Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Взаимосвязь образа жизни студента с занятиями физической культурой и спортом
В.С. Гарник
Московский государственный строительный университет
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА С ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
   Мировой опыт свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики конкуренция за рабочее место возрастает.
   Соперничество, борьба за рабочее место требуют от работника не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.).
   Конкурентоспособность нынешнего студента на рынке труда будет связана с тем насколько сумеет он выдержать многоаспектность конкурентной борьбы. К этому будущего специалиста необходимо готовить во время обучения в вузе. Представляется, что помимо профилирующих кафедр, кафедры физического воспитания могут и должны в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности будущих специалистов. Для этого прежде всего необходимы сведения о реальном состоянии здоровья студентов.
   В системе обеспечения здоровья студентов выделяют два элемента: его учебное и внеучебное время.
Учебное время регламентируется расписанием занятий, важное место в котором занимают учебные нагрузки, гигиенические условия проведения занятий, режим и структура питания, физкультурно-спортивные тренировки.
   Внеучебное время заполняется студентами самостоятельно дополнительными занятиями по учебным предметам, физической активностью, занятиями в физкультурно-спортивных секциях, выполнением домашних заданий и т.д.. Именно понимание студентом значения собственного здоровья, как личностной ценности, способствует его занятиям двигательной активности для укрепления здоровья во внеучебное время. Однако далеко не во всех вузах имеются необходимые условия для активных занятий физической культурой и спортом во внеучебное время.
   Совершенно очевидно, что удовлетворение спортивно-оздоровительных интересов студентов является важнейшим путем укрепления здоровья, способствующим их самостоятельным занятиям, что в целом приведет к ведению ими здорового образа жизни.
   Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, в самоутверждении велики.
   При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие студента, но и успешность освоения им профессии, креативность в будущей профессиональной деятельности.
   Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики - требуют от студентов не только работоспособности, но и крепкого здоровья, достаточной психофизической подготовленности. Результаты многих исследований бюджета времени студентов показывают, что общая учебная нагрузка, включая и самоподготовку в различных вузах, на факультетах и курсах в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью, сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.
   Время, затрачиваемое студентом на учебные занятия, является наиболее стабильным и колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 - 5 часов, а в период зачётно - экзаменационной сессии - 8 - 12 часов в день, что превышает регламент рабочего дня трудящихся (7 - 8 час.).
Народного хозяйства, имеющие, то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 8 - 12 час в день. Это значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, доказывающая напряженность учебного труда.
   При этом студенты часто надеются на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма, бесконечное эксплуатирование резервных возможностей которого, нарушает элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, 60% студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 – 24 часа. Как следствие у многих регистрируется нарушение режима сна, что влечет снижение работоспособности. У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается от 1 – 3 часов ночи, т.е. у них крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Нормальный сон продолжительностью 7 – 8 часов отмечается у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день.
   Все эти перегрузки и бездумное отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать в проявлении в пониженной умственной работоспособности в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной подготовки по всему учебному материалу к зачётно-экзаменационной сессии. Экзамены - не только проверка знаний, но и испытание работоспособности и стрессоустойчивости. Например, специальные наблюдения показали, что средняя ЧСС у студентов 76-80 уд./мин., а в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 - 92 уд./мин. В день экзамена перед входом в аудиторию для его сдачи частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается и артериальное давление, дыхание становится неравномерным и следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного восстановления, компенсирующих гиподинамию и большое умственное
и нервно-эмоциональное утомление, а в период экзаменов наоборот около 90% студентов становятся буквально «затворниками».
   Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более 40 мин. в день. Наблюдается систематическое недосыпание, малоподвижный образ жизни и т.д. После окончания экзаменационной сессии в каникулы у некоторых из них начинаются простуды (грипп, ангина, ОРЗ и т.п.) и другие отклонения в здоровье. Это не случайно, а следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения и переутомления во время сессии; результат существенных нарушений рационального режима учебного труда и быта и недостатка двигательной активности.
   Вместе с тем, мы можем констатировать, что студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом и не прерывающие занятий в период экзаменов благополучно сохраняют достаточный уровень здоровья, работоспособности и физической, функциональной подготовленности.
Учебное и свободное время является неразрывным целым.
   Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3 часов в день. Конечно, качество жизни (условия, в которых они живут, учатся, проводят досуг) оказывает существенное влияние на структуру свободного времени. Активный досуг, возможности для разнообразной двигательной активности оказывают существенное влияние на психофизическое состояние, умственную работоспособность и функциональную подготовку.
   Вероятно, в каждом конкретном случае сочетание учёбы с физкультурно-спортивными занятиями должно иметь оптимальное соотношение, которое зависит как от индивидуальных качеств и способностей отдельного студента, так и от условий учебного труда, быта и наличия материально-технической базы.
   В результате исследований разработан показатель, характеризующий уровень профессиональной готовности студента. Этот интегральный показатель включает в себя следующие факторы, оцениваемые в баллах (от 2 до 5): физическое развитие; физическую, в том числе и профессионально-прикладную, готовность; степень двигательной активности; устойчивость к временной потере работоспособности (пропуски занятий по болезни); профессиональную заинтересованность; успешность обучения в вузе.
   Суммирование этих баллов дает экспертную оценку, позволяющую сделать заключение о степени профессиональной готовности каждого студента к возможным сложным условиям и характеру труда. Высшую оценку (26 - 29 баллов) и даже среднюю (16 - 20 баллов) не получили студенты с низкой физической подготовленностью.
   Также было установлено, что более высокую оценку за производственную практику, как правило, получали студенты со средними баллами по теоретическим знаниям, но с лучшей физической подготовленностью по сравнению со студентами, имевшими более высокие баллы по теоретическому курсу, но слабую профессионально-прикладную физическую подготовленность. Это подчеркивает значимость физической культуры и спорта, необходимой психофизической подготовленности для успешного освоения избранной профессии.
   Значение физической культуры и спорта не только в обеспечении жизнедеятельности и в подготовке к будущей профессии, но и в повышении психологической подготовленности, в умении работать с людьми, уверенностью в достижении цели, стрессоустойчивостью при руководстве коллективом. Также физическая культура и спорт способствует формированию сильной воли, твёрдого характера, которые напрямую связаны с постоянной необходимостью переносить разнообразные физические и психические напряжения не только в соревнованиях, но и в процессе регулярных тренировок.
   Эти нагрузки, часто более высокие, чем в обычной жизни и профессиональной деятельности, значительно влияют на формирование и становление личности студента. Спортивно - оздоровительная подготовка студентов обеспечивает воспитание необходимых качеств - самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия в спортивной, трудовой, общественной деятельности. Сделать студента смелым, мужественным, здоровым нельзя одними разговорами. Необходимо ставить его в условия, требующие проявления указанных качеств, которые многократно предоставляют занятия физической культурой и спортом.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar