Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Роль теоретической подготовки в совершенствовании мастерства игроков в русскую лапту высокой квалификации
Е.В.Готовцев
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МАСТЕРСТВА ИГРОКОВ В РУССКУЮ ЛАПТУ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
   В последнее время значительно вырос уровень подготовленности игроков в русскую лапту. Поэтому подготовка спортсменов требует профессионального подхода. А это требует пересмотра не только вопросов функциональной, физической, технической, тактической, психической, но и такой важной стороны подготовленности как теоретическая. Очевидна необходимость создания методики теоретического образования игроков в лапту высокой квалификации.
   Теоретическая подготовка является одним из слаборазвитых разделов системы подготовки по русской лапте. К недостаткам можно отнести следующее:
• отсутствие четких рекомендаций о планировании теоретической подготовки в годичном цикле тренировки игроков в лапту различной квалификации;
• отсутствует систематизация программ теоретической подготовки;
• слабо разработаны методические материалы (пособия), адресованные как тренерам, так и спортсменам по конкретным разделам теоретической подготовки;
• слабо используются в существующей методике подходы, основанные на современных педагогических теориях;
• не разработаны методы диагностики уровня теоретической подготовленности игроков в лапту.
   В работе приводится опыт организации теоретической подготовки игроков в лапту на материале команды мастеров - победителя Чемпионата и Кубка России среди мужских команд. В статье мы ограничились особенностями теоретической подготовки, получаемой игроками в лапту для улучшения физической, техническо-тактической подготовленности.
   Теоретический материал изучался спортсменами во время специальных занятий: групповых, где объединялись игроки по амплуа, и индивидуальных бесед. Теоретические сведения игроки получали также во время установок на игру, разборов тренировочных и официальных встреч, при коллективных просмотрах видеозаписей игр.
   Формирование теоретической подготовки велось с использованием элементов концепции поэтапного формирования умственных действий и проблемного обучения, опыта применения этих теорий в спорте. В связи с этим, при программировании теоретической подготовки учитывался исходный уровень подготовленности, как отдельных игроков, так и всей команды, намечались определенные этапы освоения учебного материала от общих основ к деталям и частностям, проводились контрольные опросы для выявления общей и индивидуальной подготовленности, велись педагогические наблюдения. С целью повышения активности спортсменов при освоении теоретического материала в ряде случаев, во время специальных занятий, тренером излагался материал так, чтобы окончательные выводы игроки могли сделать самостоятельно, создавая возможность для творческих дискуссий.
   Изучение теории физической подготовки велось таким образом, чтобы получение спортсменами теоретических данных претворяло работу над конкретными сторонами данной подготовки.
   При работе над техникой теоретическая подготовка строилась так, чтобы сформировать у игроков глубокие знания по основам технической подготовки в русской лапте. При совершенствовании тактической подготовки мы исходили из положения, что каждый вариант в игре имеет несколько продолжений. Если же спортсмен не владеет достаточным арсеналом знаний и умений в выполнении тактических вариантов, он постоянно будет иметь затруднения от игры соперника. В то же время, чем больше тактических схем ведения игры отработано в команде, тем легче ей преодолевать это сопротивление. Кроме того, хорошо тактически подготовленный игрок, как правило, успешно действует индивидуально и легко взаимодействует с партнерами.
   В процессе тренировочных занятий на игровом поле выполнялись упражнения по разучиванию и совершенствованию тактических комбинаций. Детальный же анализ всех вариантов комбинаций проводился в аудитории с использованием макета игровой площадки. Например, подробно рассматривались тактические действия при игре в нападении (индивидуальные и групповые перебежки) и в защите (после ударов «сверху», «свеча», «дальний», «занос мяча» и т.д.). При этом на теоретических занятиях, безусловно, в более широком объеме рассматривался материал, который невозможно изучать в достаточной мере на практике.
   В результате выполненной работы установлено, что с увеличением объема времени, отводимого на теоретическую подготовку, и применения целенаправленной методики ее совершенствования повысилось сознательное отношение игроков в лапту к физической подготовке, наблюдался рост основных показателей физической подготовленности. Значительно улучшилась тактическая подготовка: игроки стали грамотно и организованно действовать в защите, уменьшилось число грубых ошибок, более результативным стало нападение за счет увеличения количества перебежек. Наблюдался и рост индивидуального технико-тактического мастерства игроков в лапту. Поэтому команда сравнительно безболезненно переносила вынужденные замены игроков, перестановки в составе. Некоторые игроки за счет улучшения общего уровня тактической подготовки с успехом использовались, при необходимости, в непривычных для себя амплуа.
   Увеличение объема теоретической подготовки, ее целенаправленное использование и организация такой подготовки с применением элементов поэтапного формирования умственных действий и проблемного обучения позволяют существенно повысить уровень физической, технической и тактической подготовленности, облегчает игрокам в лапту индивидуальное раскрытие собственного спортивного таланта.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0