Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Компоненты и критерии образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры
И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев
Российская таможенная академия
В.А. Сырвачев
Дальневосточный государственный технический университет
КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
   В соответствии с мировыми тенденциями и государственной политикой [1] в ближайшее время следует ожидать серьезных изменений в области менеджмента образования, в котором особое место займет процесс оценки качества (квалиметрии) деятельности любого образовательного учреждения [2].
   Только на основе результатов такой оценки может успешно разрабатываться оптимальная по критерию «эффективность – стоимость» управленческая организация, например, высшего учебного заведения (вуз). Другими словами – оценка, измерение качества деятельности вуза в обучении (образовательная деятельность), воспитании (воспитательная деятельность) и предоставлении образовательных услуг, которые обеспечивают стабильность качества обучения и воспитания, предопределяют последующую цепочку целенаправленных действий в менеджменте образования, например, по циклу Деминга: анализ → планирование → изыскание ресурсов → внедрение предложений.
   Рассмотрим эти положения для системы высшего профессионального образования (ВПО) и, в частности, состояние подготовки выпускников (итог деятельности вуза), по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к которому, согласно Государственному образовательному стандарту, относится и физическая культура (ФК). Физическая культура в ВПО как социальный феномен общества является эффективным средством социального становления, всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Она становится неотъемлемой частью формирования общей профессиональной культуры современного специалиста.
   ФК, наряду с некоторыми другими учебными дисциплинами, содержит и обеспечивает реализацию ряда взаимосвязанных положений образовательной деятельности, в определенной мере характеризующих будущих специалистов, назовем их компонентами, таких как: состояние физического развития и здоровья, физическая и психофизическая готовность к профессиональной деятельности, валеологическая образованность выпускника. Само собой разумеется, что образовательная деятельность вуза, её эффективность зависят от субъектов – обучающих и обучаемых, поэтому их следует отнести к еще одному, четвертому компоненту образовательной деятельности вуза в области физической культуры.
   Количественно оценить качество деятельности вуза или его специальной кафедры по этим компонентам, оценить качество или эффективность внедряемых ими в образовательный процесс инновационных технологий обучения, учитывающих профессиональную направленность выпускника, вполне самостоятельная задача. Основным результатом её решения следует считать разработку методики квалиметрии образования по физической культуре в системе ВПО на основе комплексного критериального подхода, с учетом опыта, накопленного в смежной области [3].
Компоненты и составляющие ОДФК
Рис. 1. Компоненты и составляющие ОДФК

   Задача решается системным методом. Его этапами являются: анализ образовательной деятельности вуза в области физической культуры (ОДФК), оптимизация процедур получения результатов и, наконец, синтез – поэтапное комплексирование измерительной информации. Каждый из этих этапов призван обеспечить последовательное решение задачи получения числового значения одного единственного (обобщенного) показателя, характеризующего состояние образовательной деятельности в ВПО по физической культуре. В такой постановке задача решается впервые.
   На первом этапе решения задачи, рассмотрению которого и посвящена настоящая часть всей работы, последовательному анализу подлежат предметные основания, составляющие компоненты и критерии ОДФК, отражающие её способность обеспечить необходимый уровень физической культуры студентов согласно четырем, выше сформулированным компонентам. Результатом анализа является составление иерархическиритериальной структуры ОДФК, разложение (декомпозиция) ОДФК на более мелкие компоненты - составляющие, элементы (критерии, показатели) с определением их значимости в общей оценке ОДФК в
виде весовых коэффициентов. Сокращенный, приведенный для пояснения сути, вид структуры ОДФК приведен на рис. 1. Профессиональная деятельность выпускников ряда ВПО требует привития в стенах вуза специфичных характерологических особенностей личности, профессионально важных качеств (ПВК), без которых порой невозможно выполнять профессиональную деятельность и недостатки которых нельзя компенсировать другими индивидуальными качествами выпускника. Эффективность его труда, а иногда и его безопасность оказываются прямо пропорциональными уровню развития физических и психофизиологических качеств, двигательных действий, специальных физкультурных знаний, умений и навыков, составляющих весомую часть профессиональной готовности. Эти положения, служебная документация и результаты профессиографирования, должны быть основой для создания модели психофизической готовности специалиста. В работах [4,6] показан подход к разработке подобной модели. Таким образом, модель специалиста и является основой для установления обоснованного перечня критериев и показателей качества подготовки студентов по компонентам (модулям) ФК, она же позволяет увязать последние с существующими и перспективными методами, способами и средствами их измерения и оценки.
   Декомпозиция ОДФК выполнена на глубину 4-х уровней.
1-й уровень составляют компоненты ОДФК. Их четыре (в нашем представлении); все они равнозначны, т.е. одинаково важны, одинаково весомы для образовательной деятельности вуза в области физической культуры при подготовке выпускников даже различных специальностей. В дальнейшем в качестве примера будем рассматривать оценку подготовки специалиста таможенной службы по специальностям: Таможенное дело, Экономика и управление на предприятии (таможне), Юриспруденция.
2-й уровень образуют составляющие компонентов ОДФК. Их предложено двенадцать. Считать их равнозначными, тем более для различных специалистов уже нельзя. Весовые коэффициенты составляющих могут быть установлены директивно или определены другими методами, например, экспертным. Об определении весовых коэффициентов составляющих ОДФК см. ниже.
3-й уровень – критерии ОДФК. Их предлагается сорок.
4-й уровень представляют показатели (нормы), которые устанавливаются либо директивно, например, для оценки качества физической подготовленности студента - в виде нормативов по тому или другому виду физических упражнений, или в виде тестов, либо нормы, сформировавшиеся в представлении экспертов.
Здесь следует особо подчеркнуть не только тот факт, что нормы существуют далеко не везде или что они не в полной мере удовлетворяют требованиям к специалисту, но и то, что тотальная
регламентация и нормирование всего без исключения является тупиковым направлением совершенствования любых видов деятельности, которому противостоит интеллектуализация и демократизация (привлечение коллективного интеллекта) [2].
   Определение весовых коэффициентов на данном этапе работы носит лишь иллюстративный характер. Объясняется это существованием множества способов их определения, не принятием части из них в оценке образовательной деятельности из-за кажущейся сложности в решении, казалось бы, простого вопроса и т.п. Так, наиболее распространенными способами определения весовых коэффициентов являются ранжирование взвешиваемых показателей и их сопоставление попарно, что приводит к хорошим результатам, т.к. позволяет уточнять значения весовых коэффициентов методом последовательного приближения, пока точность
определения весовых коэффициентов не достигнет заданной [5].
   При применении этой итерационной процедуры, весовые коэффициенты стремятся к некоторым постоянным значениям, довольно строго отражающим соотношение между объектами экспертизы при установленных экспертами исходных данных, что обеспечивает в определенной мере их «одинаковость» для всех.
Последнее обстоятельство важно для удовлетворения требований Закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Таким образом, со временем, когда весовые коэффициенты будут установлены, они должны быть законодательно или нормативно закреплены.
   Итак, на 1-м уровне декомпозиции, как уже отмечалось, все компоненты ОДФК равнозначны. Следовательно, в назначении весовых коэффициентов нет необходимости. На 2-м уровне декомпозиции весовые коэффициенты составляющих компонентов отражают мнения ведущих специалистов (в нашем примере - заведующих кафедр физической подготовки таможенной академии и её филиалов, а также ряда руководителей таможенных служб) и мнение исполнителей работы. Результаты расстановки приоритетов отображены в табл.1. На 3-м уровне декомпозиции определение весовых коэффициентов критериев представляет определенную трудность, споры об их числовых значениях продолжаются до сих пор. В этих условиях нельзя говорить о полной практической значимости результатов, полученных даже путем обработки большого массива экспериментальных данных [6]. Тем не менее, табл. 2 позволяет получить представление о результатах обработки общественного мнения.

Таблица 1
Усредненные весовые коэффициенты составляющих компонентов качества ОДФК.
Усредненные весовые коэффициенты составляющих компонентов качества ОДФК

Таблица 2
Усредненные весовые коэффициенты критериев качества ОДФК.
Усредненные весовые коэффициенты критериев качества ОДФК.

   Таким образом, выполнение первого этапа в решении задач квалиметрии образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры следует считать выполненным.
   Это не означает, конечно, что полученный результат не дал пищи для размышлений и обсуждения дальнейших перспектив работы в этом направлении. В первую очередь это касается структуры показателей качества, определения весовых коэффициентов этих показателей. Споры о разделении комплексного показателя образования в области ФК и, особенно, о весовых коэффициентах его составляющих и критериев продолжаются до сих пор. Но между тем, сформированные в работе даже на примере специфического вуза, номенклатура и весовые коэффициенты показателей относятся к инструментам управления качеством образования и их действенность трудно переоценить, по крайней мере, на этом этапе проводимых исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта 2006 – 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005, № 1340-р).
2. Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика» / Под науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой и д-ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
3. Шишкин И.Ф. Квалиметрия образования и образовательных услуг// Педагогические измерения. 2005, №1, с. 105-123.
4. Сырвачева И.С., Зуев С.Н. Физическая культура: Учебник для вузов. - Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2005, - 382с.
5. Шишкин И.Ф., Станякин В.М. Квалиметрия и управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.
6. Зуев С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы). Докт. дисс. – М., 1999. – 295 с.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar