Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Развитие координационных способностей у студентов строительного вуза в ходе учебных занятиях по волейболу
Н.В. Луткова, М.Б. Колесников
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА В ХОДЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
   На современном этапе в волейболе значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества в теории физического воспитания связывают с координационными способностями.
   По мнению Портных Ю.И. (1986), одним из ведущих качеств у волейболистов является ловкость (основу ловкости составляют координационные способности), чем она выше, тем большим качеством двигательных навыков владеет игрок. Спортсмены, обладающие наиболее высокими координационными способностями, отмечает Айриянц А.Г. (1976), более быстро и качественно овладевают спортивной техникой, что позволяет считать целесообразным выделение в качестве «самостоятельной единицы» учебного процесса координационную тренировку.
   В нашем исследовании, проводимом со студентами Архитектурно-строительного университета г. Санкт-Петербурга, предполагалось, что использование в учебном процессе по волейболу комплексов упражнений, направленных на развитие координационных способностей повысит показатели выполнения нападающего удара на точность.
   В исследовании были определены следующие задачи:
1. Определить показатели координационных способностей студентов строительного вуза.
2. Подобрать комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей у студентов строительного вуза.
3. Проверить эффективность подобранных комплексов упражнений, направленных на развитие координационных способностей у студентов строительного вуза.
   Для решения задачи по определению показателей координационных способностей студентов строительного вуза нами использовались следующие контрольные упражнения (тесты):
1. Тест Л.Денисюка (1998), связанный с перемещением собственного тела в пространстве;
2. Тест А.Н.Моторина в движении, обеспечивающий быстрое изменение положений и поз тела;
3. Тесты В.И.Ляха (1989), связанные с перемещением других предметов и при манипуляции предметами.
   Для решения задачи по развитию координационных способностей у студентов нами были составлены комплексы упражнений по следующим блокам:
1 - индивидуальные прыжковые упражнения с мячом;
2 - индивидуальные прыжковые упражнения через гимнастическую скамейку;
3 - групповые упражнения с мячом;
4 - упражнения для круговой тренировки с элементами волейбола.
   Комплексы упражнений выполнялись по недельным циклам.
   Смена упражнений в комплексах осуществлялась в начале учебной недели. Выполнение комплексов упражнений осуществлялось в начале основной части учебного занятия.
   Эффективность разработанных комплексов подтверждена результатами педагогического эксперимента. Применение на занятиях по физической культуре при прохождении курса волейбола комплексов упражнений, направленных на развитие координационных способностей, повышают до модельных характеристик следующие показатели: прыжок вверх с места с поворотом влево; манипуляцию с предметом (мячом); выполнение нападающего удара на точность.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar