Повышение эффективности физкультурного образования в гуманитарных колледжах с учетом интересов студентов к физической активности
М.В. Резенова
Российская таможенная академия
Российская таможенная академия
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ КОЛЛЕДЖАХ С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Актуальным вопросом для средних профессиональных учебных заведений России был и остается вопрос физического воспитания студентов. Особое внимание к этому обуславливается тесной связью между физической подготовленностью и общим состоянием здоровья человека. По данным многочисленных исследований повышение двигательной активности, является основой для развития физической подготовленности и оказывает оздоровительное влияние на организм человека. [1, 2, 3, 4].На формирование положительной мотивации к двигательной и физической активности непосредственное влияние может оказать учет интересов и информированность студентов в вопросах физической культуры и физической подготовленности, что позволило бы повысить их заинтересованность к занятиям физическими упражнениями, как в условиях учебного процесса, а так же в режиме свободного времени.
Цель исследования заключалась в повышении уровня физической подготовленности при выявлении и дальнейшего учета интересов студентов к различным видам физических упражнений в гуманитарных колледжах.
Анализ формирования потребностей и мотивов к физкультурно-спортивной активности на основе анкетирования показал, что приоритетными являются три фактора: необходимость общения в процессе занятий (24,3%); физическое совершенствование (23,2%); азарт, соперничество (16,2%).
Сравнение уровня развития физических качеств студентов осуществлялось в соответствие с нормами, предложенными Н.В.
Решетниковым [5]. Был выявлен исходный уровень физической подготовленности студентов колледжа (n=50). При сравнении полученных результатов с нормами, можно заключить, что у студентов колледжа МосГу уровень развития физических качеств ниже норм, соответствующих самой низкой оценке.
Результаты анкетирования и тестирования физической подготовленности студентов приводят к выводу о том, что учебная программа по физической культуре нуждается в корректировке.
Так же в рабочую программу по физическому воспитанию необходимо внести изменения с учетом потребностно-мотивационных интересов студентов гуманитарного колледжа.
Результаты анализа мотивированности студентов колледжа показали, что увеличение в учебной программе времени, отводимого на спортивные игры, гимнастику и плавание, будет соответствовать интересам учащихся.
В результате проведенных исследований было выявлено, что мотивация студентов к занятиям физической культурой совпала с материально-техническими возможностями колледжа. В связи с этим, программный материал был разделен на группы по интересам, что привело к созданию четырех разделов программного материала.
Занятия проводились в рамках учебного расписания два раза в неделю. Продолжительность занятия два академических часа.
Всего было проведено 120 учебно-практических занятий (240 часов) за четыре семестра.
Сравнительный анализ результатов, полученных в начале первого семестра и в конце четвертого, показал, что за два года обучения в колледже, в условиях применения разработанной рабочей программы по физической культуре с учетом потребностно-мотивационных интересов студентов повысился уровень физической подготовленности студентов.
Среднегрупповые балльные оценки экспериментальных групп свидетельствуют о том, что их значения по всем программным тестам были выше, чем в контрольной.
Наибольшие различия между группами (в пользу экспериментальных) отмечались в подтягивании и прыжке в длину с места в ЭГ-2 и составили 1,0 и 0,9 балла, в беге на 100 м в ЭГ-1 составили величину равную 1,0 баллу, а наименьший в подтягивании в ЭГ-3 составил 0,1 балла.
Сравнительный анализ исходных и конечных результатов свидетельствует о том, что испытуемые всех экспериментальных групп по величине прироста во всех тестовых показателях превзошли контрольную группу. Наибольшая, статистически достоверная разница между исходными и итоговыми показателями, с преимуществом занимающихся в ЭГ-2 по экспериментальной программе с основным видом гимнастика, была выявлена в подтягивании из виса на высокой перекладине и составила 123,3%. В этом же тестовом упражнении ЭГ-3 с программой, где преобладающим видом является плавание 54,8%, на третьем месте – ЭГ- 1, занимающаяся по программе с преобладанием спортивных игр с приростом в 32,3%. В КГ этот показатель соответствует 26,7%.
В результатах прыжка в длину с места наибольший прирост составил 7,4% в ЭГ-1, далее 5,7% в ЭГ-2 и 3,1% в ЭГ-3, в КГ- 2,5%.
В беге на 100 м показала преимущество ЭГ-1 – 6,1%, далее, в порядке убывания разницы ЭГ-2 – 3,4%, ЭГ-1 и КГ – 1,4% Сравнительный анализ исходных и конечных данных бега на 3000 м показал, что лучших показателей добились ЭГ-2 и ЭГ-3 – 5,7%, ЭГ-1 – 3,8% и в КГ – 2,5%.
В результате исследований по разработке новой рабочей программы по физической культуре в колледже МосГу с учётом интересов студентов были получены следующие результаты:
1. Теоретически обосновано и практически апробировано содержание учебной программы по физической культуре колледжа на материале игровых видов спорта, гимнастики и плавания.
2. Выявлено, что занятия проводимые, по экспериментальной программе по физической культуре в колледже МосГу, позволяют достичь более высокого уровня физической подготовленности студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие, ВУЗ. – М.: Гардарики. 2007. – 218с.
2. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психифизиологические основы здоровья студентов: Учеб. пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. – 124с.
3. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10 – 11 классов: пособие для учителя. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 125 с.
4. Физическая культура. Примерная программа для средних специальных учебных заведений. –М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. – 24 с.
5. Физическая культура: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учеб. заведений/ Н.В. Решетников, Ю.Л.Кислицин, Р.Л. Полтиевич, Г.И. Погадаев. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.