Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Проблемы организации внеучебной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе
А.Ю. Барков
Московский государственный строительный университет
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
   В СССР до 1990 года была чётко определена государственная политика в области организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время. Основная тяжесть этой работы лежала на кафедре физического воспитания и спорта (далее ФиС). Значимая роль при этом отводилась спортивным клубам вузов, которые в то время были организационным, кадровым и финансовым подспорьем кафедрам ФиС.
   В то время спортивный клуб имел статус подразделения профсоюзной организации, свой штат, достойное финансирование как по профсоюзной, так и по бюджетной линии, достаточную независимость и возможности для проведения в тесном союзе с кафедрой ФиС спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами.
   Профсоюзные студенческие организации того времени – могучая и разветвлённая структура. Практически во всех вузах г.
   Москвы существовали студенческие профсоюзы со своим штатом, бюджетом, бухгалтерией и т.д. и возглавлялись опытными преподавателями вузов, прошедшими профсоюзно-комсомольскую школу. Одной из основных комиссий студенческого профкома, тесно сотрудничавшей со спортивным клубом была спортивно-оздоровительная комиссия, в которую входили: председатель, заместитель председателя, спорторги групп, курсов, факультетов. То есть в каждой студенческой группе от профкома студентов был организатор спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы.
   В начале 90-х годов стройная и работающая система была сломана, как и многое другое. Распался СССР, пошли центробежные процессы и спортивные клубы из-за недостаточного финансирования и профсоюзы либо ликвидировали, либо пускали в свободное плавание: спортклуб приобретал статус самостоятельной общественной организации со своим счётом и бухгалтерией.
   Многие спортклубы вузов, имеющих спортсооружения, вскоре встали на ноги, так как все заработанные на проведении спортивных мероприятий деньги могли быть направлены на собственные нужды: зарплату председателя спортклуба, заместителя, бухгалтера, приобретение спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, поощрения преподавателей и студентов и т.п. Однако идиллия длилась недолго. С конца 90-х годов спортивные клубы, как сторонние организации для вузов обязаны были платить, по существующему закону, арендную плату. Сначала льготную, а через несколько лет и по полной программе.
   В результате спортивный клуб практически все заработанные деньги был вынужден перечислять за арендную плату. Сложилась парадоксальная ситуация: спортклуб зарабатывал деньги и платил их все вузу за аренду. При этом арендная плата должна была перечисляться за проведение спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных занятий в спортивно-оздоровительных группах и за другие мероприятия (сауна и т.д.).
   На организацию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, да и просто на свои нужды средств спортивному клубу уже не оставалось. К тому же студенческие профсоюзные организации прекратили самостоятельное существование и влились в профсоюзный комитет вуза. В связи с этим помощь спортклубам от профсоюзов стала оказываться в гораздо меньшей степени. Но самое главное – до сих пор не определен государственный статус спортивных клубов вузов. Сейчас, по закону спортивный клуб в вузе является региональной общественной организацией, т.е. сторонней организацией для вуза со всеми вытекающими последствиями: у спортивного клуба и вуза нет взаимных обязательств, а также нет стимула и средств на ведение в вузе какой-либо спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
   Последнюю точку поставил пресловутый мировой кризис, так как условия договора аренды создают предпосылки для банкротства любого спортклуба из-за невозможности уплаты аренды вследствие непредусмотренных неплатежей.
   Таким образом, к 2010 году спортивный клуб как организатор спортивно-массовой работы перестал существовать в той форме общественной организации, в которую он сформировался в предыдущие годы.
В 90-е годы во многих вузах были образованы различные подразделения, занимающиеся этой работой: ФОК, СОК, Центр здоровья и спорта, спортивные факультеты и т.п. Независимо от их названия сущностью их деятельности является организация внеучебной спортивно-массовой работы наряду с ведением хозяйственно-финансовой деятельности: внутривузовские соревнования, спартакиады, учебно-тренировочные занятия сборных команд, оздоровительно-спортивная работа, материально-техническое обеспечение.
Естественно все функции спортивного клуба перераспределились на эти подразделения вуза. Таким образом, в настоящее время практически уже произошёл переход от общественно-профсоюзного руководства внеучебной спортивно-массовой работы к строгой административной вертикали управления. По существу вузы сами адаптировались к новым условиям существования, когда возможности организации и проведения внеучебной спортивно-массовой работы из-за отсутствия чёткой государственной политики в этой области спортивными клубами, имеющими статус Региональной общественной организации (РОО), были исчерпаны.
   В этот период спортивный клуб вуза, как и профсоюзная организация и как самостоятельная РОО свою задачу как организатор спортивно-массовой работы в вузе во внеучебное время, выполнил. Переход же к форме жесткого администрирования в руководстве спортивно-массовой и оздоровительной работы во внеучебное время в сложившейся ситуации имеет определенную целесообразность и позитивные сдвиги в сторону западной модели управления спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работой в вузе. Эффективность этой модели известна и не нуждается в доказательствах. Достаточно вспомнить феерическую победу на зимней олимпиаде 1972 года в Лейк Плейсиде американской сборной по хоккею, составленной из студентов-спортсменов. Конечно, в российских условиях при крайне недостаточном финансировании вузов, низкой зарплате и полной дискредитации профессии преподавателя, низкой квалификации кадров, недостаточной материально-технической базы, жесткая вертикаль управления может привести к дальнейшему ухудшению положения в организации и проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время.
   Реальные надежды на положительные сдвиги дает распоряжение правительства РФ от 7.08.2009г №1101-Р о развитии студенческого спорта, спортивных клубов вузов и информационной поддержке студенческого спорта. Этим распоряжением утверждена разработанная в соответствии с поручением президента РФ стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020г. (далее Стратегия.). В Стратегии отмечается, что уровень развития физической культуры и спорта не соответствует, в настоящее время, общим положительным социально-экономическим преобразованиям в стране. При этом расходы государства на занятия физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан. Перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные цели и задачи, решение которых требует современных подходов. Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физкультуры и спорта на длительную перспективу, станут развитие детско-юношеского и студенческого спорта, модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях, усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров, повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста., улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества, обеспечение инновационного характера создания развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. В Стратегии указаны основные предполагаемые результаты, запланированного развития и модернизации студенческого спорта:
- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 80%);
- увеличение до 35% общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной активности которых составляет не менее 6 часов;
- привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 % обучающихся и студентов дневной формы обучения;
- увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 35 % общей численности населения;
- уменьшение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальной медицинской группе и посещающих специальные занятия физической культурой и спортом;
- сохранение обязательной формы физкультурного образования – для студентов, не менее 4 часов в неделю;
- обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6-8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- доведение до 45% количества организаций, имеющих спортивные клубы;
- повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности (до 48%);
- совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
- установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;
- организации ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов;
- выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;
- внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
- обеспечение образовательных учреждений объектами спорта.
   Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
   Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения страны, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни.
   На распоряжение правительства уже отреагировало Федеральное агентство по образованию. В письме к ректорам учреждений ВПО, подведомственных Рособразованию, в качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта РФ на первом этапе 2009-2015гг, указывается на необходимость принять меры по развитию студенческого спорта, включая создание спортивных клубов в структуре университетов, оказание информационной поддержки студенческого спорта, финансово-организационного обеспечения участия студентов-спортсменов в российских и международных соревнованиях.
   Ставится задача необходимости развития молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта, создания межвузовских центров развития студенческого спорта на базе крупных университетских комплексов, проведения раз в два года всероссийских универсиад по зимним и летним видам спорта.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0