Воспитание и спорт в высших учебных заведениях
Р.Н.Агафонов
Московский государственный строительный университет
Московский государственный строительный университет
ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
За много лет работы с детьми в системах ДЮСШ и СДЮШОР постепенно начинаешь интересоваться количеством воспитанников, которые после окончания школы в той или иной степени остались вместе со спортом или просто здоровый образ жизни остался для них нормой. Для поступивших в высшие учебные заведения физическая культура и спорт становятся с одной стороны системной необходимостью, с другой – есть возможность или выйти на более высокий уровень или закрепить интерес к занятиям спортом.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес - познакомиться с ним.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
- с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
За последнее время при общении с бывшими воспитанниками (сейчас студентами 2-4 курсов) можно узнать, какое место занимают занятия спортом и чем поддерживается интерес к ним.
Вот некоторые из ответов: занятия спортом удовлетворяют потребность в общении; дают возможность отвлечься; повышают спортивную квалификацию. Стоит отметить, что на вопрос насколько каждый из студентов вовлечён в занятия, большинство ответило - недостаточно. Чем же вызвана эта недостаточность?
Нехваткой времени и возможности? Многие, с кем удалось побеседовать, выявили другую причину: интерес, с которым они посещают тренировки не имеет под собой устойчивой почвы. Отмечу, что специально беседовал со студентами технических и гуманитарных вузов (спортивно-педагогические не рассматривал). Как же повысить интерес? Сделать желание заниматься физической культурой устойчивым. Тренировки идут, тренерско-преподавательский состав работает и соревновательный элемент присутствует… Чего не хватает? Один из правильных ответов подсказал студент 4 курса: он высказал желание сыграть матч (большой теннис) со мной (его первым тренером) и тот азарт в сказанных им словах пробудил следующие воспоминания. 25 лет назад, сам занимаясь теннисом под руководством тренера и получив достаточные навыки чтобы играть на счёт, я имел возможность приходить в свободные от тренировок дни на занятия взрослых любителей тенниса. И тот интерес к любимому виду спорту нельзя сравнить ни с чем. Школьник или студент - в формировании устойчивого интереса они должны видеть на кого равняться и с кого брать пример, должны иметь возможность не прочитать об этом в книжке, а лично пожать руку после матча. И пусть это будут не великие спортсмены (а взрослые любители) – вектор правильного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни они проложат надолго.
Одним из направлений в спортивной работе кафедры высшего учебного заведения является оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
И всё же и у студентов занимающихся оздоровительной физической культурой необходимо закладывать твёрдые намерения самостоятельных занятий. Здесь наиболее близким примером являются сами преподаватели. Особенно те, которые днём читают им лекции ,а вечером их можно встретить в спортивном зале или на стадионе.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает и осваивает наиболее для нее значимые.
Потребности в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями - переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами и идеалами. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Каждый день совместными усилиями преподавателей кафедра физической культуры и спорта закладывает тот фундамент в основу высшего образования студентов, на котором в последующем они смогут уверенно построить свою карьеру и жизнь.