Влияние массовой художественной гимнастики на физическое развитие студенток
Т. В. Бондаренко
Харьковская национальная академия городского хозяйства
В. П. Зайцев
Харьковская государственная академия физической культуры
Харьковская национальная академия городского хозяйства
В. П. Зайцев
Харьковская государственная академия физической культуры
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОК
Рациональное построение процесса физического воспитания, строгая регламентация тренировочных и соревновательных нагрузок невозможна без учета индивидуальных особенностей физического развития (ФР) и физической подготовленности (ФП) занимающихся. Анатомо-антропометрические исследования свидетельствуют о том, что для постановки реальной цели и задач физической и технической подготовки необходимо учитывать такие влияющие на результат обучения показатели ФР, как масса тела, тип телосложения, тотальные размеры тела и др. Лица одного пола и возраста, относящиеся к одной медицинской группе, имеют значительные различия в показателях ФР и ФП. Объединение в одну группу для занятий, а тем более для соревнований, спортсменов, имеющих разные возраст, ФР и ФП, не только снижает эффективность занятий, но может оказаться опасным для здоровья (Г. М. Куколевский, 1975).Цель исследования – выявить динамику показателей физического развития студенток основного отделения под влиянием занятий массовой художественной гимнастикой. Использовались инструментальные методы при строгом соблюдении общепринятой методики.
Было обследовано 60 студенток 1–2 курсов, занимающихся физическим воспитанием в группах основного отделения технического вуза. В начале эксперимента они были разбиты на три качественно однородные группы, условно названные «норма», «контроль» и «экспериментальная». Студентки группы № 1 («норма») занимались по базовой государственной программе физического воспитания; художественная гимнастика (ХГ) преподавалась в качестве базового вида гимнастики. Группа № 2 («контроль») комплектовалась, с учетом желания студенток заниматься со спортивной ориентацией на ХГ; методика дифференцированного обучения не применялась. Студентки третьей группы («экспериментальная») занимались по разработанной программе дифференцированного обучения со спортивной ориентацией на ХГ. После тестовой дифференцировки они были разделены на четыре подгруппы (группы № 3–6) с учетом исходного уровня общей и специальной физической подготовленности. Распределение учебных часов представлено в табл. 1.
Мы определяли длину и массу тела, окружность грудной клетки и талии, толщину подкожно-жировой складки на спине и животе, динамометрию правой и левой кисти, жизненную емкость легких. Используя метод индексов, по соответствующим формулам вычисляли весо-ростовой индекс Кетле и жизненный индекс.
Первое и второе тестирование осуществлялось в начале и конце 1-го курса, а третье и четвертое – в начале и конце 2-го курса соответственно. Некоторые данные приведены в табл. 2.
Таблица 1
Распределение учебного времени на виды подготовки.
Примечание: ОТП – общая теоретическая подготовка,
ДВС – другие виды спорта,
ПЗ – подготовка к зачету, ИП – инструкторская практика и судейство.
Таблица 2
Динамика функции дыхательной системы у студенток-гимнасток.
К 4-му тестированию достоверно улучшилась кистевая динамометрия правой и левой руки.
Жизненная емкость легких и жизненный индекс у студенток экспериментальной группы по сравнению с «нормой» достоверно улучшились уже к началу 2-го курса и продолжала улучшаться к концу 2-го курса. По сравнению с контрольной группой этот показатель у студенток, занимающихся по методике дифференцированного обучения, также достоверно улучшился.
Анализ полученных результатов показал, что под влиянием занятий массовой художественной гимнастикой по разработанной программе дифференцированного обучения у студенток технического вуза наблюдается позитивная достоверная динамика большинства изучаемых показателей физического.