Первые дни на новой работе
Как чаще всего оказывается на поверке, знаний, полученных на институтской скамье, недостаточно для полноценной реализации своего потенциала на рабочем месте. Попав в незнакомое окружение, основная масса новоиспеченных сотрудников испытывает чувство неуверенности и страха, боязни делать работу самостоятельно. Это особенно остро ощущается при совершении первых ошибок и замечаний со стороны коллег и руководителя. Вот как описывает первые рабочие дни Надежда Морозова, устроившаяся секретарем: «Сначала меня охватывала паника, когда мне давали задания, а я не знала, откуда получить информацию. В целом, ощущения можно охарактеризовать так: волосы были дыбом, и хотелось убежать». К сожалению, редко кому удается избежать этих эмоций, и расстраиваться по этому поводу не стоит. Постарайтесь меньше переживать из-за ошибок, не тратьте на них много сил, в конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает.
Старший преподаватель кафедры психологии Т.Н. Магера объяснила: чтобы преодолеть панику, требуется в среднем около двух недель, все зависит от индивидуальных способностей. «Важно соблюдать баланс между работой и отдыхом.
Не нужно впадать в крайности — выходить из себя и тем более заболевать», — советует психолог. Еще один важный аспект — это новый коллектив. Здесь проверяется ваш характер и умение работать в команде. В большинстве случаев, коллектив встречает нового человека спокойно и мало внимания обращает на его появление. Тем не менее, вспоминаются слова моей знакомой,
которая была уверена в том, что все против нее. В случае, если вы не пришлись по душе одному из сотрудников, старайтесь не акцентировать внимание на негативе, и уж точно не выходить в открытую конфронтацию. За вами наблюдает весь коллектив, и как вы поведете себя первые месяцы, так к вам и будут относиться впредь.
Выдержка и сила духа — ваши первые друзья в этом. Свою историю нам поведала студентка I курса ИГЭС Анна Горожанова: «Первые дни многие коллеги критиковали мои действия, одна девушка часто кричала на меня, я ее боялась и старалась избегать. Впоследствии мы стали подругами». Как построить отношения с руководителем? По Указу Петра I от 09.12.1709 «подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать на чальство». В наши дни такие рекомендации лишь вызывают улыбку на лице. В XXI веке сотрудников ценят за умение качественно выполнять поставленные задачи в короткие сроки. Если вы хорошо владеете темой, ваши старания и профессиональные качества не останутся незамеченными.
Любой руководитель ценит исполнительных и грамотных сотрудников. Но и здесь нельзя забывать, что руководитель тоже человек и у него могут быть особые требования к чему-то, например, к пунктуальности, или он не любит, когда с ним начинают спорить. Поначалу, узнайте его, а потом можно делать акценты на том, что он более всего ценит. Психологи отмечают, что мужчинауководитель не нуждается в неформальном общении, достаточно иногда интересоваться здоровьем и успехами детей, лучше не переходить на «личное».
У женщины-руководителя можно многому научиться, а чтобы ужиться с ней, необходимо постоянно лавировать в смене ее настроения.
Во многих компаниях считают хорошим тоном, если первое время за новичком «присматривает» опытный наставник. От того, какое впечатление вы произведете на этого человека, зачастую зависит старт или финиш вашей карьеры. Как стоит строить рабочие отношения со старшими, рассказал специалист кадрового агентства «КАСКА» Александр Чернышев.
По его мнению, «необходимо найти золотую середину между самостоятельной работой и работой под руководством коллеги. Довольно часты ситуации, когда молодой человек по малейшему поводу обращается за помощью. Правильнее было бы самому попытаться разобраться в каком то вопросе. Также не стоит обижаться, когда просят выполнять малоквалифицированную работу. Как правило, руководитель не хочет давать слишком ответственные поручения, в этом есть доля риска, и его можно понять. Ну и очень важно выяснить для себя, что важнее: стремление к успеху или стремление избежать неудач.
В первом случае от простых заданий потихоньку отходите и просите более сложную работу, во втором — не нужно конфликтовать с самим собой и прыгать выше головы, даже если вам кажется, что все вокруг демонстрируют такое поведение, это может привести к двойному стрессу». Следует усвоить, что не стоит обсуждать вашего начальника с коллегами: рано или поздно это дойдет до него, и вы можете оказаться в неловкой ситуации. Как показывает практика, в любом коллективе есть человек, который «живет» тем, что повествует о «настроениях» на местах. Старайтесь избегать подобных разговоров, отшучиваясь или ссылаясь на необходимость выполнения срочного задания. Не обсуждайте и свою личную жизнь в коллективе, относитесь ко всему с юмором и позитивом, и жизнь вам улыбнется!
Татьяна Лысова
Газета "Строительные кадры" №12, декабрь 2011г.
Газета "Строительные кадры" №12, декабрь 2011г.