Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Профессионально-прикладной аспект психофизических влияний средств физического воспитания и спорта в подготовке инженеров
Л.Ф.Сергеев, А.Ф.Пшеничников, Т.А.Гринева, Г.И. Пара, В.Д.Мавроматис
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
   По нашим опросам, выпускники строительного факультета, вступающие в производственные межличностные отношения в ранге руководителей разного уровня, профессионально лимитирующими считают коммуникативные, организаторские и управленческие функции, руководство людьми, необходимость оперативно мыслить и принимать адекватные и конструктивные решения в условиях психоэмоциональной напряженности и утомления. В этой связи ценностно-ориентационный праксиологический смысл в прикладном аспекте обретает спортивная двигательная деятельность, существенным признаком и характерным
атрибутом которой является состязательность. Спортивная деятельность моделирует все многообразие жизненных ситуаций, коллизий и взаимоотношений на фоне повышенных и экстремальных психо-физических нагрузок; способствует актуализации профессионально значимых качеств и умений переносом, в процессе интериоризации алгоритмов спортивной деятельности, способностей и навыков сознательного управления психофизическими состояниями, качеств психоэмоциональной устойчивости к стрессогенным и сбивающим факторам (соперники, судьи, зрители, обстановочные условия, уровень и значимость соревнований) и изменениям внутренней среды в предстартовых состояниях и при нарастающем утомлении; воспитывает, обусловленную конкуренцией, спортивной борьбой, необходимую для мотивации постоянного совершенствования лидерских качеств и самореализации «потребность в достижении». Среди форм спортивной деятельности задачам формирования профессионально важных умений и качеств руководителей оптимально отвечают нестандартные, нестереотипные, ситуационные виды двигательной активности (по классификации B.C. Фарфеля). Разнообразная комбинаторика различных соединений возможных связей и взаимодействий с соперничающей стороной и партнерами (в командных видах и формах состязаний), срочного выбора и осуществления адекватных многофакторной пространственно-временной и динамической ситуации тактических и моторных действий и комбинаций, порой весьма сложных по двигательнокоординационной структуре, создает условия детерминирующие совершенствование систем сенсорного восприятия, афферентного анализа и синтеза, переработки поступающей информации, оперативной оценки ситуации и обстоятельств, принятия решения и программирования действий, то есть систем определяющих эффективность управленческих функций.
   Модельные характеристики и тренирующее действие ситуационных видов спорта и нестандартных ситуаций состязательной активности во всем континууме средств физического воспитания и спорта связаны с высокой напряженностью аналитико-синтетических процессов на фоне общей высокой и экстремальной психофизической напряженности при дефиците времени в условиях постоянно и быстро меняющейся ситуации. Аналогичные процессы имеют место в творческом процессе освоения и совершенствования техники физических упражнений, прежде всего координационно сложных: различных видах гимнастики, игр, акробатики, единоборств. Так, например, двигательная деятельность многочисленных видов единоборств, культивируемых в университете, из рядов которых вышли выдающиеся спортсмены университета - чемпионы Мира: выпускники строительного факультета Роман Узунян, Сергей Ложкин, Андрей Семенов, Руслан Пеньков, - требует развития всех двигательных качеств и координационно сложна, особенно в видах спортивной борьбы, где технические действия подобны кульбитам, флякам и сальто, только еще с сопротивляющимся соперником.
   В спортивной борьбе наблюдается эксклюзивный феномен трансформации сенсомоторной функции, эффект реализации которого обретает особую значимость в практике инженеров строительно-монтажных производств. Совершаемые ими переходы по поясам стропильных и подстропильных ферм, полкам балок, распоркам, связям и ригелям при отсутствии защитных ограждений, ввиду их невозможности или нецелесообразности, обусловливают чрезвычайность релевантной дифференциации кинестетических перцепций, тонких проприоцептивных ощущений, точных представлений «схемы тела» и «схемы пространства» (А.Р. Лурия), креативными детерминантами которых являются двигательная и вестибулярная сенсорные системы. Главной и имманентной функцией двигательной сенсорной системы является обратная связь, обеспечивающая координацию движений, совершенство и эффективность технических действий. В спортивной борьбе двигательная сенсорная система может диверсифицировать свои функции, осуществляя анализ и контроль внешних взаимодействий, то есть функции свойственные экстерорецептивным системам. В условиях тесного контактного взаимодействия двигательная сенсорная система становится доминирующим и даже единственным информационным каналом действий и намерений соперника, когда он находится вне поля зрения. Такая диверсификация функции и стрессогенно обостряющаяся сензитивность двигательной сенсорной системы определяют высокий уровень дифференцирующей и абсолютной мышечно-суставной чувствительности, что в совокупности с адекватной афферентацией вестибулярной сенсорной системы, тренированной средствами спортивной борьбы (акробатическими упражнениями, освоением и многоповторным совершенствованием технических действий, спаррингами), обеспечивает корректное представление о положении и движении тела в условиях высоты и ограниченной опоры при монтаже строительных конструкций промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar