Лыжный спорт в подготовке специалистов строительного профиля
Д.Е. Егоров, Е.Г. Олейник
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Увеличение спроса на работников инженерных специальностей – вполне объективная и востребованная временем тенденция. Труд данных специалистов призван стать стимулом в модернизации национальной экономики России. Поэтому повышение качества технического образования должно стать приоритетной задачей для соответствующих вузов страны.На современном этапе реформирования системы профессионального образования России происходит переход к методам государственного управления и бюджетирования, ориентированным на результат. Что существенно повышает требования к подготовке инженера, так как инженеру необходимо решать множество иногда достаточно противоречивых задач.
При подготовке специалистов вузы опираются на государственные образовательные стандарты. Но одной из проблем является несоответствие знаний, умений и навыков выпускников вузов требованиям, предъявляемым к ним производством.
Рассмотрим требования, предъявляемые к индивидуальным способностям специалиста выше указанного профиля:
• нервно-психическая устойчивость;
• высокий уровень развития координации, ловкости, выносливости;
• способность к концентрации и распределению внимания;
• хороший глазомер.
В ряде работ авторами было выявлено, что общая физическая подготовка не является ведущей в процессе труда, но создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, выражаясь в ней через показатели состояния здоровья, уровни физической тренированности и способности быстрого адаптирования к условиям труда. Каждая профессиональная деятельность имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда и психофизиологическими характеристиками.
При подготовке в стенах вуза выше обозначенных специалистов акцент сделать необходимо на развитии профессионально важных физических качествах, таких как выносливость, координационные и силовые способности, совершенствовании психофизических качеств.
Так как учебная пора в годичном цикле включает в себя достаточно длительный зимний период в отдельных регионах России до 6 месяцев и более, то для развития физических качеств в зимнее время выбор средств необходимо сделать на лыжном спорте.
Данный вид спортивной деятельности эффективен для воспитания выносливости и координационных способностей, глазомера и внимания, а также для оздоровления и закаливания.
Начинать надо с общей физической подготовки, далее по мере достижения необходимого уровня общей физической подготовки необходимо развивать специальную подготовленность. Интенсивность выполнения работы низкая, темп равномерный, далее необходимо использовать переменный и интервальный методы тренировки, и далее совершенствовать локальную мышечную выносливость и выносливость к работе в постепенно усложняющихся условиях.
В одном занятии рекомендуется проходить на лыжах до 8-10 км (на этапе совершенствования техники передвижения на лыжах).
Все упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода и подготовленности.
Не менее важной в профессиональной деятельности инженеров строительного профиля является ловкость. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, основу которого составляют координационные способности.
Координационные способности во многом обусловлены предшествующим двигательным опытом и реализуются в условиях выполнения сложных координационных действий, результат которых зависим от точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения [1, 2, 3].
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов: способности человека к точному анализу движений; сложности двигательного задания; уровня других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); смелости и решительности; общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. [1, 4] Воспитание координационных способностей имеет свою последовательность:
1) улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
2) развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Методика развития ловкости имеет специфические особенности. В первую очередь это развитие способности делать сложные движения в быстро меняющейся обстановке. Далее включают упражнения, требующие быстроты и точности выполнения движения и приспособления к быстро меняющимся условиям. Следующий этап - выполнение этих упражнений в еще более сложных условиях. Данное условие реализуется в условиях прохождения трассы, добавление виражей, сложных поворотов, усложнения рельефа подъемов и спусков [3, 4].
При совершенствовании ловкости необходимо включать в комплексы новые упражнения и менять условия их выполнения, в силу того, что они оказывают необходимый развивающий эффект, пока являются для студентов новыми [2, 4].
Одно из технических особенностей передвижения на лыжах, это одноопорное скольжение, для чего должно быть хорошо развито чувство равновесия. Поэтому удержание равновесия, т.е.
сохранение устойчивого положения тела при передвижении на лыжах является очень важным условием. Для развития этой способности применяются упражнения, выполняемые на различной высоте при действии факторов, нарушающих устойчивое положение тела. Также для развития этого качества и совершенствования функций вестибулярного аппарата применяются повороты на 180 и 360° на месте и в движении, кувырки вперед, назад, в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке. Одно из упражнений это передвижение на лыжах без палок, которое полезно не только для тренировки равновесия. Следующее упражнение для развития равновесия - это преодоление спуска на одной ноге. Необходимо выбрать пологий прямой спуск, ехать следует не в колее лыжни, проехать как можно дальше.
Для повышения эффективности учебного процесса дисциплины «Физическая культура» со студентами технического вуза в зимний период необходимо акцентировать внимание на лыжном спорте. В летнем периоде также целесообразно использовать средства специфичные для лыжного спорта (шаговая и прыжковая имитация попеременного двухшажного хода и коньковых ходов, передвижение на лыжероллерах).
Соответственно в зимний период для повышения эффективности подготовки будущих инженеров при выборе средств необходимо акцентировать внимание на лыжном спорте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн // М,: Медицина, 1966. - 349 с.
2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана; авт.-сост. Г.И.Погадаев; предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.:ФиС, 1998. – 496с.
3. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – Минск, 1985. – 138с.
4. Теория и методика физической культуры (Курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.П.Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 324с.