Иван Комзин
Это короткое звонкое имя в 30-50-е годы звучало на знаковых стройках нашей страны, а потом и зарубежья. Иван Комзин, крестьянский парень из села Васильево Смоленской области, приехал на строительство электростанции, имея три класса образования сельской школы. Сметливый находчивый мастеровой и лидер по натуре, он сразу был замечен руководством. Впрочем, не заметить его было трудно: громадного роста дети на с неизменной широкой улыбкой на лице. Он всегда чувствовал потребность учиться и учился всю жизнь. После техникума окончил в 1930 году Высшее инженерно строительное училище — ВИСУ (бывший инженерно-строительный факультет МВТУ, ставший ВИСУ, а впоследствии МИСИ). Первая же работа в должности прораба на строительстве Северной электрифицированной железнодорожной линии Подмосковья выявила незаурядные организаторские способности Ивана Комзина. Затем была стремительная карьера: ведущий инженер на сооружении знаменитой «Магнитки», на строительстве Волжской ГЭС, на заводе цементного машиностроения «Волгоцеммаш», на Тольяттинском электротехническом заводе, Жигулевском комбинате
строительных материалов.
Это был человек реальных дел: в1938 году, когда его назначили начальником главного управления строительства Наркомата тяжелого машиностроения, он быстро понял, что кожаное кресло не для него, и вскоре снова мерил своими широкими шагами километры строек. Хотя и то кресло он сумел использовать во благо. Благодаря нему возник филиал Самарского индустриального института, переросшего со временем в Тольяттинский политех. И биостанция, которая стала со временем Институтом экологии Волжского бассейна, тоже подсказана им. Бился не один год. Для поддержки привез на Волгу знаменитого Папанина — и победил. В 1940-1941 годах военный инженер второго ранга И.В. Комзин строит оборонительные укрепления на Балтике, а потом восстанавливает Таллинский порт. В 1944 году его назначают заместителем Наркома по строительству военных объектов, в 1946 году уже генерал-майор И.В. Комзин — заместитель Наркома военно-морского флота по капстроительству и вскоре начальник управления при Совете Министров СССР по восстановлению Севастополя. Он построил город практически на новом месте. Защитники города-героя почти без какой-либо материальной поддержки местных властей поставили И.В. Комзину памятник. После Германии, Турции, множества наших и зарубежных строек главным был Куйбышевский Гидроузел. На строительстве работали «зэки», и И.В. Комзина назначили одновременно начальником Кунеевского ИТЛ. Сохранились воспоминания его личного шофера. В отличие от многих начальников лагерей тех лет, И.В. Комзин не только никого не посадил, но даже не наказал — не зверствовал, как многие, пользуясь неограниченной властью. Он осмеливался просить и добивался освобождения многих.
От хождения целыми днями по объектам его ботинки 47 размера изнашивались через две недели. Обувь отдавали чинить в лагерь, и заключенные даже предлагали сшить ему новые прочные ботинки. Когда разлилось Куйбышевское море, мыслящий глобальными категориями, он сказал: «Раз море, должен быть и флот». Ездил в Москву, добивался. Так появился малый речной флот. В 1958 году генерал-майор И.В. Комзин получает звание Героя Социалистического труда, орден Ленина и золотую звезду «Серп и Молот», а в 1959 году едет на три года в Египет главным советским экспертом по строительству Асуанской плотины. Ни бриллиантовый Орден Голубого Нила, ни высокие награды нашей страны не сделали его высокомерным. В МИСИ на должность профессора, потом
заведующего лабораторией, этого большого в прямом и переносном смысле человека заманил неуемный и прозорливый ректор Н.А. Стрельчук понимая, насколько необходим молодому специалисту масштабный опыт такого результативного строителя. С 1968 года И.В. Комзин был директором Центральной научно-исследовательской отраслевой лаборатории организации и экономики строительства (ЦНИЛОЭС), преобразованный в дальнейшем в Научно-исследовательский институт организации и управления в строительстве. Почитайте яркие, как сам автор, книги И.В. Комзина («Я верю в мечту», «Свет Асуана», «Записки советского энергетика», «Это и есть счастье»). Многое, по свидетельству сына этого человека-легенды, вымарала цензура, но осталось что-то откровенное: «…и мерз, и недоедал, тяжело переживал ошибки, терпел поражения в деловых спорах, мучился собственным невежеством, рисковал, превозмогал смертельную усталость…». Как-то в бытность руководства ЦНИЛОЭС И.В. Комзин написал в полуофициальном письме: «Вот уже два года, как я руковожу научно-исследовательской организацией... Короче говоря, хоть моя голова и побелела сединой, однако «покой нам только снится». Да и на что мне покой?! Не дай бог его иметь в мои годы!» Это и был тот самый, столь необходимый как раз сейчас, педагог и наставник. Инженер Комзин.
Джим Ахпателов,
Наталия Казановская
Наталия Казановская