Изучение ценностных ориентаций современных студентов
А.О. Егорычев
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Э.В. Егорычева
Московский авиационный институт
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Э.В. Егорычева
Московский авиационный институт
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В настоящее время состояние системы образования можно охарактеризовать как реформируемое, что в целом отражает основные тенденции современного общества. Молодые люди получают информацию из источников, отличающихся от «традиционных» для их сверстников 15–20 лет назад. Известно, что ценности – это то, что передается из поколения в поколение (Столяров В.И., 2005). Академик Казначеев В.П. (1996 г.) писал, что здоровье популяции следует рассматривать в соотнесении с системами и институтами образования и просвещения – по существу оно является их конечным главным продуктом. Действующая в настоящий момент примерная программа по «Физической культуре» (2000 г.) предполагает, что результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому стилю жизни и достижению установленного уровня психофизической подготовленности. Это предполагает мониторинг системы ценностей студентов, изучение потребностей и мотивов при выборе различных форм и средств физической культуры.Изучение системы ценностей студентов проводилось по методике исследования ценностных ориентаций (Николаев А.Н., 2000 г.). Анкета представляет собой 60 утверждений по 3 пункта на каждую ценностную ориентацию, оценка проводится по 5-балльной шкале. Респондентами выступали студенты основного отделения 1–2 курсов технических факультетов РГУ нефти и газа в количестве 122 человек.
Установлено, что ценность здоровья осознается студентами как очень высокая – 1–2 место в общем рейтинге среди 20 общечеловеческих. Юноши поставили его на 1-е место, девушки на 1– 2 наряду с такой ценностной ориентацией как привязанность и любовь, которая у юношей занимает 4 место.
Современные студенты очень высоко осознают ценность образования в университете. Поэтому профессиональные качества и личный рост занимают у юношей 2 и 3 место, а девушек 3–4.
Далее, в порядке убывания значимости, располагаются следующие ценности: автономность – 5 место; яркие впечатления от жизни – 6 место у девушек и 7 место у юношей; материальный успех – 6 место у юношей и 8 место у девушек; свобода, открытость, демократия в обществе – 8 место у юношей и 9–10 место у девушек; нравственные качества – 7 место у девушек и 9 место у юношей; межличностные контакты и общение – 9–10 место у девушек и 10 место у юношей; интересная работа – 11 место; власть и влияние – 12 место у юношей и 14–15 место у девушек; служение людям – 13 место; безопасность и защищенность – 11–12 место у девушек и 14 место у юношей; чувственные удовольствия и наслаждения – 15 место у юношей и 18 место у девушек; известность – 16 место у юношей и 17 место у девушек; привлекательность – 14–15 место у девушек и 18 место у юношей; богатство духовной культуры – 16 место у девушек и 17 место у юношей; богатая духовно-религиозная жизнь – 19 место у юношей и 20 место у девушек; общественно-политическая деятельность – 19 место у девушек и 20 место у юношей. Отметим низкую оценку богатства духовной культуры, что позволяет косвенно оценить уровень физической культуры личности опрошенных как невысокий (Виленский М.Я., Соловьев Г.М., 2001).
Известно, что ценностные ориентации могут быть декларативные, эмоциональные и реальные, что отражает уровень ценностного отношения – когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно. Анализируя подобные данные, Л.И. Лубышева (2005) отмечает декларативный характер ценности здоровья среди студентов, несмотря на провозглашаемый высокий уровень в системе ценностей. Студенты не связывают поддержание высокого уровня здоровья, физической подготовленности с успешностью в реализации таких реальных для них ценностей, как подготовка к будущей профессии, профессиональные качества, личный рост.
Переходу на поведенческий уровень ценностного отношения к здоровью мешает также переоценка студентами собственного состояния здоровья. То есть субъективная оценка здоровья часто не соответствует объективным показателям. По субъективным оценкам хорошим считают свое здоровье 61% студентов, удовлетворительным – 35% студентов и 4% студентов отмечают неудовлетворительное состояние своего здоровья (Егорычев А.О., 2005). Объективные же исследования показали, что 37% студентов имеют низкий уровень здоровья, ниже среднего – 31 %, средний – 28%, выше среднего – 4% (безопасный уровень здоровья)
(Егорычев А.О., 2005). При этом, когда собственное здоровье оценивается достаточно высоко, главный мотив занятий физкультурой и спортом – улучшение здоровья – теряет свое значение.
В качестве выводов отметим декларативность понимания здоровья как высшей ценности и позитивно пассивное отношение к занятиям физической культурой и спортом у большинства студентов. Изменить это отношение возможно через создание условий для самостоятельных занятий студентов с опорой на наиболее популярные виды спорта, повышение уровня здоровья через оптимизацию уровня двигательной активности и формирование убеждений в их действительной необходимости в будущей профессиональной деятельности.