Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Обследование студентов МГСУ
В.А. Никишкин, Е.А. Лазарева
Московский государственный строительный университет
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ МГСУ
   Общеизвестно, чтобы более эффективно управлять учебным процессом по физической культуре, необходима своевременная объективная информация о состоянии здоровья, физическом развитии, физической и функциональной подготовленности студентов с последующим анализом результатов воздействия практических занятий на резервы разных систем организма и их возможной коррекции.
   В 2009/10 учебном году на кафедре физического воспитания и спорта МГСУ проводилась разработка программы ежегодного обследования студентов университета. В нее будут входить основные конституциональные характеристики: длина, масса тела, соотношение «жировой» и «тощей» ткани, осанка (10 показателей), тип телосложения.
   Соотношение веса, роста и возраста даст возможность определить характер обмена веществ организма студентов, необходимого общего физиологического статуса. Обхваты плеча, предплечья, талии, бедра, голени; ширина плеча и таза дополнят характеристику физического развития.
Физическая подготовленность характеризуется состоянием вегетативных функций организма, степенью развития основных двигательных качеств.
   Силовые возможности студентов будут определяться по следующим показателям:
- отжимание от пола (у девушек с опорой на колени) за 1 минуту;
- поднимание и опускание туловища за 1 минуту из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях;
- поднимание прямых ног для юношей и согнутых в коленях для девушек до угла 900 в висе на шведской стенке;
- подтягивание на перекладине прямым хватом, подбородок над перекладиной, ноги прямые (только для юношей);
- динамометрия: ручная, определяющая силу сжатия мышц рук и становая-сила мышц-разгибателей позвоночного столба.
   Качество быстроты оцениваться будет по результатам челночного бега (4х25 м) и временем пробегания 100 м, а также с помощью теппинг-теста, который поможет дополнительно определить устойчивость моторного действия и индивидуально-типологический характер нервной систем; скоростно-силовая подготовка-результатом прыжка в длину с места.
   Выносливость будет определять общепринятыми результатами в беге на 2,3 км; гибкость-наклоном из положения стоя с прямыми ногами.
   Состояние сердечно-сосудистой системы будут характеризовать – частота сердечных сокращений в покое, артериальное и пульсовое давление, индекс пробы Руфье; дыхательной системы частота дыхания, результаты проб Штанге, Генчи и вестибулярного аппарата-простая проба Ромберга.
   Приведем некоторые результаты обследования студентов, проведенного в первые две недели весеннего семестра этого учебного года. Например, 2669 студентов 1-4 курсов основной и подготовительной медицинских групп, занимающихся в методических отделениях баскетбола, волейбола, гимнастики, общей физической и силовой подготовки, футбола приняли участие в определении функциональной подготовленности индексом пробы Руфье.
Таблица 1

Результаты выносливости сердечно-сосудистой системы в процентах
   Результаты выносливости сердечно-сосудистой системы в процентах представлены в табл. 1, из которых видно, что в основном это: хорошее (42,9 и 44,2 %),удовлетворительное (35,6 и 33,1 %) и отличное (11,1 и 13,9 %) состояние. Сердечная недостаточность отмечается у 7,7 % (99 студентов) и 11,7 % (161 студенток) обследованных, т.е. 260 студентов не имеют резервных возможностей и у них плохое состояние сердечно-cосудистой системы, что вызывает тревогу из-за возможности компенсаторного срыва во время предстоящей экзаменационной сессии и возникновения умственного переутомления, депрессии. Следует отметить высокий уровень развития гибкости у девушек и достаточно хороший - у юношей. В отделении футбола наиболее низкий показатели (удовлетворительной уровень) гибкости, видимо, сказываются условия проведения занятий в течение учебного года на открытых площадках. Дополнительное выборочное обследование гибкости у юношей, занимающихся в различных отделениях регистрирует неудовлетворительный уровень гибкости в поясничном отделе позвоночника. Таким образом, преподавателям этих отделений необходимо уделять достаточное внимание развитию гибкости во всех суставах и различных отделах позвоночного столба.
   В табл. 2 представлены результаты скоростно-силовой подготовки студентов, которые не выявили существенных зависимостей.
Максимальный результат у девушек 250 см, у юношей – 370 см.
   Мышцы брюшного пресса отлично развиты у большинства девушек, но имеют тенденцию к снижению на старших курсах. У юношей эти показатели значительно ниже, хотя большинство имеют удовлетворительную оценку, которая ниже требуемой физиологической нормы.
Таблица 2
Результаты прыжка в длину с места.
Результаты прыжка в длину с места
   Разброс результатов по подтягиванию у юношей от удовлетворительной до отличной оценке, которые за исключением занимающихся в отделении силовой подготовки практически не меняются за время обучения. Причиной, скорее всего, является отсутствие стимулирующей компоненты в улучшении результата для сдачи зачета.
   В обследовании участвовали также студенты специальной медицинской группы (СМГ) в количестве 919 человек (335 девушек, 584 юношей). При сравнении полученных результатов с показателями практически здоровых студентов выявлены почти идентичные индексы Руфье (хорошие и удовлетворительные), чему способствуют в основном занятия на открытом воздухе.
   Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволили студентам СМГ показать отличные результаты в силовых тестах, а усердная работа над развитием гибкости в суставах – хорошие результаты в уровне развития качества гибкости. Это подтверждает необходимость определения уровня качества силы не одним, а несколькими тестами на различные группы мышц.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar