Хесин Геннадий Львович (1932-1994)
Характерная особенность Хесина-ученого — это широта охвата темы и умение увидеть дальнейшие перспективы ее развития. По рассказам коллег, он все время усложнял поставленную задачу и требовал от своих сотрудников не останавливаться на достигнутом. Любимый вопрос Хесина докладчику на лабораторном семинаре был таким: «Мы впереди?». Это требование подкреплялось практическими действиями по созданию необходимой материальной базы для проведения исследований. Геннадий Львович обладал безграничным личным обаянием и умением «пробивать» идеи. Если было нужно, он входил в любые кабинеты высокого министерского, партийного руководства, и в результате у лаборатории появлялось новейшее оборудование, включая зарубежное, приобретаемое за валюту.
«Выбитые» Г.Л. Хесиным фонды необходимо было воплотить в реальные работающие установки. Доводили дело до конкретного результата люди, которых в свое время привлек в лабораторию Геннадий Львович. Сильная черта Хесина-руководителя — умение подбирать людей — проявилась с самых первых дней его научной карьеры. В 1959 году, получив в качестве своеобразного подарка от Н.И. Пригоровского из Института машиноведения неработающую центрифугу, аспирант Хесин нашел двух студентов, с которыми он в буквальном смысле слова выкопал и оборудовал в подвале дома МИСИ на Разгуляе помещение и запустил центрифугу в работу. Одним из этих студентов был будущий профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и механики В.Н. Савостьянов, а другим — профессор кафедры сопротивления материалов, многолетний ученый секретарь Ученого совета МИСИ-МГСУ А.И. Попов.
Лаборатория насчитывала тогда около ста человек штатных сотрудников и столько же совместителей и располагалась в двух корпусах на полигоне МИСИ в Мытищах.
Количество людей, прошедших школу лаборатории и просто сотрудничавших с этим замечательным коллективом, трудно подсчитать. Сейчас они разбросаны по всему миру. Но в сердце каждого хранятся самые теплые воспоминания о тех временах. Для костяка лаборатории, «планерки», как их называли тогда, это вся жизнь. Счастливая жизнь, которая осталась в воспоминаниях, поскольку произошедшие в стране в 90-х годах перемены привели к медленному умиранию лаборатории. Эти же перемены, скорее всего, и привели к преждевременной кончине Г.Л. Хесина. Он умер в 1994 году, в возрасте 62-х лет.
Наследие профессора Г.Л. Хесина: 130 его защитившихся аспирантов, три доктора наук, книги, статьи и десятки выполненных работ по договорам с ведущими проектными и научно-исследовательскими институтами, такими как: Гидропроект, Теплоэнергопроект, Гидроспецстрой, Атомэнерго-проект, Проектстальконструкция, институт физики земли РАН, ГОИ им. С.И. Вавилова, крупные организации Минсредмаша и Миноборонпрома СССР, но главное — светлая память о ярком человеке, оставившем неизгладимый след в жизни и в душах многих людей.
Вячеслав Коротихин Фото автора.
Газета "Строительные кадры" №5, май 2012г.