Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Скоростно-силовая подготовка бегуний на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования
О.А.Сафонова
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БЕГУНИЙ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
   С ростом мастерства (этап углубленной тренировки) в состоянии тренированности спортсмена все большее значение приобретает специфический фактор вследствие того, что приспособительное реагирование организма приобретает избирательный характер. Одновременно возрастает роль средств, направленных на его развитие. Введение их в тренировочный процесс должно быть своевременным и подготовленным всем содержанием предшествующих этапов. Это должны быть новые («неожиданные» для организма) средства, занимающие совершенно определенное и принадлежащие только им место в системе средств, с более высоким тренирующим эффектом. Здесь используются почти во всей широте средства развития быстрой силы, а также средства «ударного метода» для развития взрывной силы и реактивной способности нервно-мышечного аппарата, а также собственно-силовые упражнения. Причем, применение их носит комплексный характер, т.е. одновременное применение этих средств, предусматривающее чередование их в пределах некоторых оптимальных отрезков времени.
   Такая система оказывается эффективной, во-первых, потому, что приспособительные сдвиги в организме, вызванные отдельными составляющими комплексной тренировочной работы (близки по режиму работы организма, но имеют различную преимущественную направленность тренирующего эффекта) не просто суммируются, а функционально воздействуют, обеспечивают новое качественное состояние организма, которое по своим рабочим возможностям значительно выше, чем в результате раздельного, бессистемного применения тех же средств (даже в увеличенном объеме), а во-вторых, контрастность раздражителя (тренирующего воздействия), которая достигается определенным чередованием средств, выступает в качестве фактора, функционально усиливающего, восприимчивость организма.
   На этапе высшего спортивного мастерства возникает ситуация, когда направление функционального прогресса всецело определено специфическим компонентом тренирующего воздействия. И поскольку спортивные достижения на уровне высшего спортивного мастерства обеспечиваются комплексом специфических двигательных способностей, то и состав применяемых средств должен содержать адекватный ему комплекс тренирующих воздействий.
   Исходя из этого комплексная система средств, используемых для квалифицированных спортсменов должна решать следующие задачи:
- обеспечить специфический тренирующий эффект комплекса применяемых средств,
- обеспечивать сохранение количественного критерия тренирующего эффекта применяемых средств.
   Последнее должно быть реализовано за счет последовательной замены одних комплексных сочетаний средств другими. Следует подчеркнуть, что длительное применение одних и тех же средств даже при условии увеличения их объема не только обеспечивает повышение уровня специальной подготовленности спортсменов, но и приводит к явному снижению достигнутых ранее скоростно-силовых показателей.
   Решить указанные выше задачи позволяет сопряженно последовательная система использования средств специальной силовой подготовки, которая заключается в последовательном введении в тренировку средств с более высоким тренирующим эффектом и, во-вторых, в таком их сочетании (сопряжении) во времени которое создает благоприятные условия для возникновения специфического результирующего эффекта при высоком уровне развития способности мышц к проявлению взрывных усилий.
   Логическая схема рассуждений при построении тренировочного процесса такова:
а) оценивается текущий (исходный) функциональный уровень организма спортсмена,
б) устанавливается величина изменения этого уровня как условие, необходимое для реализации запланированного спортивного результата;
в) определяется состав средств, обладающий достаточным тренировочным эффектом при данном функциональном состоянии организма;
г) устанавливается общий объем и продолжительность тренирующих воздействий, достаточных для перевода организма на заданный функциональный уровень и для стабилизации его на этом уровне;
д) определяется форма согласования и взаимосвязи объемов нагрузки для средств специальной силовой и технической подготовки.
   Здесь следует подчеркнуть, что для повышения функциональных возможностей организма в плане скоростно-силовых проявлений объем тренировочной нагрузки не имеет существенного значения. Иными словами, объем не несет в себе ярко выраженной тренирующей функции. Специфический тренирующий эффект нагрузки в этом случае преимущественно определяется ее содержанием, но не количеством.
Реальные значения общего объема средств определяется в зависимости от квалификации спортсмена и задач этапа подготовки.
   Существует три методических процесса в тренировке квалифицированных спортсменов: развитие, удержание, восстановление скоростно-силового качества, причем каждый из этих процессов связан с различными изменениями в деятельности ведущих систем организма, которые в свою очередь определяют и педагогическую сторону этого процесса: подбор средств и методов.
   Наивысший уровень скоростно-силовых возможностей, достигнутый в процессе их развития в подготовительном периоде необходимо поддерживать, возможно более длительное время в течение всего соревновательного периода.
   Большое значение здесь имеет умение использовать отставленный тренировочный эффект концентрированной силовой нагрузки под которым понимаются те функционально-приспособительные процессы, которые происходят в организме в течение некоторого времени после прекращения объемной тренировки и вызывают внешне наблюдаемые изменения уровня его специальной работоспособности. Процесс восстановления достигнутого уровня скоростно-силовых качеств связан с восстановлением ранее уже освоенных организмом спортсмена показателей деятельности периферического отдела двигательного аппарата центральной нервной системы и вегетативных функций.
   В подготовительном периоде используются главным образом специальные и специально-вспомогательные, эпизодически - основные упражнения. Величина преодолеваемого сопротивления, интенсивность и максимальное количество повторений в одном подходе: в подготовительном периоде величина преодолеваемого сопротивления при выполнении специальных упражнений выше соревновательной, при выполнении специально-вспомогательных упражнений - около максимальная, упражнения выполняются с около предельной интенсивностью.
   Необходимо отметить, что динамику показателей скоростно-силовой подготовленности в круглогодичном цикле нельзя представлять прямолинейно (от развития к удержанию и восстановлению). Речь может идти лишь о тенденции, конкретный характер которой определяется уровнем подготовленности спортсмена, календарем соревнований, умением тренера использовать отставленный тренировочный эффект.
   Кроме того, следует иметь в виду, что, как и при сочетании любых физических качеств, так и при воспитании скоростносиловых способностей по мере роста мастерства спортсменок, соотношения процессов развития, удержания и восстановления изменяется. Основная тенденция сводится к тому, что увеличивается процесс удержания и восстановления скоростно-силовых качеств при этом уменьшается процесс их развития. В этом случае дальнейшему росту мастерства способствует в основном улучшение других видов подготовки и их взаимосвязь.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0