Городское поселение и окружающая среда - единая система
Городское поселение и окружающая среда - единая система.
Городское поселение существует за счет использования ресурсов окружающей среды, главным образом, природной системы района, а в силу ее открытости – также и ресурсов биосферы в целом. Природные ресурсы (земельные, почвенные, биотические, воздушного и водного бассейнов) используются для размещения самого поселения, организации рекреационных зон, пригородного сельского хозяйства, водоснабжения населения и предприятий, сжигания топлива для получения энергии, нейтрализации вредных выбросов и сбросов объектов промышленности и коммунального хозяйства, складирования твердых: бытовых и промышленных отходов и стоков и др. целей.Все это определяет экологические связи городского поселения с природной средой. Вследствие техногенных и рекреационных нагрузок, создаваемых городским поселением, происходит частичное или полное изменение экологических компонентов среды, а, следовательно, и ее ресурсного потенциала. Определение показателей совместимости требует учета этих эффектов взаимодействия, а потому и рассмотрения городского поселения и природной системы в их единстве как сложной эколого-экономической (или природно-техногенной) системы,
В связи с этим возникает вопрос о пространственном отграничении рассматриваемой системы от других территориальных природно-техногенных образований, с которыми она в той или иной мере взаимосвязана. Пространственное ограничение любой открытой системы – сложный вопрос. Её границы всегда условны, поскольку определяются той частью физического пространства, в пределах которой внутренние связи преобладают над внешними. Эти внутренние связи собственно и формируют индивидуальность и целостность конкретной системы. Для её обособления могут быть использованы различные критерии: человеческие, биологические, физические, санитарно-гигиенические и др. или их комплекс.
Учитывая принципы общей организации территории городских поселений (СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений), представляется целесообразным ограничить рассматриваемую систему пределами так называемой зоны влияния городского поселения. Действительно, городские поселения, планируемые как центры или подцентры системы расселения разных территориальных уровней, окружены территориями с едиными социально-производственными, транспортными и другими инфраструктурами, что необходимо для выполнения городом своих функций. Эти территории и представляют зоны влияния или, в другой трактовке, – пригородные зоны. В их пределах располагаются прочие населенные пункты, рекреации, земли пригородной сельскохозяйственной базы, охраняемые территории и т.д.
Размер зоны влияния городского поселения – центра районной системы расселения – определяется с учетом существующих административных границ района. Таким образом, социально-экономические и экологические связи городского поселения со своим окружением в пределах зоны влияния представляют собой те внутренние, системообразующие связи (критерии), которые позволяют обособить природно-техногенную систему района при ее рассмотрении как ресурсно сбалансированной и экологически устойчивой части биосферы.
Экологически устойчивое экономическое развитие урбанизированного общества связано с созданием устойчивых городских поселений, способных надежно выполнять свои функции в течение длительного (условно неограниченного) времени за счет использования ресурсов окружающей среды. Речь идет о такой соразмерности природно-ресурсного обеспечения функционирования промышленности и предприятий жилищно-коммунального обслуживания населения, при которой надежно обеспечиваются и производственные функции города, и жизненно важные экологические интересы населения.
Необходимым условием выполнения этих задач является обеспечение экологической совместимости городского поселения с окружающей природной средой, т.е. такого состояния их взаимодействия, при котором процессы техногенного обмена веществ и энергией между поселением и средой не приводят к нарушению экологического равновесия последней, сохраняя тем самым ее качества и ресурсные возможности. Другими словами, под экологической совместимостью городского поселения следует понимать его системное свойство, обусловливающее состояние гармоничного взаимодействия с природной системой района, при котором обеспечиваются условия их совместного устойчивого функционирования. Условием совместимости является регламентированное рамками потенциальных возможностей природной системы района использование ее ресурсов на социально-производственные нужды, что, в свою очередь, обусловливает состояние экологического равновесия природной системы.
Под природно-ресурсным (экологическим) потенциалом понимается способность природной системы территории (или её части) отдавать необходимую человеку продукцию или производить полезную для него работу без ущерба для собственных механизмов функционирования и самовосстановления.
Под экологическим равновесием территории района понимают такое динамическое состояние его природной системы, при котором обеспечиваются саморегуляция и воспроизводство основных компонентов биосферы (воды, воздуха, почвенного покрова, животного и растительного мира и т.д.), а следовательно, поддерживаются и здоровые условия жизни населения.
Таким образом, использование природных ресурсов на нужды городского поселения в рамках способности природной системы района к регенерации изъятых из нее ресурсов и к нейтрализации вредных антропогенных воздействий обусловливает экологическое равновесие на территории. Нарушение же равновесия создает угрозу истощения природной системы, её функционирования в стрессовом режиме, что снижает экологический потенциал, подрывая тем самым основы надежной хозяйственной деятельности и защиты жизненно важных экологических интересов населения.
Допустимые масштабы и характер использования ресурсов природных систем определяются регламентациями и ограничениями, которые на уровне современных экологических знаний и представлений:
- определяют особенности природопользования в зависимости от зонально-географических условий;
- ограничивают общее предельно допустимое хозяйственное воздействие (нагрузки) на природную среду и отдельные экосистемы, включая лимиты изъятия природных ресурсов, региональные квоты глобального загрязнения биосферы;
- определяют другие ограничения природопользования на основе прогностических и эколого-футорологических исследований.
Объектом экологического планирования являются отношения связей техногенной и природной подсистем единой системы района расселения, а также существенные связи этой системы с ее надсистемой – биосферой. Задачей планирования является придание этим связям уравновешенности, соразмерности, сбалансированности, что обусловливает нормальное воспроизводство ресурсов и устойчивое совместное функционирование техногенной и природной подсистем при минимальной вероятности их самоповреждения. Целью планирования является определение показателей экологической совместимости городского поселения с окружающей природной средой, регламентирующих территориально-планировочные решения, масштаб и характер промышленно-гражданского строительства и экономической деятельности, а также определяющих объем и характер природоподдерживающих мероприятий на конкретной территории с учетом особенностей ее природно-климатических условий.
Планирование является важнейшим элементом управления любой деятельностью, направленной на достижение определенной цели (целей). В данном случае планирование совместимости городского поселения является средством управления градостроительной деятельностью, направленной на её экологизацию. Процесс управления основывается на информации о состоянии управляемой системы – эколого-экономической системы района – и её переработке для принятия управляющих решений по отношению к этой системе. Целевой установкой (или задачей управления) является поддержание природной системы района в состоянии динамического экологического равновесия. Средством достижения этой цели являются управляющие воздействия на элементы системы, определяющие её состояние. К ним относятся регламентируемые градообразующие параметры (численность населения и масштаб производственно-хозяйственной деятельности на территории), меры по биотической компенсации использования природных ресурсов территории и др. Для выработки управляющих воздействий (решений) используют современные экологические знания и представления о взаимодействии общества и природы, а также дополнительную информацию, получаемую в результате экологического мониторинга и аудита состояния компонентов городской и окружающей природной сред. Наличие такой информации позволяет в случае необходимости скорректировать управляющие воздействия, обеспечивая непрерывность процесса планирования.
Лимитирующие факторы.
Создание и функционирование городского поселения обусловливает его отношения с окружающей природной средой как потребителя её земельных, водных, атмосферных (воздух) и растительно-биотических ресурсов. Сохранение гомеостаза эколого-экономической системы района возможно при динамическом экологическом равновесии на территории, условием которого является соблюдение законов природопользования и сбалансированность потребления и воспроизводства возобновляемых ресурсов. Количественные показатели сбалансированности расхода и воспроизводства по каждому виду ресурса выступают в качестве частного критерия (или в роли потенциального лимитирующего фактора) при оценке масштаба и характера строительно-хозяйственной деятельности на конкретной территории. Система частных показателей ресурсной сбалансированности и методы их определения рассмотрены в разд.3. На основании анализа полученных значений частных показателей определяется показатель, имеющий минимальную величину, который и является лимитирующим.Такой подход позволяет:
- обосновать параметры строительно-хозяйственной деятельности на населенных территориях, а также оценить допустимость и уровень ее интенсификации на уже освоенных;
- наметить направленные на улучшение условий жизнедеятельности – приоритетного экологического фактора – комплексные изменения параметров и характера деятельности на территории (в увязке с природовосстановительными мероприятиями), относящиеся к повышенному экологическому риску или чрезвычайной экологической ситуации.
Так, дефицит земель, пригодных для промышленно-гражданского строительства на территории, обычно имеет место только в особых условиях строительства: в горных районах, зонах орошаемого земледелия, зонах распространения неблагоприятных физико-геологических явлений. Ведь даже для малых городов (до 50 тыс. чел.) принимается достаточно высокая плотность населения (обычно от 1,2 до 2,0 тыс. чел./км2), которая может быть увеличена (примерно до 3,0 тыс. чел./км2), учитывая градостроительную ценность территории и стремление к сокращению потерь земель. Для превалирующих отраслей материального производства в малых городах потребность в территориях для промышленного строительства оценивается величиной 20 га на 1000 жителей. В связи с этим на сравнительно небольшой части территории района, занимаемой городским поселением ■ (включая промышленную зону), можно сконцентрировать значительно большее число людей и производственные мощности, чем это экологически допустимо.
Сложная совокупность разнородных, факторов определяет и нормативы потребности на территориях для организации кратковременного отдыха населения в лесу. Минимально необходимая (эколого-социальная) лесистость территории района, соответствующая местным природным условиям (табл.1), может служить ориентиром удовлетворения этой потребности, учитывая транспортную доступность лесных территорий в течение часа. Лесные рекреации района, на которые распространяется охранный режим эксплуатации, не сокращают экологическое пространство.
Невозможность организации лесных и водных рекреаций в соответствии с минимальными нормами потребности (вследствие особенностей местных природно-климатических условий) не препятствует организации поселений городского типа, но влияет на режим их использования. Продолжительность же существования любых поселений определяется как минимумом, так и максимумом экологического (экономического, социального) факторов.
планируемую к застройке территорию (при новом строительстве или расширении существующего городского поселения) следует рассматривать как фактор сокращения экологического пространства района. К этой категории относятся и земли, намечаемые к интенсивному использованию при организации пригородной сельскохозяйственной базы (пашни, животноводческие комплексы и т.п.). Площадь этих земель может быть различной, так как зависит от совокупности социально-экономических, природно-климатических, этнических и других особенностей местных условий. Эти направления использования земельных ресурсов должны учитываться при обосновании природоподдерживающих мер, обеспечивающих сохранение экологического баланса территории.
Определяющими факторами развития промышленности, транспорта и обеспечения комфортных условий обитания населения на территории являются энергетика и водообеспечение. Масштабы использования органического топлива и водопотребления ограничиваются зонально-географическими, гидрологическими и другими местными ресурсными возможностями, которые и приобретают значение критериев (факторов), лимитирующих хозяйственную деятельность на территории. При этом, естественно, предполагается, что размеры выбросов (сбросов) загрязненных веществ в результате технологического использования топливно-энергетических и водных ресурсов всеми стационарными и подвижными объектами в городе соответствуют ограничениям, установленным государственными органами охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.