Соматическое воспитание как методологическая основа здорового образа жизни
И.В. Иванов
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
СОМАТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В организации учебного процесса традиционным подходом по физическому воспитанию (единые нормативные требования, усредненная система оценки и т.д.) имеются трудности, которые заключаются в том, что занимающиеся имеют слабые функциональные возможности организма из-за наличия у них хронических заболеваний, разного уровня физического развития и физической подготовленности, а также генетических задатков. Характерной особенностью плохого физического развития, является полная безграмотность молодежи в области теоретических знаний физической культуры. Студенты, имеющие различные хронические заболевания, не способны осваивать типовую программу по физическому воспитанию.Исходя из основных положений теории управления, прежде чем воздействовать на объект, требуется определить исходный уровень его состояния. В ходе учебных занятий нужно получить и изучить информацию о физическом состоянии данного контингента занимающихся, с целью последующих корректировочных воздействий на дальнейший ход педагогического процесса. Наиболее действенный путь решения стоящей проблемы - непрерывное формирование основ здорового образа жизни, и в первую очередь физические упражнения с другими немедикаментозными методами оздоровления. Основой такой стратегии может стать «соматическое воспитание» как реальный способ в обобщении и структурировании знаний.
Следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто, безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания студентов необходимо отнести переориентацию внимания на возможно более полный учет индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека в процессе его физического воспитания, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и закономерностям его физического потенциала. На практических занятиях необходимо предусмотреть свободу выбора форм и интенсивности двигательной активности, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Большое значение придавать также существенной переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь, речь идет о переходе от системы ориентированной на формирование лишь определенных физических качеств (жизненно необходимых двигательных умений и навыков), к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и активных занятиях физической культурой. Другими словами, в качестве главной ставится задача формирования соматического сознания, предполагающая осознание теснейшей взаимосвязи тела и психики.
Обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе. Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых учебных дисциплин, не представляется возможным, поэтому нами реализуются здоровье-формирующие курсы по выбору для студентов, направленность на здоровый образ жизни имеют исследовательские работы студентов, курсовые работы и рефераты в рамках учебных дисциплин.
Студентам необходимы практические знания о здоровом образе жизни, гигиене и правилах безопасного поведения; сюда относятся и умение принимать ответственные решения, и способность «заглядывать в будущее», понимая последствия своих действий, особенно тех, чьи негативные результаты проявляются позже.
Молодые люди должны понимать, что их здоровье непосредственно связано со здоровьем окружающих, поэтому они должны делиться своими знаниями, полученными умениями и навыками с друзьями, родственниками, младшими братьями и сестрами.
В педагогической практике обучения здоровому образу жизни, задачей педагога является не изменить человека, а познакомить с собой, помочь узнать себя. Вооружить методами воздействия на свою телесность. В традиционной образовательной практике отсутствует обучение фундаментальному для самопознания навыку – осознанию себя в теле. Не даются знания о том, как движение, ощущение, мышление и чувство участвуют в процессе взаимодействия ума и тела. Нет осознания реального диапазона своих возможностей и путей их продуктивного использования.