Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Рекреационные мероприятия в процессе реабилитации беременных женщин в информационном пространстве высшего учебного заведения
М.А. Полякова
Харьковский национальный медицинский университет
В.П.Зайцев, Ге Чен
Харьковская государственная академия физической культуры
РЕКРЕАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
   Возвращаясь к прошлому, следует заметить, что в переводе с латинского на русский язык слово «реабилитация» означает «восстановление пригодности, состоятельности». Реабилитация или как раньше говорили, восстановительная терапия возникла после первой мировой войны, но наибольшее развитие получила в результате второй мировой войны, особенно в области травматологии, психических заболеваниях, уродствах и туберкулезе.
   Появившийся впервые в 1956 г. на страницах советской медицинской печати термин «реабилитация» (П.Уайт, 1956) в отношении лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы явился скорее лингвистической новинкой (цит. по И.К.Шхвацабаю, 1978) [11]. И только в 1963 г. о реабилитации с медицинской точки зрения определяет Maier (Лейпциг). В своем словаре он пишет, что реабилитация – это восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. Более точное определение реабилитации дали Всемирная организация здравоохранения, а позже Министры здравоохранения некоторых стран на совещании в 1969 г. в г. Праге. Было записано, что реабилитация – это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных, инвалидов в общество и к общественно полезному труду [4].
   В дальнейшем появилось множество определений термина реабилитации (Л.И.Фогельсон, А.С.Ланцетова, Е.И.Чазов, В.Н.Дзяк, Д.Е.Мелехов, Ю.Е.Данилов и др.), но они по сути повторяли вышеуказанное изречение, но в своей интерпретации.
   Научно-практические основы реабилитации в тот период времени были обобщены в монографиях Г.С.Юмашева, К.Ренкер «Основы реабилитации» (1973 г.), А.П.Котова и соавторов «Переквалификация, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов» (1975 г.), И.К.Шхвацабая и соавторов «Реабилитация больных ишемической болезнью сердца» (1978 г.) и в других научных трудах.
Предлагаем сравнить определения реабилитации отдельными учеными, педагогами и врачами. Так, Л.Ф.Николаева, Д.М.Аронов [7] считают, что реабилитация представляет собой комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического и социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психологического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболеваний.
   В современное время В.М.Мухин [6] в своем учебнике отмечает, что реабілітація – це суспільно необхідне функціональне і соціально-трудове відновлення хворих та інвалідів, що здійснюється комплексним проведенням медичних, психологічних, педагогічних, професійних, юридичних, державних, суспільних та інших заходів, за допомогою яких можна повернути потерпілих до звичайного життя і праці, відповідно до їх стану. В то же время Т.В.Дьяченко и Т.Г.Овчаренко [9] под реабилитацией в самом общем виде понимают процесс восстановления здоровья, структурно-функциональных возможностей, трудоспособности и креативности человека, нарушенных вследствие заболеваний, травм и других неблагоприятных физических, химических, биологических, производственных и социальных факторов. Через четыре года А.М.Порада [10] и соавторы запишут, что реабілітація – це суспільно-необхідне функціональне і соціально-трудове відновлення здоров’я хворих, інвалідів. Вона здійснюється комплексним проведенням медичних, психологічних, педагогічних, юридичних, державних, суспільних та інших заходів, за допомогою яких можна повернути потерпілих до звичайного життя і праці. Почти такое же определение мы находим у Л.В.Козловой и соавторов [5].
Основными принципами реабилитации являются поэтапность, преемственность всех проводимых мероприятий, обязательность их своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации и индивидуальный подход при ее проведении.
   К этапам медицинской реабилитации относятся:
- этап догоспитальной (экстренной) реабилитации – поддержание или восстановление работоспособности на дому, в зоне (очаге) чрезвычайной ситуации;
- стационарный (госпитальный) этап – восстановительная терапия в больнице, госпитале или другом стационарном лечебном учреждении;
- санаторный этап – реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях с продолжением необходимых мероприятий, начатых на стационарном этапе реабилитации;
- амбулаторно-поликлинический этап – продолжение и завершение всего комплекса реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере по месту жительства.
   Весь комплекс проводимой реабилитации можно подразделить на следующие виды (или аспекты): медицинскую, физическую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную. К этапам реабилитации можно отнести: догоспитальный (экстренный), госпитальный (стационарный), санаторный и поликлинический (амбулаторно-поликлинический) [3, 7].
   Следовательно, по мнению указанных выше авторов, с помощью реабилитационных мероприятий можем оказать очень большое воздействие на качество жизни больного человека и на его восстановление, укрепление и сохранение здоровья, в том числе и на беременных женщин [1, 2, 8].
   Таким образом, к основам физической реабилитации и рекреации беременных женщин следует отнести следующие положения:
1) построение комплексной программы физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья на всех уровнях жизни с учетом, возраста, физической подготовленности и других условий и обстоятельств;
2) разработка валеологических и рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья беременных женщин, их социального и профессионального положения;
3) совместную творческую деятельность врачей, преподавателей, медицинского персонала, беременных женщин и обслуживающего персонала;
4) использование современных методов здоровье формирующих технологий, адекватных для каждой беременной женщины;
5) разумное начало и непрерывность проводимых мероприятий;
6) комплексный поэтапный подход, адекватный физическому и психическому состоянию каждой беременной женщины;
7) непрерывную связь и единство валеологических, рекреационных и реабилитационных мероприятий с вторичной профилактикой заболеваний;
8) социальную направленность рекреационных мероприятий и проведение методов врачебного контроля и самоконтроля;
9) применять средства физической рекреации, к которым относятся физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, физиотерапевтическое и психотерапевтическое воздействие, фитотерапия, диетотерапия;
10) назначение форм занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная лечебная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы, дозированное плавание, прогулки, экскурсии, самостоятельные занятия физическими упражнениями;
11) использование указанных форм занятий можно проводить индивидуальным, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar