Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Результаты анкетирования студентов I – IV курсов МГСУ
Л.М.Крылова, Е.А.Лазарева
Московский государственный строительный университет
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ I – IV КУРСОВ МГСУ
   Нами было проведено анонимное анкетирование 396 студентов первого (98 дев.,102 юн.) и четвёртого (100 дев.,96 юн.) курсов различных факультетов, занимающихся в разных методических отделениях (общефизической и силовой подготовки, баскетбола, волейбола, спецгруппе)
Респонденты были основной медицинской группы: 1 курс – 89,7% девушек, 96% - юношей и старшекурсники соответственно: 83% и 78,8%.
   Студенты 1 курса хронических заболеваний не имели и, тем не менее, у 15% из них есть нарушения в (ОДА) опорнодвигательном аппарате (плоскостопие, остеохондрозы, сколиозы). 71,8% студенток 4 курса были практически здоровы, а у 28,2% также отмечены отклонения в ОДА. 78% юношей старшего курса не имели отклонений в здоровье; 9,5% были с хроническими заболеваниями (нарушение зрения, дыхательной системы)
и 12,5% - заболевания ОДА.
   Обучение в вузе связано с длительными статическими напряжениями мышц, а как известно, что занятия физическими упражнениями, спортом укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют выработке правильной осанки и т.д. Поэтому необходимо целенаправленно применять их на практических учебных занятиях.
Выявление мнения студентов о собственном здоровье, его оценка представлены в табл. 1.
Таблица 1
Выявление мнения студентов о собственном здоровье, его оценка
   Как видно из результатов в таблице, неудовлетворительной оценки здоровья не было, несмотря на наличие студентов специальной медицинской группы, что говорит о завышенной собственной оценке студентов.
   Ни одного дня учебных занятий в осеннем семестре не пропустили 33% девушек и 58% юношей первого курса и соответственно четвёртого курса: 53,8% и 63%. В среднем пропуски по болезни составляют у всех от одного до двадцать одного дня.
   Показатели длины тела студентов варьируют на первом курсе от 152 см до 182 см у девушек и от 158 см до 196 см у юношей; у четверокурсников соответственно: 152-190 см и 165-192 см, а масса тела - у девушек первокурсниц от 42 до 85 кг и у студенток четвёртого курса от 44 до 85 кг, соответственно у юношей: 49-120 кг и 57-90 кг.
   Показатели длины и массы тела студентов сами по себе малоинформативны. Однако показатель весоростового индекса (ВРИ) имеет большое значение, так как по нему можно определить риск возникновения некоторых заболеваний.

ВРИ= МАССА ТЕЛА (КГ) / Длина тела²(м)

   Для женщин должный индекс составляет 21-23 кг/м
², для мужчин 22-24кг/м² . Риск сердечно-сосудистых заболеваний резко возрастает при индексе 27,8 кг/м2 для мужчин и более 27,3 кг/м2 у женщин. Некоторые студенты (3% всех респондентов) имеют превышающий норму индекс.
   Собственную частоту сердечных сокращений (ЧСС) и показатели артериального давления (АД), знают лишь студенты специальной медицинской группы, остальные в основном имеют лишь представление о норме этих показателей для своего возраста. Это неудивительно т.к. на каждом практическом занятии в спецгруппе неоднократно измеряется пульс.
   Следовательно, необходимо не просто постоянно проводить функциональные пробы на учебных занятиях методических отделений, а фиксировать внимание студентов на оценке их ЧСС. Величина ЧСС в покое является показателем деятельности сердечно-сосудистой системы в исходном состоянии также, как величина АД в покое. Нормой АД в 20 лет у женщин считается 116/72, у мужчин 123/76, в 30 лет соответственно: 120/75 и 126/79.
   Можно констатировать определённую культуру респондентов по их отношению к своему здоровью. Только 2% девушек и 2,3% юношей первокурсников вообще не уделяют внимание состоянию здоровья. У студентов четвёртого курса нет тех, кто не уделял бы время и внимание здоровью.
   Бережное отношение к собственному здоровью у 35.3% респонденток первого курса и 40,9% респондентов и на четвёртом курсе соответственно: 33,6% и 47,4%.
62,7% девушек и 56,8% юношей первого курса уделяют внимание здоровью и тратят время на его сохранение и укрепление по необходимости (плохое самочувствие, болезнь), соответственно на четвёртом курсе: 66,4% и 52,6%.
   На вопрос какой образ жизни ведут студенты 25,6% девушек и 50% юношей первого курса ответили, что ведут здоровый образ жизни (ЗОЖ). Первокурсники слушали лекцию о ЗОЖ перед или во время анкетирования. Студенты четвёртого курса дали подобный ответ соответственно: 58,8% и 34,5%.
   Стремятся вести ЗОЖ 70,2% девушек и 44% юношей, обучающихся на первом курсе, соответственно на старшем курсе 35,4% и 55,5% студентов. Эти результаты обнадёживают, т.к.
многие студенты понимают значение ведения здорового образа и спортивного стиля жизни.
   Нездоровый образ жизни ведут 4,2% девушек и 6% юношей первого курса и соответственно: 5,8% и 11% студентов четвёртого курса.
   В ответах на вопрос о наличии вредных привычек первое место занимает у всех респондентов лень. Учитывая, что анкетирование проводилось в апреле месяце, то возможно накопилась не только весенняя усталость, но и умственная. Это особенно тревожно, т.к. скоро экзаменационная сессия, которая увеличит количество студентов с состоянием нервно-эмоциональной, умственной перегрузки, стресса, отмечаемые во время осенней сессии.
   Что, в свою очередь, повлечёт ухудшение здоровья студентов, их физического состояния, снижение работоспособности и т.д.
   После лени лидирует курение, переедание и у юношей – потребление алкоголя. Табакокурение, умственные перенапряжения, стрессовые экзаменационные ситуации, избыточное потребление пищи, особенно богатой легкоусвояемыми углеводами, ведут к заболеваниям прежде всего сердечно – сосудистой системы. Следовательно, необходимо больше внимания уделять этому в теоретическом курсе и сделать акцент на лекции по основам ЗОЖ.
   Радует отсутствие приёма наркотических средств у респондентов, но настораживает наличие у девушек и юношей первого, четвёртого курсов вредной привычки – игромании (от 3% до 15%).
Вредные привычки полностью отсутствуют у 44,6% всех респондентов, что подтверждает ведение ЗОЖ многими из них.
   В основном на дополнительные занятия по учебным дисциплинам (исключая физическую культуру) в течение дня студенты тратят от одного до трёх часов, в выходные дни - до восьми часов. В течение учебной недели общая нагрузка составляет от 20 до 64 часов. Неудивительно, что студенты испытывают чувство усталости, а порой и переутомления и у них страдает ОДА, сердечно-сосудистая, и дыхательная системы из-за длительного сидения за столом.
   Во время экзаменационной сессии занимались различной двигательной активностью 49% студенток и 74% студентов первого курса, а на четвёртом курсе соответственно 46% и 65,3%. На каникулах спортивной деятельностью занимались73,4% девушек и 80% юношей первокурсников и на четвёртом курсе соответственно 97,6% и 81,8%. Поэтому самочувствие студентов во время зачётов и экзаменов было хорошим и удовлетворительным у 53,4% первокурсниц и 81% первокурсников, у студентов четвёртого курса соответственно: 33,4% и 65%.
   Результаты оценок осенней сессии 2009/10 учебного года представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты оценок осенней сессии 2009/10 учебного года
   Неудовлетворительное психофизическое состояние, состояние тревожности, нервно-эмоциональное напряжение, стресс испытали 44,8% респонденток и 19% респондентов первого курса и соответственно: 46,6% и 35% респондентов старшего курса.
   Постоянно дополнительной двигательной активностью кроме учебных занятий занимаются 44% девушек и 60% юношей первокурсников и соответственно студентов четвёртого курса: 60,9% и 94,7%.
   Проведённое анкетирование показало, что приоритетом в формах физической активности для 48,7% респондентов девушек первого курса являются занятия в различных спортивно-оздоровительных секциях, 27,2% самостоятельно занимаются физическими упражнениями и 24,1% выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику (УГГ), соответственно 63% юношей отдали предпочтение самостоятельным занятиям в течение дня, 19% занимаются в различных секциях и 18% выполняют УГГ.
   Продолжительность занятий физическими упражнениями и спортом без учёта учебных занятий составляет в течение недели от 1 часа до 6 часов дополнительно.
   Практические занятия по физической культуре нравятся 93,8% студенткам и 84% студентов на первом курсе и соответственно: 80% и 97% на четвёртом курсе. Такие весьма положительные оценки занятий не должны успокаивать преподавателей, т.к. 45,2% респондентов I, IV курсов не устраивают занятия. Дополнительное интервьюирование позволило выявить следующие причины: отсутствие новых систем физических упражнений, уровень мастерства ведущих занятия преподавателей, однообразие занятий (4 курс), занятия в методическом отделение, профиль вида спорта которого не соответствует интересам.
   Респонденты участвовали в соревнованиях факультета: 8% девушек и 16 % юношей благодаря, прежде всего, спартакиаде первокурсников, в соревнованиях на первенство университета участвовали соответственно: 6% и 14%. На четвёртом курсе девушки в соревнованиях не участвовали, а 26% юношей участвовали в соревнованиях на факультете и 21% - университета. Видимо, необходимо проводить больше соревнований на факультете в течение всего срока обучения. В Московских студенческих играх никто из респондентов участие не принимал, т.к. среди них не было студентов курса спортивного совершенствования.
   Респонденты юноши обоих курсов и первокурсницы на первое место в целях, мотивах учебных занятий и занятий физкультурно-спортивной деятельностью поставили улучшение здоровья, а студентки четвёртого курса поставили эту цель на второе место, на первое – получение зачёта по физической культуре. Далее к целям занятий в основном относятся: повышение физической активности, умственной работоспособности, улучшение успеваемости и самочувствия, различных способностей и качеств.
   Интересно, что улучшение телосложения отмечено как цель занятий не только у девушек, но и у юношей двух курсов.
   Профессиональная подготовка встречается как мотив занятий только у старшекурсников, получивших знания по профессионально – прикладной физической подготовке инженера-строителя. Но эта цель не является приоритетной, что в свою очередь, требует усиления акцента на значение профессиональной подготовки.
   Отрадно отметить, что ни один из респондентов не указал получение зачёта по физической культуре единственной целью занятий.
   У респонденток огромное желание заниматься танцевальной аэробикой, гимнастикой и плаванием, у респондентов в основном – плаванием, волейболом. Возможное удовлетворение интересов студентов будет способствовать большей мотивации на физкультурно-спортивную деятельность, укрепление здоровья, проведение самостоятельных занятий.
   Обычным проведением досуга у всех студентов является, прежде всего, общение с друзьями, затем чтение литературы, посещение кинотеатров, просмотр телевизионных передач, работа и игра на компьютере. У первокурсниц в досуге есть посещение театров.
   Несмотря на общую, довольно удовлетворительную картину результатов анкетирования, весьма тревожно, что в проведении досуга пятое место занимают занятия физическими упражнениями и спортом у студентов первого курса и шестое место – у студенток и 3, 4 место соответственно у студентов четвёртого курса.
   Это дает надежду на потенциальную возможность скорректировать мотивационную сферу студентов.
Дополнительные занятия по другим дисциплинам занимают 6 - 7 место, что неудивительно, т.к. студенты явно перегружены.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar