Главная » Каталог статей » Экология » Экология в градостроительстве

Российское градостроительство XVIII- первой половины XIX вв.
Российское градостроительство XVIII- первой половины XIX вв.

   В XVIII в. завершилась борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. В состав России были возвращены восточнославянские земли (часть Украины и Белоруссии, Северное Причерноморье). Осваивались Сибирь, южное Приуралье, Дальний Восток. С 1719 по 1795 гг. население страны увеличилось с 15,5 до 37,4 млн. человек. Происходило повышение роли городов и увеличение численности городского населения. В 1720-х годах оно составляло 3,2% всего населения страны, в 1796 г. - 4,2%. В первой четверти XVIII в. численность городского населения составляла около 350 тыс. человек. Население лишь пяти городов на рубеже XVIII - XIX вв. составляло более 1 млн человек: Москва - 400; Санкт-Петербург - 200 и три порта - Рига, Астрахань и Кронштадт - 400 тыс. человек. В течение XVIII - первой половины XIX столетий развивавшаяся экономически и территориально Российская империя осуществляла значительные преобразования.
Развитие государственной организации Российской империи воплотилось в специфических организационных формах градостроительства.
   Начиная с эпохи Возрождения получила развитие идея формирования регулярных городов по единому плану. Однако такие города, как правило, не могли быть созданы из-за отсутствия ресурсов. Идея регулярного города сохранила жизнеспособность и вновь оказалась востребованной в российском градостроительстве XVIII в. в эпоху абсолютизма, когда государство могло использовать для создания новых городов огромные материальные средства и силы тысяч людей. Возможность планировки развития городов, реализации и контроля градостроительных преобразований определялась концентрацией монархической власти в эпоху абсолютизма. Царь мог предписывать развитие городов по единым планам и регулирование этих процессов
Допетровский период характеризовался стихийным формированием городов, хотя и по определенным правилам, в рамках норм и традиций, при регулирующей роли государственной власти. Но все же отсутствовали единые планы или проекты. В XVI -XVII вв. Московское государство строило целый ряд новых городов для обороны, представлявших собой военные лагеря, однако вскоре эти города-крепости "обрастали" посадами и слободами; возникал хаотически застроенный город. Только с реформами Петра I по настоящему начался переход к регулярному градостроительству.
   В целом в период XVIII - первой половины XIX в. было перепланировано старых или основано новых более 500 городов. Принципиально изменились методы и формы градостроительной деятельности, обратились к регулярной планировке, а также к приемам, характерным для европейской застройки городов каменными строениями. Это привело к изменениям облика городов. Вместо непредсказуемых живописных построений усадебной застройки предшествующих периодов стали строить регулярные города по единому плану с типизированной жилой застройкой и развитыми системами общественных пространств, организующими элементы площадей, проспектов, улиц, бульваров, архитектурных ансамблей.
   На совершенствование градостроительства эпохи Петра I повлияли: развитие промышленности и торговли, выход к морям и создание флота, новшества государственного управления, распространение строительной деятельности на территории всей страны, укрепление торговых путей. Строятся новые крепости, к числу которых относятся Азов, Таганрог, Кронштадт, Елисаветград, другие. Развитие промышленности привело к возникновению новых городов - новая Ладога и Лодейное поле (судостроительные), Петрозаводск и Екатеринбург (железоделательные). Новые города-крепости создавались за счет казны. Градостроительные чертежи, выполнявшиеся по определенным правилам, появились в связи с возникновением новых и укреплением старых крепостей во время войн Петра за выход к морям. Строительство городов-крепостей велось на основе опыта допетровской эпохи и по правилам фортификационного искусства. С созданием Санкт-Петербурга в стране были восприняты принципы и системы западно-европейского градостроительства. Среди них особо можно отметить следующие: переход от свободной усадебной застройки к созданию улиц и кварталов, типовое проектирование, использование планировочных и архитектурных систем европейских стилей - ренессанса, барокко, классицизма.
Побывав в Европе и посмотрев регулярные города, Петр I убедился в их практичности и воспринял западно-европейские эстетические принципы. Уже в строительных указах 1701 и 1704 гг. предписывалась регулярная каменная застройка в Москве, но основные силы и средства были сконцентрированы при создании Петербурга. На строительство новой столицы ежегодно собирались тысячи крепостных и "работных людей" - каменщиков, плотников, столяров. Строительство Петербурга стало школой для многих российских градостроителей, которые в дальнейшем составляли планы городов империи. Основным субъектом градостроительной деятельности выступало государство, под эгидой государства проводилось строительство новых городов, крепостей, промышленных и торговых объектов, инженерных сооружений, общественных зданий.

РАЗВИТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   Весной 1703 г. на р. Неве был основан Санкт-Петербург - центральный объект преобразований Петра I, в котором отразились различные градостроительные новации. В 1703 г. заложена Петропавловская крепость. Ее укрепления первоначально выполнены в бревенчато-земляных конструкциях. На противоположном берегу Невы было основано Адмиралтейство, рядом начала расти Морская слобода. Трехлучевая планировочная система Петербурга наследовала прием пространственной композиции классицизма, возникший в Италии в XVI в. (площадь дель Пополо в Риме) и примененный при создании Версаля в эпоху Людовика XIV.
   В 1712 г. Петербург стал столицей государства. Были созданы величественные ансамбли императорских дворцов и загородных резиденций. По проектам русских архитекторов в первые десятилетия XVIII в. были построены здания "двенадцати коллегий" (ныне университет), Кунсткамеры - колыбели русской науки, где впоследствии работал М.В. Ломоносов, и Летнего дворца Петра I. В формировании новой столицы особое значение имела объемно-пространственная композиция, которая создавала основные общественные пространства, главные здания - доминанты. Как показали исследования, в основу композиции были положены следующие принципы:

  1. высотные доминанты;
  2. основные здания на больших расстояниях;
  3. линейные группы зданий и формирование фронта застройки.

    Примыкавшие друг к другу здания образовывали единые фасады набережных, улиц,
Площадей, такой прием был экономичен, оправдан планировочно и пространственно-композиционно. Создавался крупный масштаб города согласно обширным пространствам Невы, если необходимо было изолировать от улицы функциональные процессы, то кварталы Петербурга организовывались как дворы. Двор образовывали линейные корпуса по периметру участка, он был замкнутым полностью или частично. По этой системе формировались производственные объекты, склады, конюшни и т.п., которые размещались вперемежку с жилыми кварталами и административными зданиями. Функциональное зонирование не практиковалось. Наиболее крупные и ранние из таких объектов - лесной склад "Новая Голландия", Литейный двор, Арсенал, Конюшенный двор. Яркий пример - петербургская Адмиралтейская верфь. Промышленный объект стал центром города и превратился в парадный ансамбль. Внутри п-образного корпуса, раскрытого к Неве, размещались доки и эллинги. Уже с 1705 г. над въездными воротами была воздвигнута башня, увенчанная шпилем, и Адмиралтейство стало центром композиции города.
   Структура двора использовалась и при создании торговых центров (Гостиный двор на Васильевском острове), и для резиденций. Разновидностью этой структуры стал парадный двор, открытый со стороны главного подъезда, - заимствованный во Франции прием курдонер.
   Новыми стали принципы организации пространства, которые дополнялись ордерными правилами при формировании стеновых поверхностей в крупных метро-ритмических системах организации значительных протяженных фасадов зданий, заполнявших пространства набережных улиц и площадей Петербурга. Разработка градостроительных проектов была централизованной. Комиссия Санкт-Петербургского строения (с 1737 г.) и Московская сенатская контора рассматривали и принимали проекты и для других городов. В 1737 г. под руководством П. Еропкина был разработан документ, согласно которому закреплялась система государственного руководства планировкой городов, проектированием зданий, отводом участков и строительными процессами, утверждались руководящая роль и контроль за строительными работами со стороны государства. Без разрешения архитекторов, ведавших гражданским строительством, не могли начать строительство. Проекты должны были согласовываться и выполняться профессионалами.
   В 1716 г. Петр I поручил разработку генерального плана Петербурга специально приглашенному французскому архитектору Ж.Б. Леблону, который составил план в духе "идеальных городов" итальянского Возрождения. И хотя план был утвержден Петром, "идеальная" схема не могла быть реализована, так как не соответствовала сложному развитию города под влиянием конкретных факторов и не сочеталась с тем, что уже было построено.
В 20-30-х годах XVIII в. строительство города определялось в основном деятельностью комиссии в составе М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина. Петр I придал градостроительству организационный государственный почин. С этого времени развитие существующих городов и формирование новых определялось государственными комиссиями с разработкой генеральных планов. П. Еропкин, И. Коробов и М. Земцов применили и развили систему трехлучевых проспектов. Они организовали единую систему проспектов и каналов, соединив радиальные магистрали с кольцами парков; целенаправленно решали силуэт и видовые картины города. При переходе от стилей эпохи Петра I к архитектуре барокко они умело подошли к формированию архитектурных ансамблей Петербурга, где разные стилевые черты отдельных зданий интегрировались в целостные архитектурно-пространственные образования. Началось строительство Петергофа (Петродворца) с его знаменитым каскадом фонтанов, аллеями и лестницами, украшенными скульптурами.
   После сильных пожаров 1736 и 1737 гг., в которых была уничтожена деревянная застройка Адмиралтейской стороны, Комиссия Санкт-Петербургского строения, возглавляемая П. Еропкиным, разработала генеральный план. В нем была учтена сложившаяся структура города и принята главная композиционная структура Санкт-Петербурга - его трехлучевая схема. От шпиля Адмиралтейства были обозначены: осевая - Гороховая улица и симметричный Невскому — Вознесенский проспект. Были определены улицы кольцевых направлений, места размещения общественных зданий, характер пространственной организации кварталов застройки.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar