Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов специальностей «Пожарная безопасность»
М.Н. Жегалова, Н.Е. Калинина, В.Д. Марушкин
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Профессиональная деятельность выпускников специальностей «Пожарная безопасность» (ПБ) и Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС) требует проявления высокого уровня всех физических качеств человека: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости и устойчивой работоспособности в условиях гипоксии. Чрезмерное напряжение в стрессовых ситуациях не ограничивается четким периодом времени и сопровождается непрерывным риском для жизни самого спасателя. Таким образом, мотивация повышения уровня физической работоспособности в период учебы чрезвычайно высока, так как учебная программа по физическому воспитанию студентов этих специальностей включает многообразие физических упражнений, а также выполнение самостоятельных занятий, начиная с 1 курса обучения. Следует учесть, что силовая выносливость, как симбиоз двух физических качеств, наиболее необходима, а профессионально - прикладная физическая подготовка (ППФП) должна быть приближена к реальным условиям выполнения профессиональной деятельности и начинаться с первого года обучения.Поставлены задачи:
1) определить оптимальные физические упражнения, их объем, интенсивность и последовательность выполнения.
2) разработать и применить на практике комплексы дыхательных упражнений, как в учебном процессе по физической подготовке, так и на самостоятельных занятиях с целью развития дыхательной мускулатуры.
3) обеспечить информативный контроль за динамикой развития физических качеств и функционального состояния.
Под наблюдением находились 51 студент ВолгГАСУ специальностей «ПБ» и «ЗЧС» (муж.), отнесенные к основной медицинской группе. Объем учебных занятий составлял на 1 – 2-х курсах – 4 часа, на 3-4-х – 2 обязательных и 2 факультативных.
Дополнительно студентам предлагалось выполнение самостоятельного домашнего задания, акцентированного на развитие показателей жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), с целью облегчения адаптации организма к гипоксии. Неординарность поставленных задач потребовала применения целого арсенала разнообразных физических упражнений. Это длительный бег в гору и с горы; челночный; с изменением направления движения; с грузом 10-12 кг; подъемы и спуски с этажей; лазание по канату; приседание со штангой или партнером на плечах; подтягивание; перевороты на перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; прыжки с высоты 2-3-х метров без страховки; дыхательные упражнения с акцентом на силу вдоха и выдоха; задержка дыхания после вдоха и выдоха.
Мониторинг исследования включал, как объективные показатели, так и субъективные ощущения занимающихся. Объективные – динамика результатов: в 4-х минутном беге вверх-вниз по этажам; челночный бег на дистанции 60 м. с грузом 12 кг. (с); подтягивание на перекладине (раз); лазание по канату (м); приседания с грузом 43 кг. (раз); держание ног в висе в положении угол (с); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз); сумма шестикратной динамометрии обеих рук без отдыха. Субъективные ощущения оценивались по разработанной нами анкете.
Известно, что развитие любого физического качества зависит, прежде всего, от объёма физической нагрузки, интенсивности и времени отдыха между упражнениями. Необходимо учесть, что коэффициент полезного действия будет наиболее высок, если каждое последующее упражнение будет выполняться с нагрузкой на другие группы мышц. Например, первое упражнение на мышцы ног - бег по этажам; второе на мышцы рук – подтягивание на перекладине; третье на мышцы ног - челночный бег, и снова на мышцы рук – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
И здесь главным моментом мастерства педагога будет определение готовности студента к повторному действию. Наш предыдущий опыт показывает, что наибольший эффект достигается, если разница между двумя показателями: частота пульса (ЧП) в момент окончания упражнения и готовность к повторному упражнению будет равна 50 на I курсе, когда организм еще не адаптирован к физической нагрузке, на II курсе – 45; III-ем – 40; IV-ом – 30 уд/мин.При этом берется во внимание, достоверно уменьшающееся время воздействия упражнений по ЧП.
Резюме Физическая нагрузка большого объема и высокой интенсивности, включающая многообразие физических упражнений, выполняемая студентами специальностей «ПБ» и «ЗЧС» за период учебы может успешно решить вопрос качественной физической и функциональной подготовки и адаптации к сложным условиям будущей профессиональной деятельности при соблюдении следующих условий:
1. ППФП должна начинаться с первого года обучения.
2. Наличие современного информативного контроля за адаптацией организма по данным состояния жизнеобеспечивающих систем.
3.Систематическая тренировка дыхательного аппарата и системы регуляции дыхания, усиливающая положительное воздействие физических упражнений на ЦНС и выступающая оптимизирующим фактором психофункциональных сенсомоторных отправлений.
4.Применение физических упражнений и контрольных тестов, имитирующих профессиональную деятельность.
5.Анализ показателей субъективных ощущений на каждом учебном занятии и своевременное внесение коррективов в учебное планирование.