Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Укрепление психического здоровья при помощи физической активности студентов и преподавателей
О.Е.Чайковская
Московский государственный строительный университет
УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОМОЩИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
   Высокая стрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе вызывает быстрое снижение уровня психофизического здоровья населения. Одна из категорий, которая попадает в группу риска по снижению психофизического здоровья: студенты и сотрудники вузов.
   Было проведено анкетирование 142 студентов и преподавателей университета для определения уровня их психофизического здоровья и стрессоустойчивости.
Анализ анкетирования респондентов показал следующее:
- довольно часто ощущают нервозность и перенапряжение 42% - студентов и 53% - преподавателей;
- 32% - студентов и 45% - преподавателей считают нервноэмоциональную устойчивость хорошей;
- удовлетворительная стрессоустойчивость у 48% - студентов и 38% - преподавателей;
- неудовлетворительную устойчивость отмечают 16% студентов и 11% преподавателей;
- затрудняются с ответом 10% - студентов и 6% - преподавателей.
   Следует отметить, что цели, по которым большинство из респондентов начинают занятия физическими упражнениями, связаны, главным образом с намерением укрепить здоровье. Основными причинами студенты и преподаватели называют:
- избыточный вес (31% - студенты и 35% - преподаватели);
- повышение работоспособности (21% - студенты и 33% - преподаватели);
- предотвращение сердечно – сосудистых заболеваний (12% - студенты и 18% преподаватели);
- снижение тревожности, перенапряжения (14% студенты и 11% преподаватели);
- повышение уверенности в собственных возможностях (12% - студенты и 3% - преподаватели).
   Таким образом, особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных путей и методов укрепления психофизического здоровья и разработка оздоровительных технологий, которые не только помогут сформировать установку на здоровый образ жизни, но и укрепить здоровье в целом.
   В настоящее время практически никто не оспаривает того, что физическая активность, физические упражнения не только улучшают психофизическое здоровье, но и соматическое.
Однако прежде чем перейти к физической активности для улучшения психофизического здоровья необходимо выявить физический потенциал занимающегося. Основными направлениями наших исследований было выявить влияние:
- интенсивности физических упражнений на психическое состояние (состояние нервозности, тревоги, депрессии) и их оздоровительный эффект при нарушении психического здоровья;
- физических упражнений на настроение, самочувствие занимающихся.
   Студентам и преподавателям с высоким уровнем тревожности следует включать в физическую тренировку упражнения на координацию и равновесие, так как они способны формировать сосредоточенность, концентрацию внимания, а также снижать различные фобии. Следует признать целесообразное использование подвижных игр, эстафет, упражнений; развивающих физические качества – быстроту и ловкость, упражнения с партнером, которые развивают коммуникабельность.
   Большое внимание необходимо уделять виду и интенсивности физической нагрузки. Наши исследования показали, что на психическое здоровье положительно влияют не только аэробные нагрузки, но и анаэробные. Проведенные исследования и анкетирование выявили у студентов и преподавателей, занимающихся аэробной нагрузкой, значительное улучшение психического состояния. Однако у большинства занимающихся, как студентов, так и преподавателей с повышенной нервноэмоциональной устойчивостью, психическое здоровье улучшилось при использовании элементов игр (тонизирующий эффект) одновременно с циклическими нагрузками, повышающими уровень активности нервной системы. Поэтому для снятия депрессионных состояний необходимо включать в физическую нагрузку больше подвижных игр. Также, важную роль в укреплении психического здоровья и снятии психического напряжения играет специальные релаксационные упражнения, аутогенная тренировка, занятия йогой.
   Таким образом, эффективность оздоровительной направленности, как физических упражнений, так и психофизической тренировки, определяется степенью физической подготовленности, состоянием психосоматического здоровья и индивидуальными особенностями респондентов.
   Однако физические упражнения влияют на важнейшие биологические механизмы: повышают температуру тела, секрецию адреналина, серотонина и допамина, что положительно влияет на улучшение настроения, повышение устойчивости к стрессовым воздействиям и укреплению психического здоровья.
   К физическим упражнениям, при которых улучшается психофизическое здоровье, следует отнести: упражнения релаксационной направленности, медитацию, упражнения, которые развивают психические качества (уверенность в себе, самоконтроль, удовлетворенность своими достижениями и мастерством).
   Выявлены основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимально положительный эффект на психическое здоровье. Это:
-тренировки без соревновательных элементов;
-умеренные по интенсивности тренировки;
-регулярные тренировки не меньше двух раз в неделю;
-продолжительность тренировок не более 20-30 мин.
-аэробные упражнения;
-все физические упражнения должны приносить удовольствие.
   При укреплении психофизического здоровья физическими упражнениями необходимо уделять внимание интенсивности и дозировке физических нагрузок, так как «передозировка» упражнений способна не только вызвать ухудшение состояния психического здоровья, но и разрушить желание заниматься физическими упражнениями.
   Таким образом, мы можем дать следующие рекомендации для укрепления психофизического здоровья и нервно-эмоциональной устойчивости:
- использование умеренных и затем постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;
- в комплекс упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику;
- обязательно включать упражнения на гибкость, ловкость, равновесия с целью развитие психических качеств, как уверенность в себе, уравновешенность, повышение самооценки;
- использование упражнений на коррекцию осанки, релаксационных упражнений, медитацию.
   При укреплении психофизического здоровья физическими упражнениями большую роль играет музыкальное сопровождение, которое улучшает самочувствие, повышает настроение, способствует выполнению физических нагрузок с высокой интенсивностью.
   Большое внимание тренер - преподаватель при составлении оздоровительных программ должен уделять физической подготовленности занимающихся студентов и преподавателей, развитию их психических качеств, снятию психоэмоционального напряжения.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0