Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Особенности организации тренировочного процесса в соревновательном период игроков в русскую лапту
Е.В.Готовцев
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ИГРОКОВ В РУССКУЮ ЛАПТУ
   В последнее время наметился переход к программированному принципу организации тренировки. Для этого ставится конкретная целевая задача на каждом этапе подготовки и разрабатывается соответствующая программа тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающая их реализацию.
   Цель такого подхода к планированию – сочетать одновременное и в то же время постепенное совершенствование физической, технической, тактической и интегральной подготовки игроков. В спортивных играх все виды подготовки применяются в течение всего годичного макроцикла, но на каждом этапе упражнения имеют свою направленность.
   Учебно-тренировочная работа в командах по русской лапте проводится круглогодично в форме командных, групповых и индивидуальных занятий, состязаний. Разработке годового плана предшествует детальное обследование игроков в русскую лапту, анализ результатов работы в прошедшем году, изучение календаря соревнований.
   Построение подготовки в годичном цикле исходит из перспективного плана и основывается на:
- задачах, стоящих перед командой в предстоящем сезоне;
- календаре соревнований;
- закономерностях развития и становления спортивной формы.
   Соответственно фазам становления спортивной формы годичный цикл тренировки подразделяют на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Средства подготовки и тренировочные нагрузки распределяются строго по периодам и этапам подготовки.
   Соревновательный период включает отрезок времени от первой до последней игры основных соревнований. Согласно календарю, внутренняя структура соревновательного периода может быть однородной и неоднородной. При однородной все недельные микроциклы сходны между собой, между календарными играми равномерные интервалы. При неоднородной структуре соревновательного периода интервалы между играми различны.
Задачи соревновательного периода:
• стабилизация спортивной формы;
• сохранение и поддержание достигнутого уровня тренированности;
• реализация двигательного и игрового потенциала;
• расширение возможностей основных функциональных систем;
• совершенствование групповых и командных коллективных действий;
• совершенствование индивидуального мастерства;
• поддержание и повышение уровня психологической готовности.
   Эффективность тренировочного процесса обусловлена степенью адекватности тренировочных упражнений соревновательным. В связи с этим, определяющим фактором построения тренировочного процесса должна служить объективная информация о структуре соревновательной деятельности. Прежде всего, представляет интерес ее содержательно-временные компоненты: состав и структура технико-тактических действий, условия их реализации, эффективность, время протекания игровых ситуаций.
   В соревновательном периоде главное место занимает выступление команды в официальных играх и подготовка к ним. Выбор средств и методов подготовки во многом определяется календарем соревнований, квалификацией соперника, эмоциональным фоном. Приоритет отдается совершенствованию технико-тактических действий (ТТД), специальной физической подготовке скоростно-силовой направленности. Объем нагрузок постепенно снижается, а интенсивность постоянно увеличивается.
   Осуществляется сближение всех сторон подготовки, повышается роль индивидуализации учебно-тренировочной работы, более строго контролируются средства, повышающие тренировочный эффект, происходит некоторое сужение круга применяемых средств.
   Следует учитывать, что длительное использование большого объема специальных упражнений высокой интенсивности ведет к снижению специальной выносливости, использование только упражнений скоростно-силовой направленности приводит к накоплению утомления и снижению качества игровой деятельности.
   Поэтому в соревновательном периоде, особенно ближе к его окончанию, следует использовать упражнения, направленные на поддержание аэробных возможностей, что способствует ускорению процессов восстановления и поддержанию имеющегося уровня базовой подготовленности. Неспецифическая работа аэробного характера оказывается эффективной в поддержании спортивной формы в соревновательном периоде.
   Важнейшим средством подготовки становится целостное моделирование игры, которому отводится приоритет. Применяемые упражнения должны быть преимущественно направлены на повышение устойчивости и вариативности ТТД. Целесообразно использовать упражнения, направленные на совершенствование ТТД в затруднительных условиях, противоборствах, при дефиците времени и пространства. Много времени отводится на совершенствование передач мяча, ударов, вариативности тактических комбинаций.
   Тактическая подготовка направлена на сбалансирование действий в нападении и защите, синхронизацию перехода от атаки к обороне после осаливания, использование индивидуальных качеств лаптистов в командной игре. С этой целью широко используются игровые упражнения, двусторонние и товарищеские игры.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar