Значение формирования потенциала здоровья студентов средствами физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики
И.А. Амельченко, С.И. Крамской
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Известно, что качественная составляющая различных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня его здоровья [1]. В условиях рыночной экономики потенциал здоровья личности приобретает роль ведущего фактора успешной профессиональной карьеры. Вместе с тем имеет место и обратная зависимость: степень социальной интегрированности молодого специалиста, востребованности полученного образования в процессе трудовой деятельности, степень удовлетворения от характера работы во многом определяют его здоровье [2].Насколько ответственно и бережно человек будет относиться к собственному здоровью, в существенной мере зависит от социального научения в период первичной социализации и от динамических процессов в молодежном микросоциуме. Воспитание и формирование будущего специалиста, настоящего интеллигента с широким кругозором и подлинной внутренней культурой во многом происходит в вузовской среде [2].
В период обучения в вузе большое значение имеет формирование потребностей, достойных здоровой личности, на определенной нравственной высоте и соответствующих программным целям оптимального социального развития. Процесс образования должен обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей студентов в получении профессионально значимой информации, познании, общении, социальном признании и личностном самовыражении.
Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания. В данном контексте ключевая роль принадлежит формированию физической культуры личности студента с учетом его индивидуальных способностей и мотивации как одному из факторов социокультурного бытия, обеспечивающих высокий биологический потенциал жизнедеятельности.
В соответствии с современной концепцией здоровьеформирования предполагается переход от защитно-оборонительной позиции к активному, своевременному созиданию здоровья личностью, государством, всеми структурами общества. В практической реализации данной установки приоритетное значение принадлежит формированию физической культуры личности, вовлечение населения в сферу спортивной жизни с самого раннего детства. С данных позиций здоровый образ жизни - это категория главным образом мировоззренческая, духовно-нравственная, социальная и психолого-педагогическая.
Ключевое значение в подготовке молодого специалиста, его профессиональном становлении имеют исходные ценностные ориентации, способность обнаруживать, использовать и создавать обстоятельства для максимальной самореализации. Движение личности в сторону самоактуализации, желание быть здоровым полноценно только при активной реализации индивидуальной технологии оздоровления.
Оздоровительные программы, прежде всего, должны побуждать молодых людей созидать собственное здоровье, формировать вокруг себя «здоровое пространство», активно задействовать физические, психические и духовные возможности самого человека. Другими словами, речь идет о формировании такого элемента культуры, который создает мощные и эффективные стимулы, побуждающие самого человека, без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании.
Для большинства студентов, регулярно занимающихся физической культурой, потребность в двигательной активности входит в привычку, которую рассматривают как здоровую, гармонично дополняющую другие аспекты жизнедеятельности. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют повышению самооценки посредством следующих факторов: улучшение внешнего облика, ощущение соматического благополучия, приобретение социального опыта, поддержка со стороны других людей, авторитетных для данного человека, чувство компетентности, мастерства в данной сфере деятельности.
В этой связи формы и методы физкультурно-спортивной деятельности, органично дополняющие модель жизнедеятельности молодых людей, обеспечивают удовлетворение разнообразных социально-культурных и личностных целей студентов, в том числе и духовного порядка, а духовности принадлежит ключевое значение в обеспечении интегральной целостности здорового организма.
В процессе самореализации, при соблюдении здоровьесберегающих форм жизнедеятельности молодого человека, можно в известной мере нивелировать негативные проявления социального и психологического характера. Развитие умения студентов организовывать собственную преобразовательную деятельность в процессе обучения, тесно связано с готовностью и способностью к активной будущей профессиональной деятельности с сохранением потенциала здоровья.
Такой комплексный подход к образованию позволит подготовить в вузе конкурентоспособного, уверенного в себе и обладающего необходимыми компетенциями молодого специалиста.
Продуктивное личностное становление, развитие деловых качеств, ориентация на здоровьесберегающее поведение в период обучения позволяют сформировать способности студентов, необходимые для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выдрин, В.М. Физическая культура − вид культуры личности и общества (Опыт историко методологического анализа проблем): Монография. − 2-е изд., испр. и доп. / В.М. Выдрин. −СпбГАФК П.Ф. Лесгафта, 2004. − 153 с.
2. Скобликова, Т.В. Физическая культура студентов − важный фактор их социализации / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева // Культура физическая и здоровье. − 2005. − № 2 (4). − С. 31 − 32.