Особенности древнерусского градостроительства.
Особенности древнерусского градостроительства.
На Восточно-Европейской равнине формировались древнерусские княжества, объединявшие восточнославянские и угро-финские племена. Традиционно принято называть эти государства Древняя Русь. Градостроительство Руси в IX в. во многом отличалось от европейского и градостроительства стран Востока. Это объясняется социально-экономическими, государственными, природно-географическими особенностями русских княжеств. Экономически и политически Древняя Русь была тесно связана с другими славянскими странами, с Центральной и Западной Европой, на больших водных путях Восточной Европы в X-XI вв. возникали многочисленные древнерусские города. Крупными городами восточных славян были Киев, Новгород, Изборск, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Тмутаракань (современная Тамань). Основную часть городского населения составляли ремесленники, купцы, княжеская дружина, феодально-государственная администрация, священники, господская обслуга.
Центром древнерусского города был детинец - деревянная крепость с башнями и бой-ницами, окруженная земляным валом. Это старейшая часть города, где находились общественно-политический центр, княжеские и боярские дворы. Здесь возводился городской собор. Другая часть города, которая называлась окольный град, включала жилую застройку, бедные жилища ремесленников. В каждом городе была торговая площадь - торг, а иногда и несколько рынков. С русскими городами вели торговлю и иностранные купцы - гости из Византии, Польши, Венгрии, немецких городов, из стран Востока. Характерная особенность древнерусского города -его зонирование. Город развивался, образуя ремесленные и торговые концы - городские окраины, которые заселялись ремесленниками определенных профессий. Иногда "концы" соответствовали, этническому составу населения.
Административным центром древнерусского города чаще всего был княжеский двор. Его образовывали хоромы, теремные дворцы, гридницы (парадные залы для приемов и торжеств). В летописях упоминаются такие дворы, как: Ярославов двор в Новгороде, Ярославов, или Великий двор в Чернигове и др. На княжеских дворах сооружались церкви. Обособленные образования представляли собой монастыри, окруженные стенами.
Великолепные каменные здания украшали Киев - столицу древнерусского государства, которую современники называли соперником Константинополя. Древнейшая каменная постройка Киевской Руси - Десятинная церковь, до наших дней сохранился Софийский собор. Это огромное каменное здание опоясано двумя рядами открытых галерей, внутри него - полати - хоры для князя и его семьи, над собором - 13 куполов. Вокруг собора находились княжеские дворцы, огромный двор - замок киевского митрополита.
Берег Днепра был укреплен каменной подпорной стеной. Внушительными были мощные крепостные стены Киева с Золотыми воротами - главным въездом в город.
Деревянное зодчество на территории проживания славянских народов. Компоновочные решения деревянных зданий, особенности их сооружений.
Градостроительное планирование российских поселений.
Очарование русского города представлено идущими под углом по рельефу улицы, трапециевидные пространства дворов и площадей, являющиеся причиной сложных композиционных построений, направленных под острыми углами друг к другу прямоугольников различных построек с их разновысотностью, смещениями в плане и по высоте, крытыми галереями, крыльцами, переходами и другими сложными и своеобразными элементами деревянной застройки. Композиции древних русских городов были столь же многообразны, как и их планировочные системы, В то же время существовали принципы композиции города. Основной из них - доминирующее значение кремля и главного собора. Создаваемые в кремлях белокаменные соборы с золотыми главами были главными символическими центрами древних русских городов, выделяясь в окружении деревянных построек.
В древнерусских городах большое внимание уделялось проблемам инженерного благо-устройства. Особое значение они приобретали в северной, лесной зоне - Новгороде, Пскове, Москве, Смоленске, Белоозере, других местностях, где доминируют глинистые почвы. Плотные глинистые грунты являлись препятствием для естественного стока осадков и талых вод. Верхний слой земли всегда имел повышенную влажность, создавая непролазную грязь. Поэтому улицы приходилось мостить, а воду, которая скапливалась под сооружениями, - отводить в водоемы. В Новгороде уже в первой половине X в. начали делать деревянные настилы. В различных городах (Смоленске, Пскове, Москве) археологи находят водоотводные дренажные системы. Основные из них и наиболее массовые были предназначены для отвода подземных вод из-под строений и состояли из бочки-водосборника, находившейся под сооружением и соединенной деревянной отводной трубой со вторым водосборником - срубом из бревен или плах. В деревянный водосборник сходились под уклоном две-четыре трубы, а из него выходила одна труба к реке или озеру. Трубы делались из бревен длиной от 10 до 22,5 м. Соединялись два вытесанных внутри полубревна, примыкавшие друг к другу волнообразным швом.
Другие водоотводы выполнялись квадратного сечения. Трубы из бревен предназначались для более крупных водоотводов (отвод воды из ключей района Ильинской улицы в Новгороде). Швы труб и их стыки с водосборниками прокладывали берестой.
Устройство мостовых стало важной задачей и выполнялось в течение многих столетий. Мостовые делались шириной от 3,5...4 м (X-XI вв.), 4...5 м (XIII-XIV вв.). На продольные лаги длиной 10... 12 м и диаметром 10..,20 см укладывались поперек массивные плахи - расколотые пополам бревна диаметром 25...40 см плоской стороной вверх. Такая детально отработанная конструкция позволяла сохраняться мостовым в условиях влажной почвы северных городов в течение 15...30 лет, Работам по сохранности и замене мостовых придавалось большое значение. В Уставе князя Ярослава о мостах, составленном в 1265 г. в Новгороде, говорилось о распределении работ по мощению и ремонту основных улиц города между всеми жителями.
Для формирования окольных градов характерным являлся принцип усадебной застройки. В отличие от средневековых городов Европы, где возводились блокированные жилые дома, примыкавшие друг к другу и таким образом формировавшие улицы, в русских городах жилые дома строились порознь, каждый на своем участке, где размещались также хозяйственные постройки, огороженные набором, дворы, иногда - сады и огороды. Усадебная застройка древних русских городов - принцип $юрмирования городской жилой застройки, возникший в домонгольский период и получивший развитие вплоть до XVIII-XIX вв., когда города стали застраивать каменными домами, создавая кварталы и фронт застройки, образующий улицы и площади. Широкое развитие усадебной за-стройки объясняется несколькими факторами. Прежде всего тем, что постройки были деревянными и по соображениям пожарной безопасности их лучше было размещать с разрывами. Жилые кварталы Древней Руси в отличие от западноевропейских обычно не огораживались каченными стенами, не было на Руси жесткой экономии городской земли. "Возможно сказывались и особенности менталитета - не жалеть усилий в работе, а строить с размахом», создавая условия для жизни. Существовали и особые условия хозяйственного уклада. В отличие от населения городов Западной Европы, которое занималось в основном ремеслом и торговлей, жители древнерусских городов частично занимались сельским хозяйством, о чем свидетельствуют
Усадебный характер застройки древних русских городов, преобладание деревянного строительства, сам подход к формированию среды, согласно которому не было склонности к стереотипам, жесткой структуры поселения.
Москва — памятник древнерусского градостроительства.
Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. Ведь в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, допускается его реконструкция. К сожалению, в последнем случае исторический город зачастую делается безликим. Ценностью любого древнерусского города главным образом становятся памятники и ансамбли архитектуры.
Но при этом совершенно упускается из виду один весьма своеобразный вид памятников - памятники градостроительства, к которым относятся планировочная структура (сложившийся в древности и закрепленный застройкой план города), композиционно-видовая система (доминирующие в городе композиционно объединенные сооружения), отдельные градообразования (исторически сложившиеся характерные части города; в Москве, например, Кремль, Китай-город, Замоскворечье, Занеглименье,..), отдельные системы улиц, площадей и т. д. Вы не найдете памятников градостроительства ни в архитектурном проекте исторического города, ни на маршрутной карте туриста.
Необходимо выявить отдельные системы и общую форму планировки города и определить, что роднит Москву с другими древнерусскими городами и в чем ее уникальность.
Принято считать, что Москва имела издревле радиально-кольцевую систему планировки. Утверждение это основано на том, что средневековый город, медленно разрастаясь во все стороны, получал концентрическое развитие. Система дорог, лучами расходившихся некогда от первоначальной крепости во все стороны, превратилась с ростом посадов в улицы-радиусы. Крепостные стены, окружившие затем посады, дали при последующем их сносе кольцевые улицы. Казалось бы, это рассуждение правильно и бесспорно. Но оно опирается в большей мере на анализ планировки капиталистической Москвы и не учитывает множества конкретных факторов ее "биографии" более Древнего периода.
Во-первых, все было бы, может быть, и так, если бы город находился на горизонтальной плоскости, или, как говорится, на "блюдце", когда ничто не мешает дорогам лучами расходиться от возникшего ядра города, посадам - равномерно окружать его, расширяться и образовывать по дорогам радиусы, а затем окружаться стенами. Но города не всегда возникали на "блюдце". Чаще сложный рельеф, наличие рек, болот и пр. налагали и даже сегодня налагают на процесс формообразования города свой отпечаток (город на берегу моря или большой реки становится ленточным, на треугольном мысу - треугольным и т. д.).
Во-вторых, совершенно не учитывается множество социальных, исторических, географических и др. факторов, которые иногда так влияли на город, даже находившийся на ровной местности, что он оказывался ни радиальным, ни кольцевым.
Четыре этапа эволюции древней Москвы (принципиальная схема)
1-й этап - КРЕМЛЬ, появление города, рост посадов, окончательная постройка самого Кремля - 1485- 1516 годы.
2-й этап - КИТАЙ-ГОРОД, охват укреплениями основной части Великого посада в 1535-1538 годах.
3-й этап - ЗАНЕГЛИМЕНЬЕ, появление укреплений за малой рекой в 1586-1592 го-цах (стена Белого города).
4-й этап - ЗАМОСКВО-РЕЧЬЕ, появление укреплений за большей рекой в 1591 году (стена Скородома).
В-третьих, Москва имела около 20 улиц, расходившихся от Кремля. Но очень сомнительно, что во время образования первоначального посада вокруг Кремля из него выходило 20 лучей - дорог в другие города. Обычно от маленьких городков дорог отходило 2 или 3 (от силы 5), остальное число улиц древней Москвы образовано не дорогами. Возникавший на свободной территории посад, видимо, сам "направлял" на центр города улицы, и улицы эти имели, таким образом, внутренний, а не внешний адрес где-то далеко за городом. Не случайно мы находим улицы, "заходящие" в болото около города (например, все улицы Зарядья, шедшие вдоль реки), или улицы, на месте которых не было никаких дорог (так, например, ул. Ильинка, ныне ул. Куйбышева, вечно именовалась по названию церквей - ориентиров, возникавших на ней: Дмитровка, Фроловка, Ильинка).
В-четвертых, улица-радиус не могла долго тянуться по сектору расширяющегося посада без того, чтобы не расчлениться на дополнительные ветви, иначе была бы затруднена связь окраинных районов с центром города.
В-пятых, не все укрепления Москвы имели кольцеобразное начертание. Кольцом стало лишь последнее деревянное укрепление - Скородом (после сноса - Садовое кольцо).
Система оборонительных сооружений и форма развития города.
Первоначальное ядро Москвы - "град" (крепость, позднее названная "кремлем") возник на высоком мысу в развилке двух рек - Москвы и Неглинки. Такое размещение крепости позволяло использовать реки в качестве естественных защитных преград. Приступ был возможен только со стороны поля, по относительно небольшому фронту стен. Дальнейшее развитие оборонительной системы шло по тому же принципу. Стена Китай-города была возведена в междуречье с учетом противостояния нападающему противнику со стороны поля. Таким образом, система обороны города с самого его "начала" была не круговой, а направленной. Эта система типична для большинства древнейших русских городов, расположенных в развилке двух рек. Если подобный рост Москвы выразился в создании двух линий обороны в междуречье, то, например, в Пскове их было четыре.
Развитие города только в одном направлении сопровождалось, однако, существенными неудобствами: каждый новый посад междуречья все более отдалялся от центра. К тому же в крепости жила только часть населения, как правило, наиболее зажиточная. Купцы из других городов и иностранцы проживали на посаде. Поэтому большое развитие получал посад за малой рекой, связь с центром города от которого была ближайшей.
Новая линия укреплений Москвы - Белый город охватила уже не только очередной посад под напольной стеной Китай-города, но и Занеглименье. Городские укрепления получили форму полукруга, упирающегося своими концами в реку Москву. Фронтальный рост города с последующим переходом к полукольцу положил начало улиткообразному, спиральному развитию. При дальнейшем развитии сложная система спирали была завершена кругом укреплений Скородома: самые дальние заселенные части города, особенно его слободы за большой Москвой-рекой, были подсоединены к древнейшему ядру. Спиральное развитие, то есть такое, при котором укреплениями охватывались и подсоединялись по мере роста города его все далее отстоящие от центра основные районы, и было древней формой развития Москвы. Известно, что Кремль был закончен в 1516 году, Китай-город - в 1538-м, Белый город строился с 1586 по 1592 год. Скородом был построен в 1591 году за 6 месяцев. Вся эта сложная система оборонительных сооружений была создана в течение одного столетия, отразив бурный рост Москвы в XV-XVI вв., столицы огромного централизованного государства.
Система торговищ.
Торговища древней Москвы. А. Главное торговище (с 1495 года).
Б. Второе (Занегличенское) торговище.
В. Третье (Замоскгорецкое) торговище.
Г. Главное торговище в середине XIV века вместе с заречными торгосищад.и образует основные трезубцы улиц в Занеглименье и Замоскворечье (Никитский и Ордынский),
Д. Площадки расширения торгопищ (Занеглименье) и позднейшей "перекочевки" (Замоскворечье).
Столица Руси XVI- XVII веков имела не один, как множество городов, а три торговых центра, занимавших постоянные места:
главное торговище - Верхние, Средние и Нижние ряды Китай-города - располагалось под приступной, напольной стеной Кремля;
второе (Занеглименское) торговище - Охотный, Курятный, Обжорный и пр. ряды - занимало площадку у Петровского (Воскресенского) моста через реку Неглинную в Занеглименье;
третье (Замоскворецкое) торговище - Ногайский торг - находилось у Пятницкого (Москворецкого) моста через реку Москву, в Замоскворечье (позднее, с появлением в конце XVII века Каменного моста, оно вытянулось до улицы Полянки вдоль болота, став длинным "Болотным" рынком).
Эти три торга были соединены между собой главными городскими мостами и обслуживали три основных района города, разделенных реками: междуречье (с Кремлем и Китай-городом), Занеглименье и Замоскворечье.
Система верно-ветвистых улиц.
Центральные улицы древней Москвы стягивались к трем торговым центрам подобно тому, как стягивается множество ручьев с большой территории к нескольким рекам, впадающим с разных сторон в три связанных между собой озера. Крепостные стены, окружая по порядку посады, пересекали эти улицы (в междуречье таких пересечений оказалось три, в Занеглименье два, в Замоскворечье одно). Но так как территория посадов снаружи стен была по площади значительно больше, чем внутри, то новые посады направляли на ворота стен не одну, а две-три улицы. Именно для того, чтобы обеспечить кратчайший путь от различных точек внешних территорий города во внутренние, возникала ветвистая система улиц. Три ветвления мы наблюдаем после трех стен междуречья: два ветвления после двух стен в Занеглименье, одно после одной стены - в Замоскворечье. Загородные дороги пролегали лишь по некоторым улицам.
Возьмем хотя бы один пример. На ул. Варварку к воротам Китай-города подходили Солянка и Б. Ивановская улицы (затем "влился" еще и Подколокольный переулок). На Солянку к воротам Белого города сходились две улицы - Швивая и Николо-Ямская. На Швивую улицу к воротам Скородома сходились даже четыре улицы: Воронцова, Пустая, Нижегородская и Б. Алексеевская. Эта гигантская ветвь улиц равномерно покрывала расширяющийся жилой сектор города, позволяя из любой его точки по кратчайшему пути пройти в центр, на главное торговище. Радиус здесь был просто невозможен.
Три московских торговища и мосты через реки были "фокусами" вееров улиц:
Варварки, Ильинки и Никольской - в Китай-городе;
Тверской, Никитской, Арбатской с рядом побережных улиц - в Занеглименье;
Татарской, Ордынки и древней Якиманки - в Замоскворечье.
Система концентрических улиц.
Основные составляющие веерно-ветвистой системы улиц древней Москвы. Система трехтипных концентрических улиц древней Москвы: секторных, полукольцевых, кольцевых (каналы связи между стенами и проезды вдоль самих стен и рвов, с ликвидацией последних превратившиеся сегодня в широкие улицы).Схема кольцевых улиц, положенная в основу современной реконструкции Москвы, не соответствует фактической схеме. В Китай-городе мы находим лишь улицы, идущие от Москвы-реки до Неглинной. Их можно назвать секторными. В полукольцевом Белом городе можно проследить полукольцевую цепочку улиц и переулков, пересекавших Неглинную по Кузнецкому мосту, В центре кольца Скородома можно обнаружить кольцевую цепочку улиц и переулков. Эти улицы служили, по-видимому, каналами связи между линиями стен и функционально были, таким образом, полностью оправданы.
Конечно, наиболее четкие секторные, полукольцевые и кольцевые улицы, естественно, образовывались по трассам ликвидированных за последние столетия линий укреплений: на месте приступной стены Китай-города и рва стал Китайский проезд и площади Новая и Старая; на месте линии укреплений Белого города - Бульварное полукольцо; на месте Скородома - Садовое кольцо. Тесно взаимосвязанные друг с другом система укреплений и система трехтипных улиц оставили после себя в наши дни одну общую систему трехтипных улиц.
Вот такой асимметричной, функционально оправданной, теоретически идеальной была система планировки средневековой Москвы.
Как можно было видеть, она не была радиально-кольцевой. Она была сложнее. Учитывая веерную структуру все далее отстоящих от центра основных градообразований: Китай-города, Занеглименья, Замоскворечья, соединенных вместе постепенным спиралевидным развитием города (системой укреплений, системой трехтипных концентрических улиц, системой торговищ), - ее можно назвать "спирально-веерной".
В своей планировке древняя Москва не была одинокой. Точно такую же "спирально-веерную" систему планировки имело более трети древнерусских городов, возникших в развилке двух рек,- так называемые города "персейского" типа ("перси" от общеславянского и древнерусского "грудь"; в древнем Пскове прозвище "Перси" еще с XI столетия носила приступная стена Крома - "грудь города").
Все эти города развивались сначала в одну сторону в пределах сектора междуречья, сохраняя при этом даже при нескольких расширениях свою "грудь", или, иначе, "приступ". Лишь затем, при еще большем увеличении, эти города начинали окружать в том же порядке, как и Москва, выраставшие посады в заречьях (спиральная фаза развития: застенье - ближнее заречье - дальнее заречье; 2-й 3-й, 4-й этапы). Однако среди городов "персейского" типа только одна Москва прошла в своем развитии все 4 этапа эволюции.
Такая планировка древнерусских городов не встречается ни в средневековых городах Запада, ни в городах Востока. Это одно из крупнейших и ярких проявлений градостроительного искусства Древней Руси. В нем Москва занимала особое место, венчая собой грандиозную "пирамиду эволюции" всех городов "персейского" типа. Сегодня она единственная из этих городов, сохранившая свою планировочную структуру. Древняя Москва составляет от современной территории города всего 2%. В целях сохранения ее как уникального памятника градостроительства, видимо, нужно Москву не реконструировать, а реставрировать как единое целое по специальному проекту.