Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Социальные проблемы физического воспитания и модернизация высшей профессиональной образовательной системы
А. Ф. Фролов, В. А. Литвинов
Ростовский государственный строительный университет
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
   Несмотря на бесконечные эксперименты в школьном образовании уровень знаний первокурсников 2009 года не вырос. Продолжается общее падение грамотности в школьном образовании.
Идет размывание фундаментальных, базисных знаний у школьников, что проявляется на первых же занятиях в вузе.
   Изменилась философия образования: в средних школах идет массовый процесс натаскивания. Образование превращается в сферу услуг: без мотивации к знаниям, к учебе учащемуся или студенту выдают документ, его удовлетворяющий (он получил то, за что заплатил деньги). Вузы превратились в «камеры хранения» молодежи от факторов риска нашего общества, негативных влияний улицы, службы в армии, трудовой деятельности на производстве.
   Мы живем в совершенно новом мире, в котором не жили ни родители, ни учителя нынешних студентов. В школах, в вузах сегодня нет новых учителей, новых педагогов - ученых – это проблемы школы и университетов. Не все учащиеся и студенты верят, что знания – это «свет», они видят, что неграмотность позволяет «сделать» карьеру и преуспеть материально в жизни. Сегодняшнему студенту нельзя диктовать или навязывать штампы: у молодежи и своя мораль, свои понятия. Приходиться учить учиться, учить мыслить, формировать мотивацию к образованию, культуре поведения, здоровому образу жизни. Научную, высокоинтеллектуальную информацию первокурсники не понимают.
   Нам нельзя терять российские воспитательные, образовательные и культурные традиции. Высоту университетского образования нельзя опускать, но, как известно, качество и эффективность образовательной системы, процесс преподавания любой учебной дисциплины зависят от уровня развития учебно-образовательной базы, материально-технического обеспечении, квалификации кадров. Школам и вузам нужны не просто заполненные штаты, необходимы высококвалифицированные педагоги, специалисты, учебные и научные школы. Штучных педагогов и ученых, Личностей надо видеть в общей массе, создавать им условия для работы, ценить. Давать педагогам-ученым, инноваторам возможность реализовать свои идеи, не мешать, не вредить, не гасить их.
   С далеких времен рейтинг университетов определяли Личности профессоров, ученых, наличие научных лабораторий, библиотек, гуманистическая идейность и экономическая эффективность деятельности университета. Насколько наши университеты сегодня соответствуют Госстандарту по уровню квалификации кадров, развитию инфраструктуры, комфорту образовательной системы?
   Огромное количество (3000 единиц с учетом филиалов) учреждений, которые в РФ названы вузами, финансируемых без учета экономической эффективности и без оценки результативности их воспитательной, образовательной, научной и оздоровительной деятельности. Кого мы обманываем? Ради чего?
   По официальным материалам диспансерных обследований студентов ВУЗов г. Ростова-на-Дону процент лиц, отнесенных к специальной медицинской группе, достигает от 13 до 34%. Анализ приемной компании в вузы 2009 года показал резкое увеличение числа льготников-инвалидов и больных среди абитуриентов по всей России: 153 категории граждан поступили в вузы по льготам.
   В Минвузе и Минздраве теперь удивляются, что на первый курс вузов поступили молодые люди с диагнозом шизофрения, олигофрения, ДЦП, серьезными дефектами зрения, слуха, инвалиды-колясочники. Все они зачислены в вуз без конкурса, в большинстве на самые престижные специальности с самым низким баллом по ЕГЭ. Наши вузы – не лечебные учреждения, здесь нет условий для подстраховки инвалидов, нет психиатров и психологов для работы с данными контингентами.
   Большое количество больных студентов, с ослабленным здоровьем, недостаточным уровнем физического развития и физической подготовленности, обнаружили факт необходимости создания определенных специфических профилактических, здоровье сберегающих условий, санирующей среды в образовательнопроизводственном пространстве университетов. Здоровая производственная рекреационная среда необходима, прежде всего, педагогам, ученым, всем сотрудникам вузов: они всю жизнь проводят здесь, среди профессиональных вредных факторов физического, химического, биологического, психического характера.
   Современная концепция сохранения здоровья и жизнеспособности населения основывается на базе воспитания, образования и активного оздоровления, в первую очередь детей, подростков, учащихся и студентов. Эти задачи полностью соответствуют учебной программе по физической культуре: формирование физической культуры личности, здорового образа жизни (без никотина, алкоголя и наркотиков), социализации. Это отвечает интересам государства, общества и личности.
   Низкий уровень здоровья и физической подготовленности учащихся и студентов требует особого, повышенного внимания государства, государственных институтов и гос структур, чиновников всех уровней, специалистов имеющих отношение к здравоохранению, физической культуре, проблемам воспитания молодежи. К сожалению, стали недееспособными санитарно эпидемиологическая и эколого-защитная службы, гигиенисты труда и профзаболеваний на производстве.
   Жизнь в обновленной России резко изменилась. Огромный поток информации, свобода предпринимательской деятельности, возрос темп жизни на фоне множества противоречий и экстрима.
   Стресс, нервно-эмоциональные перегрузки, недостаточная адаптация к усложнившимся условиям труда, быта, взаимоотношения с людьми часто приводят к срыву нервной системы, неадекватным действиям, нежелательным последствиям для людей, особенно среди подростков и студентов.
   Именно учащимся и студентам необходимо владеть системой восстановительных средств для лучшей адаптации к воспитательно-образовательной среде, где доминируют интеллектуальные виды деятельности, и требуется соблюдать жесткий режим труда и рационально использовать свободное время. Теоретические знания системы укрепления организма, методика здорового образа жизни, практические навыки физической культуры помогают молодым людям познать свой организм, уметь прислушаться к сигналам своих «рабочих» жизненно-важных органов, чтоб вовремя подстраховаться от перенапряжения, вызванного гиподинамией на фоне большого объема умственных нагрузок и бытовых стрессов.
   Профилактическая функция физического воспитания общеизвестна. Регулярные занятия физической культурой не только укрепляют телесное, физическое здоровье, тренируют и поддерживают тонус функций всех жизненно важных органов и систем, но и расширяют адаптацию организма к воздействию факторов окружающей среды, повышают иммунитет и тем самым повышают жизнеспособность организма. Все эти высокие качества живой системы предупреждают возможность возникновения многих заболеваний, травм, несчастных случаев в быту и на производстве.
   Опытные педагоги-ученые и педагоги-практики кафедр ФВиС с большой эффективностью внедряют в лекционные циклы и академические учебно-тренировочные занятия по физической культуре педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические научные, методические, учебные сведения о средствах восстановления и реабилитации организма. Комплексное применение средств восстановления умственной и физической работоспособности в процессе занятий со студентами, имеют профилактическое значение, работают на сохранение и укрепление здоровья.
   Сегодня инновационная направленность в работе требует повышения компетентности в методологической и технологической готовности педагогов всей кафедры: теоретиков-ученых, педагогов-практиков, тренеров, методистов и заведующего кафедры.
   Чтоб обеспечить инновационную эффективность и качество в воспитании, образовании и оздоровлении студентов нужны не простые трудяги роботы, а мотивированные педагоги-личности, яркие и талантливые, владеющие государственным мышлением, научными информационными и психолого-педагогическими технологиями.
   В изменившихся условиях осложнилось положение кафедр физического воспитания. С учетом инновационного развития страны, педагоги, тренеры, ученые пытаются разрабатывать и внедрять новые формы учебной, методической, оздоровительной, научно-исследовательской деятельности, развить систему управления в сторону повышения эффективности и качества своего конечного результата труда – оздоровления студентов, повышения их физического здоровья, физической и умственной работоспособности, выносливости.
   Выполняя не только воспитательно-образовательную, но и социо-культурную, духовно-нравственную деятельность по формированию физической культуры личности и приобщению ее к здоровому образу жизни, педагоги, тренеры, ученые кафедр ФВиС имеют тесный контакт с молодыми людьми, в психосоматическом, мировоззренческом и поведенческом статусе которых уже получили неадекватное проявление социально-экономические, культурные и многие другие неурядицы и противоречивые факты нашей общественной жизни. Страшные последствия психического и биофизического несоответствия профессиональному стандарту здоровья приводят к катастрофам необратимого характера.
   Сегодня педагог по физвоспитанию должен владеть не только основами фундаментальных теоретических и практических знаний по физической подготовке студентов, он обязан знать социологию, экономику, экологию, философию, профилактическую медицину, гигиену. Кафедра ФВиС обязана постоянно находиться в творческом поиске, инновационном процессе учебно воспитательного и научно-исследовательского совершенствования.
   Физическое, психологическое, интеллектуальное несоответствие вузовским стандартам абитуриентов, требованиям личности студента современного вуза особенно четко проявилось в 2009 году. ЕГЭ – это погоня за Западной системой образования, это стремление загнать всех детей в университеты и академии, для довоспитания, дообразования, где проявились все дефекты качества, школьного образования и пороки общества.
   В результате эксперимента с ЕГЭ многие бездарности оказались в вузах, во всяком случае, безграмотных, нежелающих обучаться и неспособных освоить учебную программу вуза стало в студенческих аудиториях больше. Среди первокурсников 2009 года высок процент лиц со сниженным кругозором, отсутствием интереса к наукам, к познанию истин накопленных человечеством. Преобладают материальные ценности над духовными.
   Очень тревожно, что «качество» этого эксперимента проявится скоро на производстве. Сегодня в вузах приходится доучивать, переучивать первокурсников. К сожалению, духовно нравственное нездоровье общества лечить надо в другом месте и другими способами.
Воспитательно-оздоровительная стратегия по модернизации должна быть направлена на:
• выявление талантливых, способных к интеллектуальной деятельности молодых людей, необходимо отделить их от лиц, не желающих учиться, неспособных к освоению образовательных стандартов, мешающих работать педагогу;
• необходимо поднять научно - педагогический потенциал, квалификацию, компетентность, мастерство кадрового состава школ и вузов. Наладить контроль за расходом материальных и социальных форм стимулирования продуктивной работы;
• обеспечить современной инфраструктурой для осуществления полноценного процесса воспитания, образования и оздоровление учащихся и студентов;
• необходимо обновление образовательных стандартов с учетом резких изменений в общественной жизни, роста интеллектуализации технологий в производственной жизни.
   Вуз обязан способствовать комплексному социально-экономическому развитию страны, конкретному региону. Среди многих проблем современного воспитательного и образовательного процесса в вузе – поддержка естественного желания студентов заниматься спортом.
Спорт – ценное подспорье в формировании целостной, жизнеспособной, социально-активной, коммуникабельной, легко адаптирующейся Личности будущего специалиста. Для высокой кондиции физических, функциональных, психологических качеств молодым людям необходим оптимальный соревновательный стресс. Достижение цели своими усилиями, победа, дают чувство самоутверждения, коллективизма и сопричастности к команде, к университету. Эти ценные качества повышают жизнеспособность индивида и пригодятся в труде, в быту, в экстремальной среде общественной жизни. Обновленной России нужны такие Личности с бойцовским характером, готовых добиваться поставленной цели и высокого результата своими силами.
   Используя здоровую мотивацию студентов, педагоги-тренеры стали активно переносить высокие спортивные технологии в практику учебных занятий физической культурой. В результате «спортизация» вылилась в ориентацию плановых академических занятий по «физической культуре» в тренировки с высокими спортивными технологиями (на свой риск и страх, учитывая низкий уровень медицинского и врачебно-физкультурного обслуживания студентов в вузах). Идет объединение учебного процесса с тренировкой. Педагоги-тренеры кафедры, увлекаясь чисто спортивной работой (тренировки, соревнования, поездки, финансовые отчеты), обостряют проблемы современного воспитательного процесса студентов. Им уже не хватает времени на систематическую плановую работу со своими учебными группами, на индивидуальный подход с физически слабыми и сильными студентами, мотивированными на физическую культуру и нет. Несмотря на ряд положительных моментов при внедрении ценностей спорта в учебный процесс, в высшей школе, проявляются факты противоречий, и это не позволяет однозначно передать студенческую молодежь в полное распоряжение тренерского корпуса.
   Сегодня студенческий спорт – это оздоровительный массовый спорт молодежи, но он и «спорт высоких достижений» с предельными и запредельными нагрузками, со всеми негативами профессионального спорта… «Спортклубы» университетов не имеют официального статуса, финансового и социального обеспечения. Нет Положения, четкой цели, регламента ответственности за процесс воспитания, образования, оздоровления, материального стимулирования студентов-спортсменов и педагогов-тренеров кафедры физвоспитания. вуз – не футбольная команда, не школа спортивного мастерства. Это – университет и этим все сказано. Здесь формируются и совершенствуются человечески профессиональные ресурсы.
   Главная цель вуза: готовить современные, высококвалифицированные кадры профессионалов, обеспечивать научные исследования мирового уровня, способствовать социально-экономическому и культурному развитию страны. Практика мировой высшей школы показывает: необходима интеграция образовательной системы и науки, оптимальная капитализация интеллектуальных ресурсов, востребованность и конкурентоспособность специалистов. Чтоб были решены столь сложные задачи, студенты – будущие специалисты, должны иметь высокий уровень профессионального здоровья. Отсюда задача кафедр физической культуры и спорта вузов: усиление акцента на воспитание истинно ценностных ориентаций студентов на поддержание и укрепление личного и общественного здоровья с помощью комплекса средств физической культуры. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, исключения вредных привычек.
  Модернизация вузов должна базироваться на духовно-нравственной основе, на воспитании у студенческой молодежи истинных ценностей человечества, обучении морально-этическим нормам поведения.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar