселения в СССР-России в 70-80-х гг.  прошлого столетия переход от крупного города к агломерации и далее к урбанизированному району и зоне.
Под урбанизированным районом мы понимаем сравнительно обширный ареал расселения с высокой плотностью  населения и высоким уровнем развития городских поселений, который образует систему взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга агломераций и многофункциональных центров разного ранга.
Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными и морфологическими особенностями.

   Урбанизированный район как новую целостность формируют перемещения населения в рамках преимущественно недельно-месячного цикла жизнедеятельности (тогда как агломерацию -суточные и недельные циклы),  производственные связи, единая транспортная и инженерная инфраструктура, общая схема использования ресурсов и охраны окружающей среды. Для его развития характерны усиление межагломерационного взаимодействия, сокращение межагломерационных пространств.
Развитые урбанизированные районы - важнейшие звенья территориальной организации расселения. Их становление можно рассматривать как дальнейшее преодоление старой городской формы и как один из способов более эффективного использования социокультурного потенциала города, который увеличивается в ходе его развертывания в агломерацию и урбанизированный район.
   Согласно проведенным нами расчетам, масштабы урбанизированных районов для СССР на начало 80-х гг. определялись но территории в 40-60 тыс. км2 (иногда и до 80-90 тыс. км2), по населению - до 5-7 млн. человек.
   Урбанизированная зона - сложная и обширная структура мегалополисного типа, особенно важная для перспективной пространственной организации расселения страны. Ее характеризует интенсивное развитие городских поселений и зон их влияния. Урбанизированная зона включает обычно несколько урбанизированных районов и характерна только для стран и регионов с высоким уровнем урбанизации. Поскольку, как правило, речь идет о довольно молодых образованиях, важно выделять сложившиеся и формирующиеся урбанизированные зоны.
Согласно расчетам, масштабы урбанизированных зон для СССР определялись на начало 80-х гг. по территории до 160- 180 тыс. км2, по  численности населения - от 8 до 25 млн. человек.
   Урбанизированный район и зона представляют собой реальные территориальные социально-экономические системы, характерные для определенной стадии пространственного развития  урбанизации. Их распространение, во-первых, показывает направление эволюции урбанизированного расселения в экономически развитых странах, во-вторых, подчеркивает усиление связей между урбанизацией и территориальной структурой хозяйства и, наконец, определяет новые масштабы крупных урбанизированных образований. Именно в их рамках ныне все чаще решаются важнейшие вопросы рациональной концентрации населения и производства, улучшения использования территории  и ее ресурсов, природоохранной деятельности и экологии.
   Высказываемые до последнего времени сомнения в реальности формирования в СССР и России крупномасштабных систем  расселения, объединяющих десятки миллионов человек (подобно мегалополисам в Северной Америке, Западной Европе, Японии), делают необходимым экскурс в историю развития идей в  области советского градостроительства и расселения. Он показывает, что появление обширных урбанизированных зон подготовлено всем предшествующим ходом теоретических и прикладных поисков в СССР, отражающих реальные процессы их образования. Так, еще в начале прошлого века  архитектор Б.В.Сакулин  предложил грандиозную схему расселения для центра европейской части СССР (проект 1922 г.). Она охватывала территорию около 1 млн. км2 от Костромы на севере до Белгорода на юге, от  Минска на западе до Нижнего Новгорода и Тамбова на востоке с I населением примерно 38 млн. человек.
   Схема предусматривала соединение Москвы радиальными железнодорожными магистралями с основными центрами района (Смоленском, Курском, Нижним Новгородом и др.), в ней  была тщательно продумана система транспортных коммуникаций, выделены существующие и развивающиеся города разного уровня, а также перспективные центры развития. Такой широты, и размаха в постановке проблемы расселения мировое градостроительство того времени не знало. К столь масштабному проекту Б.В.Сакулин пришел от разработки схемы организации территории Москвы и прилегающего к ней района (1918 г.), в которой он уже тогда предлагал создать крупную городскую агломерацию с городами-спутниками, опоясывающими Москву тремя кольцами .
Исследуя проблемы наиболее целесообразной организации расселения, Н.А.Милютин придавал большое значение анализу отдельных его функций, их рациональным взаимосвязям, обосновывая функциональное зонирование территории. Он предлагал создать систему параллельных зон производства, жилья и зеленых (защитных) полос с шоссейной магистралью; зоны эти могут удлиняться, образуя систему рационального расселения.
Значение идей Н.А.Милютина о параллельном размещении основных городских зон полностью можно оценить лишь сегодня; ее влияние ясно прослеживается, например, в планировочной структуре крупнейшего из новых городов России - Тольятти (его население в 1997 г. достигло 712 тыс. жителей), во многих проектах расселения Польши в 70-80-х гг. и ряда других стран.
Сказанное еще раз подтверждает важность, обоснованность и преемственность широких подходов к формированию крупномасштабных структур расселения на современном этапе и на обозримую перспективу.
Для выделения урбанизированных районов и зон был использован логико-картографический метод. Его основу составляет определение ареалов высокой урбанистической концентрации населения путем нанесения на карту зон влияния (транспортной доступности) городов с населением свыше 50 тыс. жителей. Метод определения зон влияния города (предложен В.А.Шупером) основан на использовании потенциала поля расселения. Величина радиуса зоны влияния рассчитана по формуле, которая установлена эмпирическим путем (по данным на 1979 г.):  которая установлена эмпирическим путем
где Н - население города. Величина радиуса изменяется от 25 км (для города с населением в 50 тыс. жителей) до 125 км для Москвы (8 млн жителей).
На  основе объединения зон влияния смежных городов выделены: виды урбанистической концентрации - урбанизированные территории, узлы, районы, зоны - на основе обработки и картографирования материалов переписей населения 1959 и 1979 гг. Их сопоставление позволило выявить динамику концентрации населения за 20 лет в указанных образованиях.
Первоначально на карте масштаба 1:2500000 были нанесены зоны влияния всех городов с населением свыше 50 тыс. жителей по данным переписи 1979 г. в пределах европейской ча-сти страны. Затем проведено объединение зон влияния смежных городов, если расстояние между ними не превышало 25 км, независимо от численности населения этих городов, а количество смежных городов составляло не менее трех. Таким образом были выделены урбанизированные территории. Автономные города не учитывались, как и группы из двух смежных городов с населением более 50 тыс. каждый.
Урбанизированные территории подразделены далее на три типа:
  1. узел концентрации населения, включающий до пяти зон влияния смежных городов  перекрытия этих зон обычно не очень велики;
  2. урбанизированный район, охватывающий 6-12 зон влияния смежных городов. Выделяются: а) сложившиеся урбанизированные районы, которые образуются вокруг выдающихся центров страны (например, Санкт-Петербург) или на базе крупнейшего города (Львов) с многочисленными перекрытиями зон влияния смежных городов; б) формирующиеся урбанизированные районы со сравнительно немногочисленными перекрытиями зон влияния входящих в них городов;
  3. 3урбанизированная зона, включающая, как правило, несколько урбанизированных районов (15 и более зон влияния смежных городов). Выделяются: а) сложившиеся урбанизированные зоны, которые образуются путем объединения близко расположенных городов со значительным перекрытием радиусов их влияния; таких зон две - Центр и Юг; б) формирующиеся урбанизированные зоны, образованные узлами урбанистической концентрации разного масштаба (расстояния между ними не превышают 80-100 км); их также две - Поволжье и Урал.
   Таким образом на европейской части СССР выделены (по материалам переписи 1979 г.) четыре урбанизированные зоны и семь урбанизированных районов. Их границы уточнены до уровня административных районов: если в зону тяготения соответствующего центра входила часть административного района, последний учитывался полностью только в том случае, когда, в нее попадал его административный центр (в противном случае весь район в подсчеты не включался).
   Все урбанизированные районы и зоны сформировались на базе значительного развития разнообразных отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, сферы обслуживания, инфраструктуры, характерных для Центра, Юга, Поволжья, Урала, Санкт-Петербурга, Прибалтики, Киева и др., причем предпосылки для формирования в них урбанизированных районов наметились еще в довоенный период, а в ряде случаев до 1917 г.
Крупнейшей по социально-экономическому и культурному потенциалу, территории и населению является урбанизированная зона Центра. Основные ее части - Московский столичный регион, Нижний Новгород, Ярославль с весьма разветвленной обрабатывающей индустрией, преобладанием наиболее сложных отраслей, требующих квалифицированных кадров и наукоемких производств. Вместе с тем относительно слабо развита промышленность в выделенных границах зоны к западу от столицы - в направлении Смоленска.
   Второй «опорный ареал» расселения - урбанизированная зона Юга; она намного меньше Центра по численности населения (по сельскому населению его превосходит) и включает урбанизированные районы Донбасса, Ростова-на-Дону, Приднепровья и Харькова (с Белгородом). Особенности структуры промышленности (значительная роль добывающих отраслей) определяют более высокую долю в населении этой зоны малых и средних городов. Характерна также развитая сеть концентрированного сельского расселения.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0