Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура»
И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев
Российская таможенная академия
В.А. Сырвачев
Дальневосточный государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
   Повышение эффективности и качества управления образовательной и воспитательной деятельностью с применением современных технологий обучения студентов является задачей государственной важности в системе образования Российской Федерации.
Решение этой задачи связано с разработкой методологических основ гуманизации учебного процесса, усилением его образовательной направленности, индивидуальной ориентированности и преодолением дискретности учебного процесса, повышеием профессиональной компетентности преподавательского
корпуса.
   С введением новых квалификационных требований все большую актуальность приобретают вопросы методологии и квалиметрии эффективности применения прогрессивных технологий обучения (проблемно-модульного и опережающего, и рейтингового метода оценки), вопросы прогнозирования и перспективного планирования, а также оптимального управления качеством образования. Технологизация учебного процесса связана с совершенствованием образовательных программ, адаптируя их к реальным условиям обучения и фактическому уровню физического здоровья, психофизической подготовленности, физической активности, потребностей, мотивов и интересов студентов, с информатизацией педагогического процесса на основе использования компьютерных технологий [5,7].
   Управление качеством образовательной деятельности в высшей школе, в том числе в области физической культуры, необходимо ориентировать на Концепцию всеобщего управления качеством (Total Quality Management), обеспечивающую государственное регулирование и ответственность за соблюдение требований и правил в области стандартизации, метрологии и сертификации учебного процесса. [5,6,7].
   Разработанная и апробированная нами методика квалиметрии образовательной деятельности в области физической культуры (ОДФК) вуза включала модифицированные компьютерные системы с использование алгоритмов в виде интегральных системных качеств обучаемого с обоснованным стандартным заключением о степени профессиональной психофизической пригодности выпускника. [4,5]:
1. «Диагностика»- АРМ преподавателя кафедры «Физическая культура»;
2. «Квалиметрия» - Программа оценки качества образовательной деятельности вуза в области физической культуры;
3. «Тестирование» - программа компьютерного тестирования знаний по дисциплине «Физическая культура».
   Автоматизированная система ОДФК «Диагностика» представляет собой комплексный измеритель разнообразных характеристик. Интерфейс программы администрирования базы данных построен с применением стандартных элементов управления Windows с подписями на русском языке, что упрощает адаптацию пользователя к системе. Под интерфейсом понимается визуальная часть программы, позволяющая пользователю вводить в программу необходимые данные и считывать с неё информацию в удобном формате [6]. Взаимодействие пользователя с системой организовано через отдельные диалоговые окна, причем каждое окно отражает законченную подсистему базы данных.
   В каждом диалоговом окне для просмотра данных, их правки, а также добавления и удаления из базы данных применяются так называемые полосы навигаторов - специальный набор кнопок с графическими пиктограммами на них, нажатие на которые приводит к определенным действиям. Пиктограммы упрощают процесс взаимодействия с системой, информацию о назначении каждой кнопки можно получить обычным для Windows способом - каждая кнопка имеет подсказку по её назначению (рис. 1) Измеряются показатели физического развития (длины и массы тела, жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, кистевой динамометрии), а также данные функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, время восстановления ЧСС после стандартной физиологической пробы Мартине с 20-ю приседаниями или пробы Вальсальвы); высчитываются индексы по отношению массы тела к росту (ИНД-1); ЖЕЛ к массе тела (ИНД-2); окружности грудной клетки и ростом (ИНД-3); силовой индекс (ИНД-4). Измеряется и оценивается
также физическая подготовленность (рис. 2).
   По методике [7], где используется измерительная шкала порядка с одной реперной точкой, а представление мнений экспертов по каждому из критериев при сопоставлении с требуемыми показателями (нормами, тестами) осуществляется посредством буквенных обозначений уровней готовности: В – выше нормы, С – соответствует норме, Н – ниже нормы, можно значение каждого критерия качества подготовки специалиста (их 4) представить в сопоставимом оценочном виде.
Меню базы данных
Рис. 1. Меню базы данных.

Оценка уровня здоровья и психофизической подготовленности студента по годам обучения.
Рис. 2. Оценка уровня здоровья и психофизической подготовленности студента по годам обучения.

   Одним из компонентов ОДФК, на наш взгляд, не менее важным, является оценка валеологической образованности студента, согласно требованиям государственного образовательного стандарта и учебной программе. В программе «Тестирование» при выполнении действий (ответы на вопросы, составленные по программе отдельно для младших и старших курсов) фиксируются все моменты этого процесса, результаты сохраняются в базе данных и могут быть применены для оценки результатов, корректуры знаний студентов и формирования задания на самостоятельную подготовку.
   Оценку качества образовательной и воспитательной деятельности кафедры или вуза в области физической культуры, студентов и ППС, можно произвести с помощью разработанной нами третьей компьютерной программы «Квалиметрия» (рис.3).

Квалиметрия образовательной деятельности ОДФК.
Рис. 3. Квалиметрия образовательной деятельности ОДФК.

Программа предусматривает:
– сохранение полученных результатов в специальной базе данных, их систематизацию в зависимости от различных признаков (учебного заведения, возраста, пола, даты обследования, уровня здоровья, количественного значения каждого из вводимых показателей, весовые коэффициенты и др. показатели);
– выполнения отчетов по предварительно выбранным группам;
– статистическую обработку данных по общепринятым методам математической статистики;
– представления индивидуальных (в зависимости от уровня здоровья, возраста, пола) рекомендаций по двигательной активности, включающие средства физического воспитания, дозировку и оптимальный пульсовой режим;
– вывод на печать проведенного исследования по экранным формам.
Все денные сохраняются в базе Access. База Access выбрана как самая простая и удобная для использования других приложений MS Office пакета (можно сбрасывать в Word, Excel), в принципе можно данные сохранять и в любой другой базе данных.
   Сравнение полученных результатов с модельными характеристиками профессиональной психофизической готовности выпускников в зависимости от профиля образовательного учреждения позволяют целенаправленно управлять процессом обучения и воспитания.
Таким образом, для повышения качества профессионального обучения и образованности в области физической культуры и спорта, организации системы менеджмента в подготовке высококвалифицированных специалистов необходим мониторинг состояния здоровья и психофизической подготовленности, начиная с начала и до конца обучения. Применение автоматизированных систем позволяет качественно улучшить
процесс физического воспитания студентов, индивидуализировать и управлять им.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верушкин Н.Г., Попов П.И. Выявление тенденций изменения тестовых показателей физической подготовленности студентов на основе компьютерной базы данных //Организация и методика учебного процесса, физкультурнооздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. межунивер. научно-метод. конф. - Краснодар, 1996. - С. 122-123.
2. Волков В.Ю. К проблеме создания и использования компьютерных технологий в учебном процессе по физической культуре в вузе // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Матер, научно,-метод, конф. - СПб., 1995. - С. 10 - 11.
3. Зуев С.Н. Компьютерная диагностика младшекурсников - выводы неутешительны // Вестник московского государственного строительного университета. - М.:МГСУ, 1996. -Т. 1.-С. 28-31.
4. Зуев С.Н. Разработка автоматизированной компьютерной системы оценки профессионального здоровья и психологического отбора слушателей Российской таможенной академии: Отчет о НИР (промеж.) / РТА. - Инв. № 479. – М, 1996. - 109 с.
5. Руководство по применению стандарта ИСО 9001: 2000 в области обучения и образования / Пер.с англ. А. Л. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», («Дом качества», вып. 10 (19), 2002. 128 с.
6. Сырвачева И.С., Зуев С.Н. Квалиметрия образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры // Вестник спортивной науки.- 2007, - №1.- С. 18-23.
7. Шишкин И.Ф. Квалиметрия образования и образовательных услуг //Педагогические измерения. -2005. -№1, - С. 105 - 123.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0