Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Роль подвижных игр в процессе физического воспитания студентов
Т.Г. Савкив, Р.Э. Саттарова
Московский государственный строительный университет
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
   Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность», которой присущи такие функции, как развлекательная, социокультурная, диагностическая, воспитательная, коррекционная, социализирующая, познавательная, игротерапевтическая.
   По данным исследователей, подвижные игры являются носителями национальной культуры и быта народов России. Подвижные игры народов России, несмотря на большое разнообразие, связанное с этническими, и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие черты, присущие этой форме состязаний, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Игры характеризуются внезапно возникающей обстановкой и меняющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности и инициативы. Народные
подвижные игры связаны с проявлением эмоций, самостоятельности и относительной свободы действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных особенностей при подчинении личных интересов общим. Все это является основной причиной той популярности, которой пользуются игры не только в нашей стране, но и у народов всего мира.
   К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизированность, добровольность, креативность, удовольствие.
   Подвижные игры обладают притягательной силой, удовлетворяя естественную потребность для каждого человека в движении и творческой деятельности на весь жизненный период. Игры способствуют формированию двигательных навыков, развитию, совершенствованию жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Они используются как многоплановое, комплексное средство оздоровления детей. Они развивают и укрепляют костно-связочный аппарат, мышечную систему, влияют на коррекцию осанки, повышают функциональные возможности организма студента.
   В современных условиях подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями необходимо целенаправленно использовать на практических занятия в вузе как важное средство физического воспитания студентов, повышения их физической работоспособности, уровня физического развития. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми успокаивают и укрепляют нервную систему, снимают напряжение, создают бодрое, жизнерадостное настроение, что содействует повышению умственной работоспособности, успеваемости студентов.
   Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени, способствуют улучшению координации движений во времени и пространстве, вырабатывают психологическую устойчивость к стрессам. Следует особо отметить, что регулярные занятия физическими упражнениями и играми, а также целый ряд сопутствующих факторов, не только повышают общую физическую подготовленность, но и укрепляют здоровье и формируют готовность к здоровьесбережению студентов вузов. Это связано с их благоприятным воздействием на развитие и функционирование всех органов и систем подрастающего поколения (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и др.). В связи с этим подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания студентов.
   Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности, их правила могут варьироваться в зависимости от условий, в которых они проводятся. У них нет четкого числа играющих, размеров площадки, а также спортивного инвентаря.
   Игры для занятий общей физической подготовкой должны подбираться с учётом задач занятия, учебного материала, видов движений, входящих в игру и будущей физиологической нагрузкой на организм студентов.
   В зависимости от характера подвижных игр эти качества воспитываются в процессе тренировки на занятиях различными видами спорта. Подвижные игры воспитывают такие важные психологические качества, как чувство коллективизма, активности, инициативы, смелости, дисциплинированности и настойчивости в достижении поставленной цели. Соревновательный элемент и естественные виды движений позволяют успешно использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми, т.к. они делают доступным изучение технически сложных движений Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно выполнять их. Играющие стараются использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных ситуациях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные параметры движений, одновременно воспринимать разнообразную информацию и реагировать на меняющуюся ситуацию. Играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человек, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание.
   Подвижные игры вносят разнообразие учебно-тренировочные занятия. Например, игра «День-ночь» создает значительный оптимальный настрой на практическое занятие, а затем и на учебную деятельность в течение дня, т.к. несет эмоциональный заряд и переключение для активного отдыха.
   Игры можно использовать в любых условиях и этапах учебных занятий. Большое значение имеют подвижные игры, вовлекающие в динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Необходимо более широкое использование подвижных игр в учебно-тренировочной практике высшей школы для повышения их эффективности и разнообразия занятий, а также как средство повышения интереса к ним. Подвижные игры можно использовать в подготовительной части занятия для быстрой готовности организма занимающихся к восприятию физической нагрузки; в основной – для поддержания высокого уровня работоспособности и высокой эмоциональности и в заключительной – для снижения эмоциональности и приведения организма занимающихся к относительно спокойному состоянию.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar