Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Условия формирования общественного сознания, поведения, образа жизни и здоровья людей
А. Ф. Фролов, В. А. Литвинов
Ростовский государственный строительный университет
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
   Здоровье человека – объективно отражает состояние его физических, психологических, социальных и духовно-нравственных составляющих. Формирование каждого из компонентов здоровья зависит от качества наследственных предпосылок, качества среды обитания, качества жизненных условий, мышления, мировосприятия, образа жизни, повседневного поведения человека.
   На здоровье, жизнеспособность, активное долголетие человека влияют объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы и условия, реакция и действия индивида на их воздействия.
   Если первобытному человеку первоначально для самосохранения достаточно было его высоких физических, функциональных, адаптационных качеств (рефлексов и инстинктов), то по мере развития мозга, ЦНС, речи, роста, совершенствования и усложнения общества и общественных отношений, человеку для сохранения здоровья необходимо постоянно пользоваться достижениями мировой науки и техники, рекомендациями педагогов, психологов, гигиенистов, тренеров-методистов. В современных условиях жизни человеку необходим высокий интеллект, должное воспитание, образование, культура. В интересах государства, общества и каждого человека научиться искусству здоровья-сбережения, культуре образа жизни.
   Современное общество, государство не могут развиваться и существовать без науки, образовательных учреждений, высшего образования. После распада СССР и «шоковых» реформ 1990-х гг.
в нашей стране разрушена советская система высшего образования и науки. Потерян научно-технический, интеллектуальный потенциал, что негативно сказалось на социально-экономическом статусе страны, ее международном авторитете, на высокотехнологическом производстве, материальном и духовно-нравственном состоянии россиян.
   За 90-е гг. XX – начало XXI вв. научный и воспитательнообразовательный потенциал РФ на треть уменьшился и потерян на два поколения. В системе высшего образования осталось 25800 профессоров. В США (на 10 тыс. человек населения) лиц, имеющих высшее образование, в три раза больше (А. И. Агафонов, 2010). Сегодня правительство России прилагает большие усилия для развития высшего образования и решения болезненных проблем высшей школы. С целью совершенствования и лучшей адаптацией к резко изменившимся условиям общественной жизни, осуществляется коррекция правил приема студентов, делаются попытки изменения учебных планов и учебных программ, вводятся новые формы и порядок обучения. Однако разрушения научных школ, воспитательно-образовательных центров серьезнейшим образом отразилось на качестве и эффективности подготовки студентов.
   Включение в мировое образовательное пространство тормозится из-за проблем кадров, базы, отсутствия инфраструктуры и современного методического обеспечения процесса обучения.
   Ученые и педагоги вузов давно призывают к созданию новых стандартов образования в средней школе и в высшей профессиональной системе образования. Школы и университеты должны научить молодых людей творчески мыслить, а полученные научные знания - превращать в деньги, в капитал.
   Призывы к развитию физической культуры и массовому спорту среди учащихся и студентов сталкиваются с проблемой кадров, инфраструктуры, методическим и медико-гигиеническим обеспечением занимающихся. Спортивная медицина, гигиена физической культуры и спорта, врачебно-физкультурная диспансеризация физкультурников и спортсменов разрушены. Выпускники факультетов физвоспитания приходят на занятия со студентами без журнала, без рабочего плана, без темы, задачи на данное занятие. Педагог-тренер не соблюдает научно-обоснованных принципов занятия физическими упражнениями. О врачебно-педагогических наблюдениях за реакцией организма занимающихся на физические нагрузки – не имеют понятия. Не ведется мониторинг состояния здоровья студентов.
   В Ростовских вузах в 2008 г. 53% студентов имели ослабленное здоровье, две трети имели хронические заболевания и лишь 10% были здоровы. Но в вузах нет залов для занятий лечебной физической культурой, нет методистов по ЛФК.
   Как показывают наши многолетние наблюдения и публикации педагогов-ученых РО среди студенческой молодежи распространены вредные привычки: курение 35% (пробовали курить – 56%), потребление алкогольных напитков (водка – 26,8%, вино – 57,9%, пиво – 63,1%). Есть информация наркозависимости среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет, состоящих на учете. Последствия интоксикации сказываются на функции ЦНС учащихся и студентов.
   Мы живем в обществе, где случаи насилия и неадекватного поведения встречается все чаще. Нервные срывы на работе бывают не только у диспетчера, милиционера, военного, но и у врача в поликлинике, педагогов в школе или в университете. Фактором риска могут быть лодырь и хулиган, больной психически, потребитель психотропных препаратов, циник, дурно воспитанный «крутыми» родителями или дети, за которых дали мзду.
   Один такой дурно воспитанный или с нарушенной психикой ученик ломает процесс воспитания и образования в аудитории, 80-100 студентов и педагог страдают от неадекватной хамской выходки. Отсутствие должного воспитания в семье, в школе, негативное влияние улицы, экстремальные, криминальные факты общественной жизни – формируют ложные ориентиры и ложные ценности у молодежи. До 40% первокурсников (17 лет) не понимают, что обучение в вузе – это возможность в дальнейшем улучшить свое социальное положение в современном обществе, найти свое место в жизни, иметь перспективу и создать потенциал для материального обеспечения себя, своей будущей семьи.
   Наши индивидуальные беседы с недисциплинированными студентами, которые не появляются на занятиях, не выполняют плановых заданий педагога по учебной программе, неадекватно ведут себя с преподавателями и студентами, обнаруживают факт нежелания этих молодых людей учиться, работать, служить в армии. В нашем обществе все больше такого контингента с психологией и поведением асоциальных личностей. Низкое качество подрастающего поколения адекватно отражает низкое качество нашего общества и общественной жизни.
   Воспитательную, образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную работу со студентами реализовать нельзя при отсутствии высококвалифицированных кадров педагогов, ученых и тренеров. По данным координационного межведомственного совета по развитию физической культуры и спорта в Ростовской области качественный состав профессорско-преподавательского штата кафедр физвоспитания вузов подтверждает это цифрами: педагогов до 30 лет – около 6%; старше 50 лет – около 70%; старше 60 лет – 30%. В 19 вузах Ростова из 359 педагогов на кафедрах физвоспитания ученую степень докторов наук имеют лишь 7 педагогов, кандидатов наук – 58. На всех кафедрах есть вакантные места, а приток молодых педагогов отсутствует. Чтобы решить эту проблему надо улучшить престиж педагогов, улучшить социально-экономическое положение педагогов и ученых высшей школы, их социальную защиту (повышение заработной платы, качества и условий жизни, медицинское и пенсионное обслуживание).
   Низкий социальный статус педагогов и ученых в образовательных учреждениях проявляет биологическую реакцию (рефлексов и инстинктов) отношения учащихся, студентов, их родителей к Учителю. Многочисленные случаи унижений: оскорблений, избиений и даже убийств учителей – тому подтверждение.
Падение нравов, жестокость нашего общества и государства к человеку, особенно проявляется в отсутствии в стране инфраструктуры, ориентированной на сохранение человека и особенно людей, потерявших здоровье (инвалидов труда, пенсионеров, неимущих).
   Нам необходимо образование, ориентированное на развитие мышления, способность видеть человека, его единство и целостность с окружающим миром и Вселенной. Узкая специализация наносит вред образованности личности, глубине знаний и кругозору будущего специалиста. Врач, который специализируется только на одной почке, не видит всего человека. Политики, чиновники, нацеленные на деньги и личный интерес, о человеке не думают вообще. В масштабе страны этот порок разрушает общество, общественное сознание, разрушает нашу страну. Происходит разрушение биосоциального равновесия человека, естественных сил генофонда нации. Многие вредные привычки, пороки (хамство, грубость, сквернословие, жестокость, не уважение к старшим, немощным) стали отражением искаженного мышления, способом неадекватных действий, нездорового образа жизни людей.
   Коррупция тоже – порок сознания и мышления, порочная повседневная деятельность людей всех социальных слоев и сословий опустившегося вниз общества. Как раковая опухоль, порок коррумпированного общества поразил своими метастазами богатых и бедных, начальников и подчиненных, чиновников высшего, среднего и самого низкого ранга, все силовые структуры, контролирующие органы, суды и прокуратуру. Безнравственная социальная среда порождает безнравственных людей, общество, безнравственную науку. Беззаконие, бесконтрольность, вседозволенность ненаказуемы для избранных, ведут к беспределу и не управляемости в стране. На фоне экономического кризиса, роста безработицы, в РФ в два раза увеличилось число миллиардеров.
   Гуманнейшие структуры государства – воспитательно-образовательные, медико-гигиенические, культурные, научные и спортивные – инфицированы коррупцией.
Народные пословицы и поговорки отражают безнравственные законы коррумпированного общества: «Не подмажешь, не поедешь», «У нас все схвачено, за все заплачено», «Умеешь брать, умей и давать», «За все надо платить», «делиться надо», «Рука руку моет», «Все продается и все покупается», «Они у меня с руки едят» и т. д.
   Коррумпированное общество проявляет полное разложение духовных и нравственных основ человеческой личности, ведет к распаду семьи и таких понятий, как честь, совесть, дружба, вера, любовь, национальная гордость, патриотизм. Экономический урон стране от коррупции не поддается подсчету, он огромен.
Распад СССР, КПСС – тому доказательство. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, трагедия в ночном клубе «Хромая лошадь», стрельба майора милиции в супермаркете, неудачи спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере – человеческий фактор, тревожные сигналы распада лучших качеств людей и общества, которые берут начало еще в 80-х и 90-х гг. прошлого столетия.
Огромная армия коррумпированных чиновников, казнокрадов, двурушничество, лицемерие приводят к деградации души. Изменился культурный фон молодежи, они не знают классическую мировую, русскую и советскую литературу, искусство.
   Провал на Олимпийских играх в Ванкувере – 11-ое общекомандное место, – объективное отражение состояния нашей страны, всего нашего общества. Это реальное отражение общего положения дел в состоянии экономики, социальной сфере, внутренней и внешней политике, культуре, спортивной медицине, науке, спорте. Это закономерное последствие кризиса страны в 90-е годы. Как живет страна, общество, так развивается и рушится спорт, спортивный дух и стиль жизни народа.
   В интересах государства и личности – радикально решать проблемы социального здоровья нации, укрепление ресурсов человека, освободить общество от лжи и двуличия, создать оптимальные условия для жизнедеятельности каждого гражданина РФ, а не только для олигархов и чиновников. Низкое качество жизни понижает качество всего населения и качество каждой личности (уровень воспитанности, образованности, культуры, здоровья).
   Низкий уровень здоровья и недостаточная физическая подготовленность детей, подростков, учащихся и студентов. Спортсмены, выступавшие в Ванкувере, не имеют себе достойной конкурентоспособной смены, скамейка запасных пустует, т. к. детский спорт в упадке, физическая культура, «массовый спорт» не стали массовыми.
   Научно-методическое и медико-гигиеническое обеспечение занимающихся физкультурой и спортом, на уровне достижений науки и практики не осуществляется, инициатива отдельных профессионалов на местах, в регионах не находят поддержки.
   Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года планирует развитие студенческого спорта, создание спортивных клубов, проведение всероссийских универсиад. Кафедры физического воспитания вузов, где сконцентрированы квалифицированные педагоги-практики физического воспитания и спорта, тренеры, ученые-специалисты по методике тренировки, спортивной медицине и гигиене, физиологии, биохимии, психологии – становятся научно-методическими центрами физического воспитания, образования и оздоровления студенческой молодежи. Объединенные усилия специалистов-рофессионалов, организаторов спорта способны обеспечить перспективу развития спорта России и укрепления здоровья нации.
   В процессе занятий физической культурой, овладения банком знаний и умений самооздоровления с помощью комплекса средств физической культуры у молодых людей формируется модель здоровье сберегающего поведения, самоанализа и самоконтроля. Вместе со специфическими профессиональными знаниями, здоровый образ жизни и физкультурная образованность – важное условие социализации и успешной самореализации в профессиональной деятельности, в жизни общества и в создании семейного очага. Ведь именно здоровая психология, целеустремленность, социальная активность необходимы сегодня молодежи для адаптации в условиях сложностей и противоречий общественной жизни.
   В традиционной Универсиаде вузов Ростовской области, с участием 21 вуза, РГСУ уже в 10-й раз занял первое общекомандное место. Студенты строительного вуза первенствовали в 10 видах спорта (футбол, гиревой спорт, легкая атлетика, настольный теннис, допризывная подготовка, регби женщины и регби мужчины, спортивный туризм, бокс, шахматы). Еще в 10 видах спорта наш вуз занял вторые и третьи места. По спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе со студентами РГСУ превзошел Южный федеральный университет (ЮФУ – 24600 студентов), ЮРГТУ – 8900 студентов, и специализированные физкультурные вузы РИФКиС (филиал КГУФКСТ), а также вузы, имеющие хорошую спортивно-физкультурную и оздоровительную базу (стадион, бассейн, специализированные игровые и тренажерные залы).
   Педагоги, тренеры, ученые кафедры физического воспитания и спорта РГСУ активно вовлекают в занятия в 25 секциях студентов (615 разрядников). Это позволяет поддерживать высокую физическую подготовленность и оптимальный уровень здоровья студентов. Высококвалифицированные педагоги-ученые: профессор и три доцента читают лекции по физической культуре и здоровому образу жизни 6333 студентам всех специальностей, что позволяет эффективнее осуществлять профилактику асоциальных явлений в студенческой среде, бороться с вредными привычками и формировать у молодых людей мотивацию к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой, к приобретению профессиональных, социальных, физических, психологических и духовно-нравственных качеств.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar