Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Учет факторов, влияющих на выполнение верхней прямой подачи, в ходе занятий по волейболу студентами строительного вуза
Н.В.Луткова
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
УЧЕТ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЕРХНЕЙ ПРЯМОЙ ПОДАЧИ, В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТАМИ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА
   Обучение технике подачи в волейболе является одной из сложных задач при работе со студентами. По мнению многих авторов, на управление пространственными параметрами движений влияет множество факторов, однако не все из них оказывают непосредственное влияние на выполнение движения. При обучении и работе над техникой со студентами необходимо грамотно выделять и учитывать эти факторы.
   В нашем исследовании, проводимом со студентами строительного вуза, занимающимися волейболом в ходе учебных занятий по физической культуре, предполагалось, что последовательное использование средств, в зависимости от задач обучения, и учет факторов, влияющих на овладение двигательным действием, положительно повлияет на становление навыка верхней прямой подачи.
   В исследовании были определены следующие задачи:
1.Определить эффективность и оценить технику выполнения верхней прямой подачи.
2. Разработать комплексы упражнений, направленных на обучение подачи на точность.
3. Определить факторную структуру двигательных способностей, обуславливающих успешность овладения подачей в волейболе.
4.Проверить эффективность разработанных комплексов упражнений.
   Для решения первой задачи исследования нами было проведено тестирование по определению точности и эффективности выполнения верхней прямой подачи, а также по определению динамической силы мышц верхнего плечевого пояса. Анализ полученных результатов позволяет сделать заключение, что по всем трем показателям одна из учебных групп имеет существенные различия с другими группами. Эта отстающая группа и была выбрана нами как экспериментальная.
   Для решения второй задачи исследования нами были использованы результаты исследований Фарфеля В.С. (1975) об относительной независимости управления пространственными параметрами движения от величины преодолеваемого сопротивления;
результаты исследований Ивановой Г.П. и Фетисовой С.Л. о влиянии различного веса мячей на структуру движения.
   Для обучения техники верхней прямой подачи на точность нами был использован алгоритм обучения, предложенный Фетисовой С.Л. (1974). Алгоритм обучения представляет собой последовательность применения средств для решения следующих задач:
1) создать представление о верхней прямой подаче;
2) обучать пространственной точности направления приложения усилий;
3) обучать согласованности и слитности движений по величине и направлению усилий;
4) обучать согласованности и слитности движений при замахе;
5) учить удару по мячу прямой и вытянутой вперед-вверх рукой;
6) обучать точному подбросу мяча;
7) обучать согласованности движений бьющей руки с подбросом мяча;
8) обучать удару по мячу с кратковременным касанием;
9) обучать различиям в ударных движениях при подачах в ближние и дальние зоны;
10) учить изменять длину траектории полета мяча;
11) тестирование эффективности овладения техникой и тактикой подачи.
   В соответствии с алгоритмом обучения были составлены комплексы упражнений, в которые были включены средства, направленные на обучение и совершенствование техники движения.
   Для решения следующей задачи исследования был проведен факторный анализ 21 показателя. Факторная структура координационных способностей определялась у контрольной и экспериментальной групп отдельно. Содержательное наименование факторов выбиралось, исходя из целенаправленного использования их при формировании технико-тактических умений.
   Анализ полученных результатов, информативность фактора и показатель факторного вклада позволяет сделать заключение, что в экспериментальной группе до эксперимента выделились 2 фактора: скоростно-силовой (69%) и сенсорно-мышечный (31%). После эксперимента в этой группе выделились 4 фактора: пространственно-координационный (35,6%), координационно-скоростной (27,8%), точностно-силовой (22,9%) и скоростно-силовой (13,7%). Таким образом, для овладения технико-тактическим приемом «подача на точность» наиболее важное значение имеют 2 фактора: пространственно-координационный и координационно-скоростной. Наименьшее значение имеет фактор скоростносиловых неспециальных качеств.
   В контрольной группе выделились 5 факторов: качественного овладения приемом (29,5%), силового проявления в структуре приема (28,4%), сенсомоторный (20,4%), скоростно-силовых проявлений (13%), координационных способностей (8,7%). Для этой группы, более подготовленной физически и имеющей сформированные технические навыки, овладение подачей строится иначе.
Наиболее важными являются 1 и 2 факторы, связанные с качественным овладением приемом и его силовой структурой, в то время как сенсомоторный и координационный факторы имеют сравнительно малые вклады.
   Анализ результатов повторного тестирования позволяет сделать заключение, что студенты экспериментальной группы в конце семестра выполнили программные требования по показателю точности, эффективности выполнения подачи и динамической силы мышц рук, результаты тестирования не имеют существенных различий с контрольной группой.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0