Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Психологическая нагрузка студентов в экзаменационную сессию
Т.Г. Савкив, Р.Э. Саттарова
Московский государственный строительный университет
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТОВ В ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ СЕССИЮ
   Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в период сессии в любом высшем учебном заведении.
   Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях – вот типичные проявления страха студентов перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма студента: нервную, сердечнососудистой, иммунную и др. Исследования ученых из США показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Пагубное влияние экзаменов на организм и психику студентов явно недооценивается. Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «пытку» и, интеллектуальную и эмоциональную перегрузку. Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус молодого человека, его самооценку, материальное положение (стипендия), на дальнейшие перспективы учебы в вузе и, возможно, дальнейшую профессиональную карьеру. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет или нет) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается перегрузкой гормональной и вегетативной систем.
   Например, у отдельных студентов систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт.ст., а пульс – до 120-130 ударов в минуту, что соответствует показателям гипертоников с солидным стажем заболевания или показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки.
   Интересно, что переживающие студенты предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за уровень своих знаний. На вопрос, что тревожит их больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной сдаче 49% опрошенных отметили сложный билет, 21% - недоброжелательное отношение экзаменатора, 11% - неуверенность в себе, 10% - плохое физическое состояние и только 8,5% студентов указали на низкий уровень знаний. Следует отметить, что при возникновении любой мнимой или реальной опасности у различных индивидуумов включается преимущественно активный или пассивный тип реагирования: у большинства людей в случае опасности происходит учащение пульса и повышение артериального давления, в то время как у меньшей части – наоборот, пульс замедляется, и снижается давление мышечный тонус, замедляется ритм сердца. Этот тип реакции на экзамен наблюдался в основном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом, не способных выдерживать сильных нагрузок. Причем, если перед первым экзаменом у них еще встречался нормальный тип реагирования с общей активацией организма, то ко второму – третьему экзамену, как правило, наступало запредельное торможение, сопровождающееся пассивностью и резким упадком сил и настроения. Такие студенты сдавали последние экзамены сессии как бы по инерции и были готовы принять любую оценку, лишь бы это побыстрее закончилось.
   Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность. Американский психолог Саразон установил, что боящиеся экзамена студенты могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Только для этого, по мнению ученого, необходимо благожелательное отношение к ним со стороны экзаменаторов (щадить самооценку учеников, меньше ругать их и больше хвалить) и тогда экзамен может быть полезен.
   Интересно, что в то время как для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно в полной мере мобилизовать свои силы, чтобы успешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страх, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности или темперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо больше переживать и бояться экзамена.
   Тем не менее всем студентам необходимо оставлять для подготовки к экзаменам достаточно времени, что усилит уверенность в собственных силах, знаниях и снизит предэкзаменационный стресс. Во время подготовки необходимо заниматься физической активностью, чтобы избежать переутомления и повысить умственную работоспособность. Регулярные, умеренные физические упражнения будут способствовать лучшему мышлению и снизят ощущение стресса. Помогут снять напряжение, улучшить концентрацию внимания сон, упражнения из йоги, дыхательная и релаксационная гимнастика.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar