Главная » 2012 » Январь » 29 » Учи ученого
Учи ученого
Учи ученого    Руководством России взят курс на модернизацию экономики страны. Для возвращения нашей стране лидирующих позиций необходим качественный скачок в различных областях науки и технологии. Разработан ряд национальных Программ, реализуемых в настоящий момент.

   Отрадно, что наш университет, являясь ведущим строительным вузом страны, не остался в стороне, а напротив, активно участвует в таких Программах, как «Национальные исследовательские университеты», Национальный проект «Образование», Федеральная целевая Программа «Научно-педагогические кадры России» и других.
   Одним из позитивных результатов реализации Программ стало масштабное обновление устаревшей лабораторной базы МГСУ.
Рентгеновский дифрактометр, мобильный стенд для климатических испытаний ограждающих конструкций, линейка сервогидравлических машин, система для анализа наноструктур, сканирующие электронные микроскопы… Полный перечень нового оборудования мирового уровня занял бы не одну страницу, не говоря уже о широком спектре лицензионного программного обеспечения, начиная с традиционных приложений и заканчивая мощными инженерными пакетами, такими как ANSYS, PLAXIS и другими. Так кардинально, как в 2007-11 годах, научно-исследовательская база не обновлялась более 30 лет. Разумеется, оборудование и ПО приобреталось не для того, чтобы пылиться в коробках на складах МГСУ, а для активного использования. На нем должны выполняться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как сотрудниками университета, аспирантами и магистрантами, так и внешними пользователями.
   Не секрет, что на уникальном и высокотехнологичном оборудовании не может работать весь персонал.
Поэтому логичным и продуманным шагом руководства МГСУ стала организация системного повышения квалификации аспирантов, инженеров и научных сотрудников, которым предстоит работать с самыми современными приборами и установками.
   Чтобы овладеть необходимыми навыками требуется серьезная теоретическая подготовка, которую могут обеспечить российские вузы фундаментальной направленности, такие как МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ и ряд других. А вот чтобы получить практические навыки по проведению реальных экспериментов на конкретных приборах, необходимо обращаться к нашим зарубежным партнерам. Это и Германия, и Франция, и Швейцария, и США. К сожалению, у нас не так много партнеров – российская строительная наука в течение долгого времени недостаточно работала в этом направлении, многие связи потеряны.
   Восстанавливать и находить новые международные контакты, может быть, даже более ценно, чем просто научить кого-то обращаться с отдельным прибором или научно-исследовательской установкой.
Стажировки наших специалистов различны по формату и содержанию. Например, были организованы недельные обзорные поездки по нескольким научным центрам, чтобы понять, где есть возможность почерпнуть полезный практический опыт. В этом году, в тех центрах, где такой опыт имеется, специалисты МГСУ будут участвовать в проведении реальных исследований на аналогичном оборудовании более длительное время – от двух до пяти месяцев. Вернувшись с багажом опыта и знаний, они смогут сразу же начать работать на нашем оборудовании, используя его в соответствии с мировыми академическими стандартами.Учи ученого МГСУ
   Однако, знания и навыки, приобретенные сотрудником в процессе повышения квалификации – это еще не все. В мире существует практика аккредитации лабораторий, включающая в себя аттестацию сотрудников, применяемых методик и сертификацию научного оборудования. Аккредитация лаборатории является гарантией того, что исследования будут признаны государственными органами и научным сообществом.
   Это необходимо для выполнения работ не только по государственным контрактам и грантам, но и по хозяйственным договорам. Конечно, курсы по обучению работе с уникальным оборудованием в зарубежных центрах – это «точечные удары», и получить такой опыт может лишь небольшое число наших лучших специалистов, в этом году – 50-60 человек. Поэтому разработаны и массовые учебные программы, нацеленные на всех научных работников, докторантов и аспирантов.
   Такие курсы помогают правильно оформлять документацию по интеллектуальной собственности, подготавливать конкурсную документацию для участия в различных научно-исследовательских
и научно-производственных тендерах, использовать экспериментальные и информационные технологии для проведения исследований, помогают аспирантам и докторантам в определении основных требований к диссертационной работе. Ряд таких курсов проводил и регулярно проводит ЦУНИД.
   Если исследователь не представляет себе, каковы его авторские права, кто является владельцем интеллектуальной собственности, как он должен публиковать и защищать результаты свои исследований, как использовать современные методы экспериментального и численного моделирования, это говорит о том, что необходимо повышать квалификацию. Подобные знания позволят молодым изыскателям подняться на ступень выше, впереди у них, возможно, и учеба в зарубежных центрах, и работа на уникальном оборудовании в лабораториях, которые практически не имеют
аналогов в нашей стране. И эти лаборатории находятся у нас в МГСУ!
Олег Егорычев, первый проректор
Газета "Строительные кадры" №6, май 2011г.
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar