Особенности тестирования студентов, занимающихся в методическом отделении баскетбола
Н.П. Попова
Спортивный городок « Юность» муниципального учреждения «Щелково»
Е.А. Волнухина
Московский государственный строительный университет
Спортивный городок « Юность» муниципального учреждения «Щелково»
Е.А. Волнухина
Московский государственный строительный университет
ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ БАСКЕТБОЛА
Не секрет, что каждая профессия, даже специальность имеет свою специфику, предъявляет свои, вполне определенные и, зачастую, довольно жесткие требования не только к теоретическим знаниям специалиста, но и к его физическим, психическим качествам и способностям, называемым психофизическими функциями.Это связано, во-первых, с изменениями в характере и условиях современного труда, обусловленных научно-техническими, социально-экономическими процессами, во-вторых, современными проблемами социальной практики физической культуры.
В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е.
во время учебы в вузе, студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствии с требованиями избранной специальности и тем самым повысить свою конкурентоспособность как инженера-строителя.
С помощью профессионально-прикладной физической подготовки преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта МГСУ стремится обеспечить необходимый уровень психофизической подготовленности выпускников.
Оперативная общая оценка психофизической готовности и каждого отдельного признака ее составляющих выборочно определяется в университете с помощью автоматизированных систем (АМСАТ, Сенсокард, Высокая проба).
Профессиональной психофизической готовностью специалистов является совокупность следующих компонентов: физиологический статус выпускника, функциональная устойчивость его организма, физическая подготовленность и уровень профессионально важных психических и психофизиологических резервов.
Во всех методических отделениях кафедры проводится общая оценка физической подготовленности. Это, прежде всего, такие качества как общая выносливость, быстрота и сила. Оценка других компонентов профессиональный психофизической готовности (ППФГ) разработана в каждом методическом отделении соответственно их виду спорта.
В зависимости от направленности производственной деятельности существует четыре блока:
1 – производственная, производственно-технологическая;
2 – проектно-конструкторская, расчетно-аналитическая;
3 – производственно – технологическая, эксплуатационная;
4 – организационно- управленческая, руководящая.
В отделении баскетбола нами разработаны следующие оценки ППФГ:
1. Личностные качества.
- Организаторские способности, которые ярко проявляются в действиях, когда надо суметь организовать своих игроков и добиться правильного выполнения технических приемов.
- Инициативность- выполнение физических упражнений одним из многих способов по личной инициативе, самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях.
- Эмоциональная устойчивость – мобилизация всех сил занимающихся при сдаче тестов, приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности.
- Смелость и решительность, определяющаяся тестом, – реализации численного преимущества (двое против одного).
- Оперативное мышление – способность быстро перерабатывать поступающую информацию, причем выбор решений, должен соответствовать поставленной задаче в каждом конкретном случае на заданный промежуток времени.
Для контроля личностных качеств мы используем следующие тесты:
- Тест- «восьмерка».
- Тест- реализация численного преимущества (двое против одного).
- Бросок мяча в корзину после обыгрывания защитника.
2. Физические качества.
Общеизвестно, что выносливость напрямую зависит от развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что отражается на умственной и физической работоспособности.
Необходимый уровень быстроты опосредованно влияет на скорость логического и оперативного мышления, что применимо для инженеров строительных специальностей, а особенно для прорабов. Определенный уровень развития силы мышц связан с функциями органов и систем человека, с эмоциями и энергетикой, с центральной и периферической нервными системами, с
железами внутренней секреции (гормональный фон). Естественно, что тренированная мышца имеет больше возможностей в преодолении вредных воздействий учебной, производственной и бытовой деятельности.
Поэтому мы подошли комплексно к вышеперечисленным качествам и обратили свое внимание на специальную выносливость и на скоростно-силовые качества.
- Общая выносливость- сдача тестов по специализации в комплексе, когда вовлекаются в работу более 2/3 мышц тела и присутствуют разнообразные физические упражнения.
- Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии, направленность на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в профессиональной деятельности. Тест- передача мяча в стену ( заданное расстояние, количество раз, ограниченное время).
- Специальная выносливость (двигательная работоспособность). Тест – игровые действия по заданию. В силу специфики проводимых занятий, когда одновременно приходят студенты разных факультетов и курсов, мы проводим соревнования между студентами младших и старших курсов.
- Двигательная реакция (быстрота)- Тест- передача мяча в стену на время различными способами по сигналу; перемещение парами с передачей мяча с заданным способом и количеством передач; ведение баскетбольного мяча с изменением направления, скорости, обводка препятствий.
- Быстрота движений – выполнение их с максимальной скоростью. Тесты- передача мяча в стенку, бросок мяча в корзину после ведения за данное время, «восьмерка» (заданное количество передач).
- Скоростно-силовые качества - проведение комбинаций упражнений на скорость и силу. Тест - после выполнения из различных исходных положений прыжков пробегание заданных отрезков с ведением баскетбольного мяча.
- Мышечная сила, которая в некоторой степени проявляется в тесте трехочковых бросков.
- Ловкости - требуют практически все тесты, а также умения и навыков ориентироваться в пространстве и во времени.
3. Психофизиологические качества.
Изучение профессии инженера показывает, что в его деятельности важную роль играют такие качества внимания как способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять одновременно несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с одного объекта на другой (переключение внимания), умение сосредоточиться на одном объекте (концентрация внимания), быть способным удерживать требуемую интенсивность внимания в течение длительного времени (устойчивость внимания). Все это мы можем наблюдать в вышеперечисленных тестах. Для устойчивости проявления внимания постепенно усложняются двигательные задания, их новизна - штрафные и трехочковые броски; ведение и остановка баскетбольного мяча по звуковым сигналам.
Необходимо отметить, что почти все тесты специальной физической подготовки в баскетболе – это сложнокоординированные двигательные действия, овладение которыми способствуют развитию ловкости.
Современное производство с автоматизацией и механизацией производственных процессов, высокой интенсивностью труда на фоне значительных нервно-эмоциональных нагрузок неизбежно связано с большим напряжением умственных, психических и физических сил, повышенными требованиями к координации и культуре движений высокой концентрации внимания работающих. Перечисленные качества имеют социально-экономическое значение и нуждаются в постоянном совершенствовании, т.к. чем прогрессивнее техника и сложнее технология производства, тем более совершенным должен быть человек, занятый в этом производстве.