Теоретический раздел программы по физической культуре
Л.М. Крылова
Московский государственный строительный университет
Московский государственный строительный университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Теоретические учебные занятия предусматривают овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации и ведения здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной, общественной и культурной деятельности.Физическую культуру студента определяет сформированная потребность в физкультурно-спортивной деятельности. Критерием этой потребности является такой уровень развития самосознания, которое активно направляет практическую деятельность к укреплению здоровья, достижению физического совершенства, повышению уровня профессиональной психофизической готовности, т.е. достаточной профессиональной работоспособности, необходимых психофизических и функциональных резервных возможностей организма.
Лекционный курс помогает формировать общую и профессиональную культуру современного всесторонне гармонично развитого будущего специалиста.
В теоретический раздел (26 часов) включены 11 обязательных лекционных тем. Необходим анализ теоретического содержания программы, ее соответствия современным требованиям. Многие кафедры физического воспитания и спорта изменили содержание этого раздела, меняя распределение их по курсам, сокращая количество лекций, объединяя их и т.д., опираясь на собственный опыт чтения лекций студентам, наличие квалифицированных лекторов и т.п.
Видимо настало время, создавая новую программу для вузов по дисциплине «Физическая культура», переосмыслить содержание теоретического раздела и разработать новое, соответствующее требованиям многоуровневой подготовке конкурентоспособных специалистов. Новая программа должна иметь широкую общеобразовательную направленность.
Например, в МГСУ введена в теоретический раздел лекция «Реабилитация в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности». Реабилитация (от лат. re – возвращение, halibis – способность) – восстановление физиологических процессов. По определению всемирной организации здравоохранения, реабилитация – это комбинированное и координированное применение государственных, социально-экономических, медицинских, психофизических, психологических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его работоспособности (трудоспособности).
Понятие «реабилитация» встречается в юриспруденции, медицине, строительстве, физической культуре и спорте. Мы рассматриваем реабилитацию как восстановление работоспособности.
Знание проблемы восстановления важно, поскольку обеспечение полноценного восстановления - одно из основных условий повышения работоспособности и оздоровительного эффекта любого вида деятельности. Существуют различные виды реабилитации, основные из них: медицинская, профессиональная, пролонгированная, физкультурно-спортивная или двигательная.
Повышение надежности, работоспособности и профессионального долголетия специалистов теснейшим образом связано с профессиональной реабилитацией.
Наиболее современная - пролонгированная профессиональная реабилитация - индивидуальная система контроля, коррекции и восстановления профессионально важных качеств, обеспечивающая методами физической культуры и медицинской реабилитации высокую работоспособность и профессиональное долголетие специалиста.
Система реабилитации должна быть составной частью учебной программы профессиональной подготовки современного специалиста в высшем учебном заведении и в дальнейшим на протяжении всей его трудовой деятельности, как дающая знание средств, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности на базе восстановления психических профессиональных функций, включая профессиональную работоспособность, обеспечивающую оптимальное функционирование основных жизнеобеспечивающих систем после воздействия экстремальных условий деятельности.
Результаты научных исследований и передовой практический опыт показали, что для повышения качества и эффективности учебных занятий и тренировочного процесса на курсе спортивного совершенствования следует обязательно использовать реабилитацию, всевозможные комплексы восстановительных средств.
Знание реабилитации, обеспечение полноценного восстановления важно потому, что это одно из условий повышения умственной и физической работоспособности и оздоровительного эффекта учебно-тренировочных занятий.
Процесс реабилитации является комплексным, и все его виды органически связаны между собой и дополняют друг друга. В педагогические, психологические и медико-биологические средства реабилитации входят различные физические упражнения.
К педагогическим средствам относятся широкий спектр гимнастических, статических, идеомоторных, изометрических, пассивных, скоростно-силовых, спортивно- и профессионально-прикладных упражнений, упражнения на растягивание, на тренажерах, в воде и многие другие. Они реализуются в форме занятий системам физических упражнений или видов спорта с целью активного отдыха.
Психологические средства включают специальные физические упражнения: дыхательные, релаксационные, системы восточной гимнастики, а также циклические упражнения. Физическая нагрузка здесь должна быть адекватна нервно-эморциональной.
Особенно тесно взаимодействуют психологический и физический виды реабилитационных воздействий. Средства физической реабилитации, восстанавливая активную двигательную способность, снижают психическую напряженность, улучшают общее психическое состояние. Использование физических упражнений вместе с другими средствами реабилитации способствует более быстрому восстановлению рабочих органов и всего организма после напряженной учебной, трудовой и физкультурно-спортивной деятельности.
Основным методом медико-биологических средств реабилитации использующим физические упражнения является лечебная физическая культура. С помощью направленного применения физических упражнений можно воздействовать почти на все функции организма. Например, упражнения лечебной гимнастики являются доступными для любого пола и возраста, многообразие их форм и видов способствует возможности использования этих упражнений в соответствии с физическим состоянием и индивидуальными особенностями занимающихся.
Полноценный комплекс реабилитационных мероприятий может осуществляться только при активном включении самого человека в реабилитационный процесс, при этом психологические средства повышают мотивацию и способствуют сознательному отношению к использованию всего комплекса реабилитационных средств и методов. Кроме этого применяемые в комплексе средства взаимно обогащают друг друга, что повышает эффективность их применения.
Контроль эффективности воздействия средств и методов реабилитации осуществляется с помощью субъективных и объективных методов. К субъективным методам относится анализ собственных ощущений по изменению самочувствия, наличия чувства бодрости, готовности к интенсивному труду, а для спортсменов - готовности к спортивным соревнованиям, а также улучшение проявления внимания, восприятия, способности к логическому мышлению и анализу получаемой информации. Объективные методы объединяют изменения конкретных показателей производительности труда, частоту простудных заболеваний, данные самоконтроля по физической тренированности на основании выполнения соответствующих тестов и по функциональному состоянию организма на основании выполнения физиологических проб.
Изменения содержания теоретического раздела многим кафедрам говорит о необходимости создания новой теоретической базы знаний по учебной дисциплине «Физическая культура» в высшей школе, которая будет способствовать истинной физической культуре студентов и являться одним из условий их эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия. Для усиления акцента по теоретической подготовке кафедрам физического воспитания и спорта необходима совместная работа с медиками и психологами.
Разработка нового лекционного курса для студентов с инновационной направленностью должна быть нацелена на актуализацию и развитие творческого мышления, формирования инновационно-творческой мотивации, овладение современными технологиями физической активности.
Теоретический раздел требует и современного оформления лекций, наличия телевизионного экрана.
Оценка знаний должна быть текущей, а не только итоговой, для этого семестровый зачет должен включать оценки посещаемости студентом занятий по физической культуре, знаний и результаты тестирования соответственно курсам (общей физической и спортивной подготовленности, функционального состояния, профессиональной психофизической готовности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета должна быть обязательной в высшей школе и проставлена в дипломе. Это будет характеризовать соответствие выпускника требования профессии по психофизической подготовленности, наличии необходимых научных знаний для обеспечения надежного и высокоэффективного выполнения профессиональных действий, способам современного оздоровления своего организма, методами и средствами ведения здорового образа и спортивного стиля жизни, способности самостоятельно осуществлять физкультурно-спортивную деятельность, направленную на повышение собственной конкурентоспособности.