Рекреационные мероприятия в процессе реабилитации беременных женщин в информационном пространстве высшего учебного заведения
М.А. Полякова
Харьковский национальный медицинский университет
В.П.Зайцев, Ге Чен
Харьковская государственная академия физической культуры
Харьковский национальный медицинский университет
В.П.Зайцев, Ге Чен
Харьковская государственная академия физической культуры
РЕКРЕАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Возвращаясь к прошлому, следует заметить, что в переводе с латинского на русский язык слово «реабилитация» означает «восстановление пригодности, состоятельности». Реабилитация или как раньше говорили, восстановительная терапия возникла после первой мировой войны, но наибольшее развитие получила в результате второй мировой войны, особенно в области травматологии, психических заболеваниях, уродствах и туберкулезе.Появившийся впервые в 1956 г. на страницах советской медицинской печати термин «реабилитация» (П.Уайт, 1956) в отношении лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы явился скорее лингвистической новинкой (цит. по И.К.Шхвацабаю, 1978) [11]. И только в 1963 г. о реабилитации с медицинской точки зрения определяет Maier (Лейпциг). В своем словаре он пишет, что реабилитация – это восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. Более точное определение реабилитации дали Всемирная организация здравоохранения, а позже Министры здравоохранения некоторых стран на совещании в 1969 г. в г. Праге. Было записано, что реабилитация – это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных, инвалидов в общество и к общественно полезному труду [4].
В дальнейшем появилось множество определений термина реабилитации (Л.И.Фогельсон, А.С.Ланцетова, Е.И.Чазов, В.Н.Дзяк, Д.Е.Мелехов, Ю.Е.Данилов и др.), но они по сути повторяли вышеуказанное изречение, но в своей интерпретации.
Научно-практические основы реабилитации в тот период времени были обобщены в монографиях Г.С.Юмашева, К.Ренкер «Основы реабилитации» (1973 г.), А.П.Котова и соавторов «Переквалификация, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов» (1975 г.), И.К.Шхвацабая и соавторов «Реабилитация больных ишемической болезнью сердца» (1978 г.) и в других научных трудах.
Предлагаем сравнить определения реабилитации отдельными учеными, педагогами и врачами. Так, Л.Ф.Николаева, Д.М.Аронов [7] считают, что реабилитация представляет собой комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического и социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психологического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболеваний.
В современное время В.М.Мухин [6] в своем учебнике отмечает, что реабілітація – це суспільно необхідне функціональне і соціально-трудове відновлення хворих та інвалідів, що здійснюється комплексним проведенням медичних, психологічних, педагогічних, професійних, юридичних, державних, суспільних та інших заходів, за допомогою яких можна повернути потерпілих до звичайного життя і праці, відповідно до їх стану. В то же время Т.В.Дьяченко и Т.Г.Овчаренко [9] под реабилитацией в самом общем виде понимают процесс восстановления здоровья, структурно-функциональных возможностей, трудоспособности и креативности человека, нарушенных вследствие заболеваний, травм и других неблагоприятных физических, химических, биологических, производственных и социальных факторов. Через четыре года А.М.Порада [10] и соавторы запишут, что реабілітація – це суспільно-необхідне функціональне і соціально-трудове відновлення здоров’я хворих, інвалідів. Вона здійснюється комплексним проведенням медичних, психологічних, педагогічних, юридичних, державних, суспільних та інших заходів, за допомогою яких можна повернути потерпілих до звичайного життя і праці. Почти такое же определение мы находим у Л.В.Козловой и соавторов [5].
Основными принципами реабилитации являются поэтапность, преемственность всех проводимых мероприятий, обязательность их своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации и индивидуальный подход при ее проведении.
К этапам медицинской реабилитации относятся:
- этап догоспитальной (экстренной) реабилитации – поддержание или восстановление работоспособности на дому, в зоне (очаге) чрезвычайной ситуации;
- стационарный (госпитальный) этап – восстановительная терапия в больнице, госпитале или другом стационарном лечебном учреждении;
- санаторный этап – реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях с продолжением необходимых мероприятий, начатых на стационарном этапе реабилитации;
- амбулаторно-поликлинический этап – продолжение и завершение всего комплекса реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере по месту жительства.
Весь комплекс проводимой реабилитации можно подразделить на следующие виды (или аспекты): медицинскую, физическую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную. К этапам реабилитации можно отнести: догоспитальный (экстренный), госпитальный (стационарный), санаторный и поликлинический (амбулаторно-поликлинический) [3, 7].
Следовательно, по мнению указанных выше авторов, с помощью реабилитационных мероприятий можем оказать очень большое воздействие на качество жизни больного человека и на его восстановление, укрепление и сохранение здоровья, в том числе и на беременных женщин [1, 2, 8].
Таким образом, к основам физической реабилитации и рекреации беременных женщин следует отнести следующие положения:
1) построение комплексной программы физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья на всех уровнях жизни с учетом, возраста, физической подготовленности и других условий и обстоятельств;
2) разработка валеологических и рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья беременных женщин, их социального и профессионального положения;
3) совместную творческую деятельность врачей, преподавателей, медицинского персонала, беременных женщин и обслуживающего персонала;
4) использование современных методов здоровье формирующих технологий, адекватных для каждой беременной женщины;
5) разумное начало и непрерывность проводимых мероприятий;
6) комплексный поэтапный подход, адекватный физическому и психическому состоянию каждой беременной женщины;
7) непрерывную связь и единство валеологических, рекреационных и реабилитационных мероприятий с вторичной профилактикой заболеваний;
8) социальную направленность рекреационных мероприятий и проведение методов врачебного контроля и самоконтроля;
9) применять средства физической рекреации, к которым относятся физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, физиотерапевтическое и психотерапевтическое воздействие, фитотерапия, диетотерапия;
10) назначение форм занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная лечебная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы, дозированное плавание, прогулки, экскурсии, самостоятельные занятия физическими упражнениями;
11) использование указанных форм занятий можно проводить индивидуальным, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.